14 августа, 2018
Пятьдесят лет назад войска СССР и его союзников вторглись в Чехословакию, чтобы подавить попытку реформирования коммунистического режима. В ходе столкновений погибли более 100 человек. Мы прошли по местам, где были сделаны самые известные фотографии тех летних дней, которые потрясли мир.
Нажмите дважды или используйте слайдер, чтобы показать другой снимок.
После коммунистического путча 1948 года, организованного при участии СССР, Чехословакия стала социалистической республикой. Экономическое положение в стране было относительно стабильным, но политически она целиком зависела от СССР.
За первое десятилетие коммунистического режима были репрессированы тысячи граждан Чехословакии. Некоторые из них после показательных процессов были приговорены к смертной казни, пожизненному заключению или меньшим срокам. Страна жила в страхе и при Сталине, и при его наследниках Никите Хрущеве и Леониде Брежневе.
В январе 1968 году главой Коммунистической партии Чехословакии стал Александр Дубчек (в центре). Улыбчивый словак заявил, что собирается смягчить цензуру и ограничить власть ненавистной тайной полиции. Конечная цель реформ – построить «социализм с человеческим лицом».
После отмены цензуры в чехословацкой прессе стали появляться громкие материалы о коррупции, убийствах и других преступлениях во власти. Обретя свободу слова, чехи и словаки потребовали провести масштабные политические реформы.
Леонид Брежнев и руководство коммунистической партии с тревогой следили за тем, как коммунистический режим тает во время Пражской весны. Когда студенты в Варшаве вышли на улицы с поддержкой чехословацких реформ, стало ясно, что демократическая волна может захлестнуть и другие страны.
Утром 21 августа 1968 года около 250 000 военнослужащих, 2000 танков и сотни самолетов из СССР, Болгарии, Венгрии и Польши пересекли чехословацкую границу. Через 29 лет после вторжения нацистов жители страны снова проснулись под грохот иностранных танков.
Через несколько часов Дубчек был схвачен в своем кабинете в здании ЦК компартии Чехословакии (здание на заднем плане) и вывезен в Москву на допрос.
Чехи и словаки в замешательстве вышли на улицы, чтобы противостоять вторжению иностранной армии, многие военнослужащие которой, как и местные жители, не понимали, что происходит.
Солдат встретило население страны, единое в своем гневе, а политиков в Кремле — практически единогласное осуждение остального мира.
Чехословацкая армия осталась в казармах и не противостояла вторжению. Баррикады строили местные жители городов, они же спутывали и переставляли дорожные знаки и кидали в бронетехнику «коктейли Молотова». Но силы были не равны, и единственной надеждой Чехословакии осталось международное давление на Кремль и порицание действий Москвы в мире.
Самые ожесточенные уличные бои произошли перед штаб-квартирой чехословацкого радио в Праге. 15 человек погибли, пытаясь не дать военным взять под контроль радиовещание.
В ходе вторжения погибли не менее 137 человек. Войска подавили независимые медиа и начали «нормализацию» ситуации в Чехословакии.
Пока жители Чехословакии очищали улицы от крови и обломков, Брежнев заявил, что готов к новому военному вмешательству, если какая-либо другая коммунистическая страна отойдет от линии партии. Как назвал эту доктрину один писатель, «Пролетарии всех стран, соединяйтесь, или расстреляю».