В Воронежской области экологические активисты судятся за право жителей Новохоперского района пить чистую и безопасную воду. Природные источники воды в селе Елань-Колено теперь заражены радиацией, и это, уверяют экологи, результат геологоразведки, проведенной перед началом добычи никеля.
Решения о строительстве или отказа от строительства горно-обогатительного комбината жители Новохопёрского района ждут уже несколько лет. Планы по разработке никеля на плодородных землях Черноземья сразу привели к массовым протестам – экологи уверяют, что добыча полезных ископаемых сделает землю непригодной не только для сельского хозяйства, но и для жизни в целом.
В 2013–2016 годах Уральская горно-металлургическая компания, намеренная развернуть добычу никеля, провела вторую геологоразведку. С 2014 года жители Новохоперского района стали жаловаться на качество питьевой воды, а в 2015-м удалось документально зафиксировать заражение водных источников радиацией. Тогда зампредседателя общественной организации "Стоп никель" Лилия Ишкова подала первый судебный иск к администрации Коленовского поселения с требованием вести мониторинг источников водопотребления и предоставлять информацию о состоянии экологии гражданам, но проиграла. Суд решил, что у администрации нет обязательств информировать Ишкову, поскольку она не обладает государственно-властными полномочиями. Что касается радиации в колодцах, то власти отчитались, что устранили нарушения, проведя дезинфекцию.
В 2017 году активисты движения "Стоп никель" получили новые данные о радиации в воде и начали новый судебный процесс. Многие из них сами живут в селе Елань-Колено, неподалеку от обоих медно-никелевых месторождений, на которые нацеливается УГМК.
Заглянуть за забор
Путь до Елань-Колено из Воронежа занимает около четырех часов через поля и лесные полосы. В селе живут около пяти тысяч человек, прежде это был райцентр.
– Здесь живут натуральным хозяйством. Поливают огороды, поят домашних животных. Поставляют на центральный рынок в Новохопёрск мясо и овощи. Люди, знающие о радиационно-химическом загрязнении, не покупают ничего из Коленовского района. Не берут в магазинах продукцию сахарного завода с маркировкой "Елань-Колено", – рассказывает Лилия Ишкова.
По ее словам, в прошлом году фермеры из Новохопёрска не смогли продать несколько тонн арбузов – все боялись, что после геологоразведки земля заражена. Арбузы сгнили, фермеры потеряли деньги.
О проблемах с урожаями и сбытом говорят здесь многие.
– Из пяти осталось одно стадо, двадцать коров. Люди перевели скот, нет причин его держать – не берут продукцию, – рассказывает жительница села Валентина Каснер. Мужчины, стоящие поблизости, присоединяются к беседе: "Рыбы уже нет, а водилось много: сом, карась, щука, лещ, плотва, речной окунь".
Какой сенокос здесь был до 2013 года! Когда разведка началась, он прекратился
– Ёлкинское месторождение расположено очень близко от жизни людей, около километра за церковью. Говорят и пишут: где-то в Новохопёрском районе. "Где-то". А это – вот, рядом совсем от села, – показывает депутат сельского поселения Любава Вавилова, когда мы едем в поселок Ёлка, где расположено одно из месторождений. – Речка была экологически чистая до разведки. Наши заповедники охраняются ЮНЕСКО. Какой сенокос здесь был до 2013 года! Когда разведка началась, он прекратился – земли обнесли забором.
Мы подходим к сетчатой ограде, расставленной, покуда хватает глаз, и ярко-синим времянкам. Из ворот выпускают двух собачек, те вьются у ног, не причиняя вреда. Охранники при нашем приближении достают цифровую видеокамеру, снимают нас. В процессе беседы по ту сторону забора ходят человек пять, у одного за спиной висит карабин.
Любава Вавилова спрашивает, почему здесь находится охраняемый объект, если геолого-разведочные работы закончились в июле 2017 года.
Мы на территорию не пустим. Мы не хотим с вами ругаться, и вы с нами не ругайтесь
– Это у начальства надо спрашивать. Наше дело маленькое, мы охраняем, – отвечает ЧОПовец постарше.
– А что вы охраняете?
– Территорию и забор.
– А что на этой территории, песок охранять?
– Да, и щебенку, – добавляет тот, что младше.
– Мы хотели бы посмотреть, протампонированы ли скважины.
– У нас нет полномочий вас вообще сюда пускать.
– Я депутат, – сообщает Вавилова, – люди меня спрашивают, я приехала поинтересоваться, что вы охраняете, сколько вы еще будете находиться здесь?
– Мы на территорию не пустим. Мы не хотим с вами ругаться, и вы с нами не ругайтесь, – просит тот, что постарше. – Есть вышестоящие лица, у них спрашивайте.
Уран из колодца
На экскурсию к охраняемому песку мы ездили сразу после заседания суда 10 июля 2018 года. Любава Вавилова и Лилия Ишкова требуют возложить на местную администрацию обязанность по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества.
– Мы подали иск, чтобы суд признал радиационное загрязнение территории и была объявлена чрезвычайная ситуация. Это важно, потому что люди пьют отравленную воду, а подвоз чистой администрация не осуществляет, – говорит Лилия Ишкова, химик-биолог по образованию.
Ответчик ссылается на исследование Роспотребнадзора, согласно которому радиации не обнаружено. Однако у истцов на руках результаты исследований проб воды, проведенных в лаборатории "Чистая вода" Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ".
Когда люди постоянно пьют воду, не соответствующую СанПиНам, химические элементы накапливаются в организме и вызывают заболевания печени, почек, отрицательно влияют на умственную деятельность
– В марте прошлого года московский специалист взял четыре пробы воды, – рассказывает Ишкова. – Результаты свидетельствуют о том, что геологоразведка привела к смешиванию подземных вод и попаданию в питьевые горизонты фосфора (по ул. Набережная он превышен в 1790 раз!), присутствию серы, таллия, бериллия, марганца, урана. Суммарная альфа-активность в пробах превышает нормативы в 8 раз на улице Новая деревня, в 4,6 раза на улице Новостроящая, в 2,65 раза на улице Набережная, в 1,75 раза в центральном водозаборе села.
Экспертное заключение по данным из лаборатории “Чистая вода” составлял Головной центр гигиены и эпидемиологии.
– Мы проводили предварительную проверку. После нее, при превышении показателей радионуклидного состава, стоит провести дополнительное исследование, более детальное, с анализом радионуклидов. Но в целом, если речь о превышении суммарной альфа-активности в 8 раз (да даже и в 1,75 раза), то это неблагополучный источник. В таких случаях рекомендуется изменить источники питьевой воды, – поясняет эксперт центра, врач по гигиене труда Дмитрий Строганов.
Старший научный сотрудник Института водных проблем и охраны окружающей среды Российской академии наук Юрий Медовар комментирует превышение норм химических элементов с долей горького юмора. Он вспоминает, что "таллием раньше травили неверных жён, как установили позже эксперты-криминалисты по клочкообразному выпадению волос". Действительно, таллий нередко используют отравители – его следы обнаружить не очень просто.
– Таллий на улице Набережная в 8 раз выше нормы, – продолжает Юрий Медовар. – Превышение фосфора в 1790 раз – это вообще "труба". Когда люди постоянно пьют воду, не соответствующую СанПиНам, химические элементы накапливаются в организме и вызывают заболевания печени, почек, отрицательно влияют на умственную деятельность.
По иску Ишковой и Вавиловой прошло уже два судебных заседания, 10 июля и 2 августа, следующее назначено на 7 сентября. Истцы готовят ходатайство о новой, независимой, максимально публичной экспертизе воды.
Между тем в больнице и детском саду села Елань-Колено были расклеены памятки с предупреждением об опасности водопроводной воды. Фотографию Лилия Ишкова опубликовала у себя на странице Facebook 26 июля. "Использование водопроводной воды для мытья тела и поливки огородных культур категорически запрещено", – говорится в документе. Внизу машинописная подпись: филиал ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области".
"Нас приговорили"
В УГМК не связывают претензии по поводу ухудшения качества питьевой воды со своей деятельностью. "Объекты водоснабжения, находящиеся в селе Елань-Колено, расположены за пределами лицензионного отвода и не могут в этой связи исследоваться недропользователем. Соответствующий надзор за безопасным пользованием данными объектами водоснабжения возложен на органы Роспотребнадзора", – ответили представители компании в Верхней Пышме на запрос Радио Свобода.
Люди живут и в Норильске, но у них был выбор – ехать ли туда зарабатывать деньги, подвергать себя риску, сокращать себе жизнь, ухудшать ее качество или нет. А нас приговорили
Проблема "горно-обогатительного комбината на базе Еланского и Елкинского рудопроявлений" была взята на контроль уполномоченным по правам человека России. Из доклада омбудсмена за 2017 год известно, что президент страны давал указание правительству рассмотреть вопрос о "целесообразности строительства горно-обогатительного комбината". Срок исполнения "многофакторной оценки обоснованности строительства", согласно докладу, был установлен до 21 июля 2018 года.
Однако никаких конкретных новостей о перспективах ГОКа на черноземе Воронежской области к этой дате так и не появилось.
На запрос Радио Свобода представители УГМК ответили, что сроки проекта теперь выглядят следующим образом: "...подготовка и утверждение технических проектов на разработку Еланского и Ёлкинского месторождений в срок не позднее 25.07.2020 г. Ввод месторождений в эксплуатацию произойдет не позднее 25.07.2026 года". В проектах обещают предусмотреть "мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами".
Уверениям о том, что современные технологии позволят минимизировать риски, как обещает УГМК, Лилия Ишкова не верит:
– Покажите пример рудника, который не оказывал бы негативного влияния и был бы безопасен. Мы знаем про Норильск и Карабаш. Люди живут и в Норильске, но у них был выбор – ехать ли туда зарабатывать деньги, подвергать себя риску, сокращать себе жизнь, ухудшать ее качество или нет. А нас приговорили. Мы – заложники ситуации.