Владимир Путин принял приглашение министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и отправляется на ее свадьбу. После этого - с официальным визитом к канцлеру Германии Ангеле Меркель. В чем разница отношения к президенту РФ двух государственных деятельниц?
Участвуют журналисты Аркадий Дубнов, Борис Юнанов и Борис Райтшустер, а также эксперт института Европы РАН Владислав Белов. Ведущая Елена Рыковцева.
Полная видеоверсия программы
Видео: В. Путин идет по коридорам под песню «По Дону гуляет казак молодой
Елена Рыковцева: 10 донских казаков берет с собой Владимир Путин на свадьбу в Австрию. Берет с собой этот хор в количестве 10 человек, наверное, особо избранных, которые споют свадебную песню министру иностранных дел Австрии. Об этом сообщило сегодня издание «Курьер». Мы как раз обсуждаем, как там свадьба, зачем она, а потом самое главное, что будет дальше, после свадьбы. От одной женщины, которую посетит Владимир Путин, он едет к другой замечательной — Ангеле Меркель. Отношение этих двух дам к одному мужчине мы тоже постараемся обсудить. С нами Владислав Белов, Институт Европы Российской Академии наук. С нами на связи Борис Юнанов, журналист-международник. С нами так же на связи Аркадий Дубнов, тоже журналист-международник. Вы ведь когда-то были в кремлевском пуле, этот кремлевский пул не берут на свадьбу, Владимир Путин останется без журналистов. Как же так, не будет ли обидно ли вашим коллегам?
Аркадий Дубнов: Спасибо за грустные воспоминания. Я действительно когда-то был свидетелем первой встречи фрау Меркель с господином Путиным — это было, по-моему, в Томске. Во-вторых, я уже давно не езжу с Путиным, не вхожу в пул, стараюсь не общаться с журналистами, которые обслуживают нашего патрона. Без журналистов, мне кажется, он будет более равен самому себе. . Здесь он будет ориентироваться только, наверное, на фрау Меркель. В этой ситуации мне кажется важен вот какой аспект — хорошо, что он не взял с собой собаку. Потому что однажды, мы помним, очень сильно испортилась атмосфера российско-германских отношений, когда в Ново-Огарево его пес сильно испугал почтенную мадам. Так что, на мой взгляд, уже это предвещает относительный успех этой встречи.
Елена Рыковцева: Вы забежали вперед, потому что на ту встречу, о которой вы сейчас говорите, журналистов как раз возьмут, а собаку не возьмут. Та история, о которой вы рассказываете, произошла в 2007 году — это была Кони, исторически известная лабрадор Кони, которая напугала Ангелу, которая действительно побаивается собак. Дело в том, что в Берлин они все поедут, как и следует, а на свадьбу нет. Мы знаем, что сегодня даже раздались требования отставки министра иностранных дел, потому что она его позвала. Скажите, пожалуйста, ей это зачем? Ему понятно, он согласился, еще бы не согласиться, а ей зачем?
Владислав Белов: Действительно на полях визита Владимира Путина в начале июня в Вену во время встреч с главой государства, федеральным канцлером, главой правительства, зачастую путают президента и канцлера, госпожа Кнайсль сказала, что у меня в середине августа свадьба, буду рада вас видеть. Соответственно, протокольно никакого приглашения не было, потому что это были официальные встречи. Наверное, это талант и искусство Владимира Путина, который совместил несовместимое. Я думаю, что первоначально 18 августа было за госпожой Кнайсль, конечно, Владимир Владимирович не собирался на эту свадьбу, но реально была необходимость рабочей встречи с Ангелой Меркель, причем не по телефону, а с глазу на глаз, когда каждая деталь важна, взгляд, движения. Я думаю, что он совместил это, договорился протокольно с ведомством федерального канцлера.
Елена Рыковцева: По-русски говоря, набился. То есть ему рассказали о свадьбе, а он решил этим воспользоваться.
Владислав Белов: Я думаю, что Ангела Меркель согласилась, поэтому никакой ревности.
Елена Рыковцева: И невеста согласилась.
Владислав Белов: Невеста была вынуждена согласиться, потому что было приглашение. Она была обескуражена, судя по австрийской прессе. Более того, австрийское Министерство иностранных дел было вынуждено первоначально заикнуться даже о том, что это рабочий визит, чтобы покрыть те расходы, которые связаны с этим визитом, с охраной. Здесь, конечно, пресса спекулирует, кто будет оплачивать эти расходы. Потому что в Вене было 600 полицейских задействовано во время визита Владимира Владимировича и порядка 900 соответствующих военных формирований, то есть солдат — это стоит конкретных денег. Но потом прошло сообщение, что Министерство иностранных дел дезавуировало эти сообщения, никакого рабочего визита, потому что это позволило некоторым так же зло писать, что это будет первая свадьба, где невеста вынуждена будет работать. На мой взгляд, удачное совмещение. Конечно, если федеральный канцлер как глава правительства будет на свадьбе, то Вандельбелер сказал, что нет, я как федеральный президент не могу присутствовать на этой свадьбе. Хотя были сначала слухи, что он туда приедет.
Елена Рыковцева: А если бы Путина там не было, он бы поехал?
Владислав Белов: Я подозреваю, что нет. Я президент, я отец нации, для этого есть федеральный канцлер. Поэтому, кто будет ловить подвязку, неизвестно, на свадьбе. Тем не менее, конечно же, Владимир Путин вносит сумятицу, все-таки это частное мероприятие. Он присутствует как бы частное лицо, но, конечно же, представляет российское государство. Пока не слышал подтверждения про хор донских казаков. Мне это приятно, бывших казаков не бывает, я из донских запорожских, мне будет приятно, если хор будет. Редкое австрийское и немецкое сердце устоит перед донскими казачьими песнями. Здесь есть и человеческое начало, и конечно, есть политика.
Елена Рыковцева: Я не знаю насчет сердец, потому что это закрытая вечеринка, достучится ли эта музыка до сердец простого обывателя, который находится за пределами этого огороженного пространства. Давайте посмотрим сюжет небольшой, о чем идет речь.
Елена Рыковцева: Для полноты картины доведем светскую хронику до конца, покажем вам ресторан в котором будет проходить это торжество. Все это находится на большом отдалении от столицы. Связывалось издание «Курьер» с шеф-поваром ресторана, который сказал, каким будет меню, сказал, что будет сто человек гостей, в том числе канцлер Австрии Себастьян Курц. Обещает повар подавать блюда местной штирийской традиционной кухни. Обещает он что-то вегетарианское, поскольку премьер-министр вегетарианка. Для Владимира Путина он не обещал, что будет какое-то специальное меню, но очень хочет с ним сфотографироваться, сделать селфи. Борис, правильно ли я понимаю, что на министра иностранных дел Австрии было оказано некое давление ее западными коллегами, в частности, британскими, по поводу высылки, не выслать ли тебе тоже российских дипломатов, как и мы, а она устояла?
Борис Юнанов: Да, конечно. Она не просто устояла, она была единственным политиком в Евросоюзе, которая заявила, что даже после того, как появятся результаты расследования, которые подтвердят причастность России, наша позиция, судя по всему, не изменится. То есть это был очевидный совершенно знак особого расположения по отношению к Москве. Австрия, кстати, демонстрирует не впервые такой знак. Если мы помним, в июне 2014 года на пике международной изоляции Путин совершил визит в Австрию, первую страну Евросоюза после аннексии Крыма. Так что Кнайсль и тогда в марте на пике дела Скрипалей, и сейчас — это вполне определенный политический жест, с моей точки зрения.
Елена Рыковцева: Чем вызвано такое теплое отношение? Это ее личное отношение к Владимиру Путину или это такой специальный вектор политики? Пока санкции, пока мы с Евросоюзом, но тем не менее, мы считаем, что здесь что-то не так, что нужны послабления. Что означает ее поведение?
Борис Юнанов: Это не со вчерашнего дня идет. Вы здесь упомянули чудесного лабрадора Кони, австрийские СМИ писали, что двух щенков от Кони Путин подарил президенту Австрии покойному Томасу Клейстелю. С ним у него были очень теплые отношения еще в начале нулевых годов. После кончины президента осталась вдова, женщина во всех отношениях влиятельная. К вашему сведению, она сейчас занимает пост спецпредставителя МИД Австрии по вопросам связей с Россией. Я не исключаю, что она подала такой сигнал Кнайсль, что если вы пригласите Владимира Путина, то отказа не будет. Я думаю, что корни тут достаточно глубокие. В этом году в Вене без особых проблем было пролонгировано соглашение до 2040 года о поставке газа и целый ряд других политических моментов. Они указывают на то, что Австрия стремится занять особую позицию.
Елена Рыковцева: Владислав сказал, что мы всю схему не знаем, то картина, которую он выстраивает, она может быть выглядит совсем по-другому. Была проброшена эта информация в дружеском разговоре, что я замуж выхожу. Все это рассасывается, растворяется, а потом ему нужно встретиться с Меркель, и он вспоминает — а тут свадьба кстати, не изобразить ли нам из себя гостя. Вопрос, от кого не было отказа, то, что от Путина не было отказа — это понятно, вопрос, что от нее не было отказа, когда он сказал, что вы меня пригласили.
Аркадий Дубнов: Раз ты уж затягиваешь намеренно эту гламурную тему…
Елена Рыковцева: Тут такая высокая тема, ничего себе гламур.
Аркадий Дубнов: Конечно, гламур. Раз у нас разные понятия о гламуре, я буду настаивать, что это гламур, но высоко политический. Позволю себе рискованное ответвление. Высокопоставленная европейская бизнес-политвумен выходит замуж, естественно, привлекает к себе этим большое внимание не только политической, а любой другой прессы, вообще общественного внимания. Когда женщина выходит замуж в 53 года — это всегда представляет интерес, тем более, что она занимает такой высокий пост. И вот она приглашает в гости на свадьбу человека, которого весь мир уже окрестил давно альфа-самцом. Я думаю, что это дает некую фору этой леди, потому что еще раз можно подчеркнуть, что леди, выходящая замуж, находится в фертильном возрасте, у нее в гостях замечательный высоко альфа высоко самец гость — это увеличивает престиж и леди, и гостя. Единственное, что я мог бы в этой ситуации сказать, как человек далеко не молодой, что я не очень понимаю себя на месте жениха, будет ли кто-нибудь вспоминать, что есть жених. Я бы на его месте рассвирепел, принял бы какие-то мужские решения, потому что гость отвлекает от свадьбы, от любимого человека внимание.
Елена Рыковцева: Насколько я помню, жених предприниматель, возможно, что для него бизнес-составляющая, особенно бизнес-составляющая в отношениях с Россией может играть немаловажную роль. Так что может быть дивиденды он прямые извлечет из такого гостя, из такого пиара. Но, тем не менее, вопрос остается у меня, зачем она так рискует, это политический, карьерный, репутационный риск. Элита австрийская сейчас не в восторге от этой истории.
Владислав Белов: Вся оппозиция и так рискует, потому что оппозиция использует любой момент и без этого бы критиковали. По крайней мере, визит в начале июня прошел без сучка и задоринки. С 1 июля Австрия председательствует в Евросоюзе. По поводу Австрии можно всячески критиковать, но тем не менее, Австрия, так же, как и Меркель, выступает за сохранение транзита через Украину. Австрия, как и Словакия, заинтересована в поставках по этому пути, каким бы он рискованным не был. Кстати, Австрия, как бы ее ни критиковали, выступает за увеличение поставок сжиженного газа, Австрия говорит, что мы и американцев поддерживаем.
Елена Рыковцева: Но надежды Путина на то, что именно Австрия поднимет вопрос о смягчении санкций или о снятии санкций, небезосновательны?
Владислав Белов: Вопрос в том, что можно сделать для того, чтобы дать основания для смягчения санкций, что можно сделать по минскому процессу или мы упираемся в тупик, про который сказал Сергей Лавров. Нормандский формат в тупике, минский процесс в тупике. Сколь угодно можно требовать смягчения санкций, но без выполнения минских соглашений, этим пользуются наши украинские партнеры, ничего произойти не может. Поэтому определенный риск есть, уже звучат требования об отставке. Наверное, дивиденды, о которых было сказано, перевешивают. И госпожа Меркель, и госпожа Кнайсль прекрасно понимают, что разговор начнется с того, что: уважаемая Ангела, я передаю тебе от Курца и от Кнайсль наилучшие пожелания. А еще я встречался с такими-то и такими-то.
Елена Рыковцева: Может быть он как раз и поймает букетик невесты и передаст Ангеле.
Владислав Белов: Кстати, там будет еще один неженатый человек Себастьян Курц, обаятельный и привлекательный. Тем не менее, действительно Австрия подчеркивает свой нейтралитет, как и Финляндия. Австрия подчеркивает необходимость взвешенного подхода. В той же прессе Путина сравнивают с Эрдоганом. Тем не менее, мне импонирует тот факт, что российско-германская встреча приобретает европейский контекст. Владимир Путин подчеркивает, что российско-австрийские, российско-германские отношения строятся на европейском фундаменте. Путин подчеркивает, что никаких карт двусторонних он не разыгрывает, он понимает, что в основе любых двусторонних отношений, в том числе и с Макроном — это все-таки Брюссель. Здесь возникает возможность побудить Могерини начать аудит наших двусторонних отношений. Мы пытаемся подвигнуть Брюссель к началу этого аудита. Давайте посмотрим, где диалог: да, космос есть, может быть безвизовое соглашение начнем реанимировать, вернее обсуждать, по поводу ученых, журналистов.
Елена Рыковцева: Это вы сейчас пошутили про безвизовое соглашение?
Владислав Белов: Есть какие-то вещи, которые можем начать обсуждать.
Елена Рыковцева: Давайте посмотрим опрос наших прохожих, к кого он к себе пригласит.
Елена Рыковцева: Просто чудесные ответы. Все-таки в восприятии народа они как-то близки, может быть потому, что по-немецки говорят с Ангелой Меркель.
Владислав Белов: Я удивился, почему не упомянули Герхарда Шредера. Мне ближе точка зрения, что будет приглашать друзей, конечно, не будет делать из свадьбы мировое мероприятие. С Ангелой Меркель личная неприязнь, не из-за собаки, потом Владимир Путин подарил ей плюшевую собаку, извинился. Букет белых роз, подаренный 18 мая в Сочи, вызвал обратную реакцию некоторых немецких журналистов, что Владимир Путин унижает Ангелу Меркель тем, что она женщина и так далее. У Ангелы Меркель дружбы с ним нет, а рабочая химия играет на наши отношения. Ангела Меркель понимает, что Крым, восточная Украина — да, сохраняем жесткую позицию, но по другим отношениям мы сохраняем ту высокую планку, которую мы достигли раньше. Я считаю, переломная точка 2 мая 2017 года в Сочи, когда в середине переговоров проходит пресс-конференция, где высказывают стандартные вещи — права человека, нарушения, демократия, хорошие дипломатические отношения. Потом три часа говорят на какие-то темы, которые неизвестны нам до сих пор. Заметьте, после 2 мая очень нейтральные, хорошие отношения в средствах массовой информации, никаких нападок.
Елена Рыковцева: Когда прекращаются нападки, значит они чего-то от нее хотят.
Владислав Белов: Я подозреваю, что из Кремля был сигнал — мы не вмешиваемся, мы никому не отдаем предпочтений. В марте месяце Ангела Меркель, заняв позицию коллективного Запада, здесь не будет никакого сближения ни по правам человека, ни по Сирии, ни по киберпреступности. Ангела Меркель будет по-прежнему верить, что мы вмешивались в дела Америки. Но по другим позициям четко обсуждается, что мы можем сделать. Такого личного сближения нет, а хороший рабочий диалог.
Елена Рыковцева: Аркадий, как вы это видите, зачем ему ехать в Германию сейчас?
Аркадий Дубнов: Во-первых, я был очень рад послушать смешные ответы на улице, но меня очень рассмешил вопрос. А с чего вы взяли, что Путину еще предстоит свадьба? Почему вы уверены, что ее уже не было? Все, на эту тему не говорю. Он хочет от Ангелы Меркель понимания, он хочет от нее поддержки, он хочет от нее просто оказаться в одном кадре в Берлине — это очень важно. Эта картинка, он и Меркель в Берлине, будет продаваться великолепно в первую очередь в России. Это серьезнейшая заявка на повышение падающего рейтинга Владимира Владимировича. Поэтому, безусловно, чем бы она ни закончилась, это огромная победа Путина, мы должны реально на это смотреть. Это очень важно с точки зрения экономики. То, что им удастся договориться о гарантиях со стороны Москвы о бесперебойном снабжении газом, во-вторых, еще в большей степени дать гарантии Украине, что транзит через нее газа не будет остановлен или даже уменьшен — это будет значительная победа Украины и, естественно, Порошенко. Порошенко предстоят выборы, мы тоже не должны об этом забывать. Я даже не упоминаю проблемы Трампа. Когда мы сейчас говорим о поездке Путина в две страны, едет один мачо к очень известной фрау, но чувствует, что здесь присутствуют еще два мачо — это Дональд Трамп и Эрдоган. Проблема турецкая будет присутствовать на переговорах.
Елена Рыковцева: Я обязательно должна уточнить по поводу установки насчет свадьбы. Мы совсем недавно в марте этого года проводили программу, где праздновали 10-летие сообщения о бракосочетании Владимира Путина и Алины Кабаевой, после которого была разгромлена газета «Московский корреспондент», пострадали журналисты. Мы совершенно уверены, что, конечно, был брак, конечно, была свадьба, но в сознании российского человека закладывается, что никакой свадьбы не было, что он один, что женат на России. Поэтому отчего бы и не спросить.
ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА НА ТЕМУ – ЧЕГО ПУТИН ХОЧЕТ ОТ МЕРКЕЛЬ? - СМОТРИТЕ НА ВИДЕО И СЛУШАЙТЕ В ЗВУКЕ