Решение Вселенского патриархата создать на Украине автокефальную церковь породило споры вокруг будущего Украинской православной церкви Московского патриархата. Уже не раз в адрес Константинополя из Москвы звучали обвинения касательно "рейдерства", под которым подразумевается возможный переход священников и верующих из РПЦ МП в независимую украинскую церковь. "Рейдерством" было названо и предложение главы УПЦ Киевского патриархата Филарета переименовать УПЦ МП в Российскую православную церковь на Украине.
В заявлении, распространенном отделом внешних связей УПЦ МП, говорится, что невозможно изменить название юридического лица без его согласия: "Невозможно силой изменить название нашей церкви", – подчеркивают в УПЦ МП. В интервью Радио Свобода глава Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет объясняет, почему, по его мнению, название нужно будет изменить и какова будет церковная жизнь на Украине после того, как будет издан томос.
– Никакого "рейдерства" не будет. Этого хотелось бы Москве, чтобы были поводы вмешаться во внутренние дела Украины. Вспомним, как началась война на востоке. Россия якобы защищала русскоязычное население. А сейчас хотят создать поводы для якобы защиты православных. Мы знаем это и не хотим давать поводы. Поэтому никакого насильственного захвата храмов не будет, а будет свободный переход тех, кто этого хочет. Тот же, кто этого не хочет, останется в российской православной церкви. Мы же будем требовать, чтобы в Украине была одна Украинская православная церковь. Мы попросим Верховную раду принять закон об учреждении одной Украинской православной церкви, а другая должна называться Российской православной церковью. Они должны честно назвать себе теми, кем являются сейчас, поскольку защищают интересы России.
– В Украине всегда было влияние Москвы, все 27 лет независимости. Но, как утверждает украинская поговорка, "где два украинца, там три гетмана". К сожалению, это относится и к церковной жизни. Что вы по этому поводу думаете, Ваше Святейшество?
– К сожалению, мы трижды договаривались с Украинской автокефальной православной церковью об объединении, и трижды она выдвигала такие условия, на которые мы не могли пойти. Но сейчас Собор собирает Вселенский патриарх, и потому они не смогут отказаться, так что вопрос будет решаться на Соборе.
– Может ли Россия организовать коалицию против украинской автокефалии? Если да, то это будет коалиция меньшинства?
– Несколько церквей могут поддержать Россию. Всего лишь несколько. Но тогда российская церковь окажется в изоляции, окажется в состоянии раскола. Ей это невыгодно. Римско-католическая церковь не имеет никакого отношения к этому процессу, поскольку речь идет о православной церкви, а не католической.
– Насколько активно на сегодняшний день рядовые священники Московского патриархата переходят в церкви Киевского патриархата и что мешает этому процессу?
– Сейчас духовенство мало переходит. Но переходят верующие. И всё это происходит безболезненно.
– Можно назвать цифру?
– Возьмите, к примеру, Киев. Прихожане покидают приходы.
– У РПЦ около 12 тысяч приходов. Сколько перешло?
– Перешло на сегодняшний день около ста пятидесяти приходов.