Бывшего координатора штаба Навального в Архангельске, 22-летнего Александра Пескова отказались восстанавливать на четвертый курс Северного государственного медицинского университета. В выписке из протокола заседания совета деканов СГМУ в качестве объяснений причины отказа написано, что Песков нарушил устав вуза, потому что “во время обучения занимался политической деятельностью на территории образовательной организации”.
Александр подал на университет в суд. Активист утверждает, что поддерживал кампанию Навального вне стен университета и в свободное от занятий время. Оппозиционер уверен, что СГМУ дискриминирует его по признаку политических убеждений. В интервью Радио Свобода Александр Песков рассказал о том, как сейчас проходит суд по его иску к вузу, зачем он подарил Игорю Шувалову желтую уточку и почему считает эмиграцию трусостью.
– Меня не устраивает тотальная нищета и беззаконие в нашей стране, поэтому я решил поддержать Алексея Навального, – сказал Александр Песков. – Сначала я был волонтером штаба в Архангельске, а в ноябре прошлого года я стал координатором. Учиться в медицинском вузе тяжело, но у меня получалось совмещать работу в штабе и учебу. Мне помогали два заместителя, поэтому я справлялся. Мы организовывали митинги, раздавали листовки, готовили наблюдателей для президентских выборов. Но в зимнюю сессию я не сдал экзамен по предмету “фармакология”. Это трудная дисциплина. Во время экзамена у меня создалось ощущение, что преподаватель относится ко мне предвзято. Я пытался пересдать фармакологию, но не получилось. В результате меня отчислили из университета с 4-го курса. Учиться мне оставалось всего два года. Я очень хочу быть врачом, поэтому решил восстановиться в СГМУ опять на 4-й курс. Но в восстановлении мне отказали, потому что я якобы занимался политической деятельностью на территории вуза и общежития, где я жил. Ничего подобного не происходило. На заседании суда 30 октября ответчик ссылался на нарушение университетского устава, где на территории вуза не допускается создание политических партий и религиозных организаций.
Университет пытается объяснить отказ в восстановлении тем, что я был организатором митинга 5 мая
Но никаких доказательств, кроме докладной записки от заведующей общежитием, где я жил, вуз не представил. В этой записке речь идет о том, что на входной двери была обнаружена наклейка в виде буквы "Н". У ответчика нет подтверждений того, что я был причастен к распространению этой наклейки. Университет пытается объяснить отказ тем, что я был организатором митинга 5 мая. Но у вуза нет законных оснований лишать права на образование тех, кто привлекался к административной ответственности. Тем более что вуз нарушает собственный устав. Например, в здании университета проходила встреча ветеранов и студентов с членами "Единой России". На первом курсе я присутствовал на конференции (нас в обязательном порядке туда согнали), на которую приходили священники и рассказывали о тесной связи между медициной и религией.
– До отчисления преподаватели, полицейские или администрация города проводили с вами "профилактические беседы"? Говорили, что за Навального вас могут отчислить?
– Осенью прошлого года мне позвонил сотрудник областного правительства, молодой человек, которому мы подавали уведомления о митингах. Этот парень пригласил меня выпить кофе. Во время встречи чиновник в дружеской манере посоветовал мне прекратить поддерживать Навального, иначе у меня будут проблемы с учебой. Этот парень сказал, что если я хочу быть оппозицией, то могу вступить в ЛДПР. А лучше узнать у кого-то из депутатов “Единой России”, чем себя можно занять в свободное время. Я посмеялся и пропустил эти слова мимо ушей. Однажды я оставил пачку листовок в квартире моего друга. К нему пришли с обыском полицейские. Они разговаривали между собой обо мне и сказали, что я долго учиться я не буду.
– Я посмотрела в интернете видео, на котором вы подарили Игорю Шувалову, председателю Внешэкономбанка и бывшему первому вице-премьеру, желтую уточку. Зачем вы это сделали?
Я сказал, что мы все знаем о фильме “Он вам не Димон” и о собаках Шувалова, которые летают по разным странам. Затем спросил, не стыдно ли Игорю Ивановичу перед гражданами России
– Я узнал, что будет встреча студентов с Шуваловым по вопросам развития Северного федерального университета. Я туда пришел и сел напротив Игоря Ивановича. Все вокруг были такие радостные и нарядные. Самый настоящий праздник, иначе это не назвать. Вопросы ему задавали как под копирку: мол, что вы, Игорь Иванович, хорошего планируете сделать еще. И все такое прочее о любви к режиму. Шувалов сидел расслабленный, довольный. Я ему подарил символ борьбы с коррупцией – резиновую уточку. Я сказал, что мы все знаем о фильме “Он вам не Димон” и о собаках Шувалова, которые летают по разным странам. Затем спросил, не стыдно ли Игорю Ивановичу перед гражданами России.
– Как студенты реагировали на это?
– Они мне хлопали. Шувалов ответил, что ему не стыдно за свое богатство, потому что все его имущество легализовано. А вопрос я задал, потому что федеральным чиновникам необходимо знать, что люди на самом деле о них думают. Я считаю, что надо не бояться задавать власть имущим острые вопросы. Я использую любую возможность спрашивать у чиновников то, что я считаю нужным. Например, я прочитал в твиттере губернатора Архангельской области Игоря Орлова, что надо менять молодежную политику и общаться со студентами и школьниками на равных. Нужен новый подход – писал губернатор. Я пришел на форум добровольцев Архангельской области и спросил, почему местная власть не согласовывает мероприятия штаба Навального. Еще я пригласил Орлова на митинг 5 мая. Губернатор ответил, что волонтеры Навального занимаются провокациями. Орлов сказал, что мы разрушаем систему и стремимся нанести вред России. Чиновник говорил, что мы врем обществу. Еще он сравнил нас с подростками, которые собираются в подворотне, чтобы подраться. Орлов обещал постараться, чтобы таких глупостей, то есть оппозиционных митингов, в области не было. Я написал в прокуратуру жалобу на то, что губернатор препятствует проведению общественных мероприятий. Но прокуратура не нашла нарушений в действиях Орлова. Она ответила, что у губернатора нет полномочий рассматривать уведомления о проведении митингов.
– Чем вы сейчас занимаетесь? Устроились на работу?
– На работу меня не берут из-за военкомата. 23 апреля вышел приказ об отчислении. 30 апреля ко мне в общежитие приехал полицейский и вручил мне повестку в военкомат на конец мая. Меня отправили в военкомат Северодвинска, потому что у меня прописка в этом городе. Военкомат Северодвинска так хотел сослать меня в армию, что прислал три повестки на одно и то же время и день. На медицинское обследование меня возили сотрудники уголовного розыска. У меня есть проблемы со здоровьем, которые не позволяют идти в армию. Но меня признали годным к воинской службе. Я пытался оспорить это решение в суде, потому что медицинское обследование было сделано не в полной мере. Но я отказался от исковых требований, поскольку на момент заседания призыв кончился, и нарушения комиссии, как я думал, уже не затрагивали моих прав. Летом мне позвонил следователь и сказал, что проходит проверка по факту моего уклонения от воинской службы, и потребовал, чтобы я явился на допрос. Затем следователи звонили моим родителям и пытались давить на меня через отца. Пока идет разбирательство с военкоматом, меня никто не хочет официально брать на работу. Мне приходится сидеть на шее у родителей. Я надеюсь восстановиться в вузе, продолжить образование и работать по профессии.
– Почему вы хотите быть врачом?
После окончания вуза я собирался работать в государственной больнице. Я хочу, чтобы у простых людей была возможность лечиться у хороших врачей
– Мне в детстве делал операцию прекрасный хирург Оскар Фридрихович Краузе. Его в Череповце, где я жил до 2014 года, знают все. Родителей Оскара Краузе в сталинские времена объявили врагами народа и арестовали за антисоветскую агитацию. Оскар Фридрихович свою жизнь посвятил детям и медицине. Я хочу быть похожим на него. Мне кажется, у меня есть все качества, чтобы стать хорошим врачом. Я ответственный, внимательный и люблю заботиться о других. В школьном возрасте я работал санитаром в детской больнице и убедился, что медицина – это мое. После окончания вуза я собирался работать в государственной больнице. Я хочу, чтобы у простых людей была возможность лечиться у хороших специалистов. Очень жаль, если моя мечта не сбудется.
Администрация СГМУ не дала комментарий Радио Свобода. С разрешения главного редактора новостного портала 29.ru Елизаветы Беловой приводим в сокращенном виде ответ ректора СГМУ Любови Горбатовой этому информационному ресурсу:
"После обращения Пескова А. в августе 2018 в вуз с заявлением о его восстановлении руководством университета было решено изучить общественную, с явным политическим акцентом, деятельность этого гражданина. В результате было установлено, что Песков А. накануне выборов Президента Российской Федерации размещал в здании общежития агитационные материалы, в виде наклеек, которые были выявлены, как в кабине лифта, так и на входных дверях общежития СГМУ (справочно: наклейки выглядели следующим образом – логотип президентской кампании Алексея Навального, представляющий собой одновременно букву "Н" (от "Навальный" ) и восклицательный знак). По данному факту заведующей общежитием было указано Пескову А. на недопущение размещение наклеек подобного содержания. Песков заверил ее, что впредь этого не повторится и не отрицал высказанного ему замечания. В связи с чем заведующая общежития весной 2018 года докладную записку на имя руководства вуза по данному факту не стала готовить, ограничившись проведением профилактической беседы со студентом 4 курса Песковым А. Докладная записка от заведующей общежитием, указанная в протоколе заседания совета деканов, датирована 23 августа 2018 года (после того, как Песков А. обратился в университет с заявлением о его восстановлении). В связи с чем Песков не мог знать содержание данной докладной записки, но знал о проведенной с ним (в марте 2018 года) беседы по данным обстоятельствам. Песков А. занимался организацией публичного мероприятия "Митинг за право быть гражданином России" будучи студентом СГМУ. В отношении применения к Пескову А. п.1.18 Устава СГМУ напоминаем Вам, что Песков А. в период обучения в СГМУ являлся координатором штаба Навального в Архангельске и активно декларировал свою общественно-политическую деятельность в сети Интернет. Политическую деятельность организатора данного движения Навального А., преследуемые цели и задачи, в т.ч. региональных штабов, руководство вуза комментировать не уполномочено".
– Не собираетесь эмигрировать? – спросили мы у Александра Пескова, прочитав материалы дела.
– Ни в коем случае. Если я уеду, то предам свою команду, своих людей. Поймите, эмиграция – это проявление трусости. Я буду бороться до конца, потому что людям нужна наша деятельность. Граждане следят за нашей активностью. Я не могу разочаровывать народ. Я не напрасно год посвятил кампании Навального. Общественное мнение изменилось. Перед президентскими выборами все топили за царя-батюшку. После повышения пенсионного возраста люди стали возмущаться и Путиным, и нашей местной властью. Я думаю, что граждане готовы выходить на митинги ради положительных изменений.