Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй уцелела во внутрипартийном голосовании о доверии ей. Мэй поддержали 200 депутатов от ее Консервативной партии. Против выступили 117.
Для победы Мэй требовалось 158 голосов из 315 (столько депутатов представляет сейчас Консервативную партию в Палате общин британского парламента). Но, по мнению аналитиков, если Мэй столкнутся с большим внутрипартийным сопротивлением (а против нее выступили более 100 депутатов), это все равно может привести к ее отставке.
По внутрипартийным правилам, лидерство Мэй не может быть оспорено в течение года – но существует вероятность голосвания о недоверии в парламенте, где у противников Мэй, включая оппозицию, может оказаться большинство.
Перед голосованием Мэй пообещала однопартийцам, что не будет претендовать на лидерство партии на следующих парламентских выборах – и все равно против нее высказались свыше трети депутатов-косерваторов. Это означает, что в парламенте у премьера, скорее всего, нет большинства.
Лидер лейбористов Джереми Корбин уже заявил: "Сегодняшнее голосование ничего не меняет для нашего народа. Премьер-министр утратила большинство в парламенте, ее правительство в хаосе и она не может добиться соглашения о Брекзите, которое шло бы на пользу стране, ставя во главу угла рабочие места и экономику".
За голосованием в Консервативной партии следила вся Европа – его итоги окажут влияние на выход Британии из Евросоюза (Брекзит). Политический кризис вокруг условий Брекзита, о которых Тереза Мэй договорилась с Брюсселем, но не с собственными однопартийцами, и привел британского премьера на грань отставки.
"Непроходимый" Брекзит
Между тем вопрос с Брекзитом не решит любой исход сегодняшнего голосования, отмечает парламентский обозреватель Би-би-си Лора Кюнссберг:
"Это потенциальное мучение для обеих сторон. Если Мэй выиграет, ей никогда не удастся протащить свой вариант Брекзита через парламент. Но и ее критиков не ждет ничего хорошего, поскольку они окажутся в подвешенном состоянии еще на год, а это значительно дольше намеченной даты Брекзита".
Нет никаких гарантий, что Тереза Мэй продержится в премьерском кресле даже в случае убедительной победы над противниками в рядах своей партии. Ее вариант Брекзита в нынешнем виде не поддержат ни эти противники, ни лейбористская оппозиция, ни североирландские юнионисты – партнеры консерваторов по шаткой правительственной коалиции.
План Мэй предполагает несколько "мягких" решений ключевых проблем:
- Поддержание общих с ЕС правил торговли, необходимых, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение товаров через границу.
- Заключение нового таможенного соглашения, которое позволит отказаться от контроля между Великобританией и ЕС, будто у них "объединенная таможенная территория".
- Окончание режима "свободного передвижения" и возвращение контроля над количеством въехавших в страну людей, но при этом введение правил, позволяющих гражданам Британии и ЕС свободно путешествовать и подавать запрос на разрешение учиться и работать.
- Эта версия Брекзита позволит не устанавливать реальную границу с Ирландией.
- Великобритания покинет юрисдикцию Европейского суда, но в некоторых областях "общих правил" будет учитывать его решения.
Противники премьера говорят, что Британия в результате окажется в еще худшем положении, чем сейчас: ЕС будет обладать контролем над значительной частью британской экономики, а Лондон окажется не в состоянии повлиять на европейские законы. Североирландцев же больше всего беспокоит, появится ли вновь "жесткая" граница между этой частью Соединенного Королевства и соседней Ирландской республикой.
Противоречий такое множество, что, как выразился министр экономики Германии Петер Альтмайер, "как будут развиваться события, предсказать невозможно". Континентальная Европа смотрит на происходящее с любопытством и порой с плохо скрываемым злорадством. Глава Европейского совета Дональд Туск заявил во вторник, что ЕС и рад бы помочь Британии найти выход из положения, "но не знает, каким образом". В этом заявлении звучало больше иронии, чем искреннего сочувствия.
Вариантов, стоящих перед Британией в связи с Брекзитом, теперь не меньше семи.
1. Чудо: Тереза Мэй убеждает депутатов принять согласованный ею с Брюсселем вариант Брекзита. В таком случае Британия "мягко" покидает ЕС в конце марта будущего года. Неизвестно, верит ли еще в это сама премьер, но если да, то кроме нее, похоже, на такой исход не надеется уже почти никто.
2. Жесткая посадка: Мэй так или иначе уходит, ее преемник из числа радикальных консерваторов ведет страну к "жесткому" Брекзиту.
3. Выборы: консервативное правительство проигрывает голосование о доверии в парламенте (которое в любой момент может вызвать оппозиция). Назначаются новые выборы, результатом которых может быть победа лейбористов и премьерство Джереми Корбина. В таком случае Брекзит явно отложат – такой механизм тоже предусмотрен.
4. Повторение пройденного: парламент не принимает предложенный Мэй вариант Брекзита, но вносит в него многочисленные поправки и утверждает в измененном виде. В таком случае измененное соглашение придется вновь согласовывать с Евросоюзом (неизвестно, согласится ли он на это). Срок Брекзита опять-таки нужно будет перенести.
5. Всё сначала: обе стороны "забывают" о варианте, согласованном Мэй, и приступают к переговорам по-новому. Вероятность этого невелика: у Брюсселя нет никаких весомых причин идти на такие уступки Лондону. Понятно, впрочем, что и в этом случае на Брекзит в марте рассчитывать не приходится.
6. Полный назад: парламентское большинство решает остановить процесс Брекзита и отозвать соответствующую заявку из Брюсселя. Вариант маловероятный, однако легальный: на днях Европейский суд принял специальное постановление, подтверждающее право Британии на такой шаг.
7. Второй референдум: в стране нарастает кампания за повторный референдум о Брекзите. Активисты заявляют, что люди, голосовавшие за Брекзит в 2016 году, не представляли формы, в которой он будет происходить. Ранее Тереза Мэй исключила возможность подобного голосования, но ситуация меняется так стремительно, что исключать этот вариант тоже нельзя. Тем более если карьера Терезы Мэй близится к концу, что весьма вероятно, чем бы ни закончился ее сегодняшний бой с оппонентами.