Ссылки для упрощенного доступа

"Царь сто лет нас не покидает". Царский крестный ход в Екатеринбурге


Царский крестный ход в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 2018 г.
Царский крестный ход в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 2018 г.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего русского императора Николая II. К той роковой ночи уже не существовало ни монархии, ни зародившегося было института российского парламентаризма, но, пожалуй, что именно пули, выпущенные по членам царской семьи и их слугам, стали финальным аккордом в истории Российской империи.

Место расстрела царской семьи в Екатеринбурге
Место расстрела царской семьи в Екатеринбурге

Спустя 85 лет на месте расправы был построен Храм-на-Крови, ставший культовым местом для многих православных. Здесь каждый год стартует Царский крестный ход до Ганиной Ямы – заброшенного рудника, где, по версии РПЦ, и были уничтожены останки членов императорской семьи.

Мы русские, потому что царь за нас отдал жизнь

Год назад во главе хода шла депутат Госдумы Наталья Поклонская. В год столетия расстрела царской семьи ход возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, прибывший в Екатеринбург на прошлой неделе.

Тысячи паломников собирались в течение всего дня перед началом ночной божественной литургии и крестного хода на площади у Храма-на-крови. Слева от храма расположился целый палаточный лагерь с прибывшими. Видно, что многие здесь уже не впервые. Люди запаслись термосами с горячим чаем, флягами с водой, простынями и одеялами.

Игорь Тюлькин
Игорь Тюлькин

Игорь Тюлькин из Санкт-Петербурга 12 лет подряд проходит пешком три тысячи километров в столицу Урала. На дорогу уходит четыре месяца.

– Я хожу сюда на прославление царской семьи и за покаянием. Покаяние должно быть у каждого человека. Если он почитает царя, то у него сердце лежит для того, чтобы снова царская власть была на русской земле. Мы русские, потому что царь за нас отдал жизнь, – объясняет Тюлькин корреспонденту Радио Свобода. – Ноги подчас очень болят, когда прихожу сюда, но с верой в Бога все можно преодолеть. Все зависит от желания человека и от воли божьей. Царь уже 100 лет нас не покидает, это оплот наш.

Царский крестный ход, лагерь паломников
Царский крестный ход, лагерь паломников

К вечеру среди верующих уже не протолкнуться. В одночасье площадь перед Храмом-на-Крови наполняют десятки тысяч человек. Звучат самые разные разговоры.

– Как вы думаете, патриарх Кирилл искренен в своих словах? – спрашивает молодой человек Никита своего московского знакомого Сергея, приехавшего в Екатеринбург на Царские дни (комплекс мероприятий, приуроченный к годовщине расстрела царской семьи).

– Очень редко, – говорит в ответ собеседник. – Кирилл со студенческих лет выезжал в капиталистические страны. Вы не находите в этом ничего удивительного? Даже партсекретари и директора крупнейших заводов сначала могли побывать лишь в странах соцлагеря, типа Болгарии или ГДР, и потом только, если сильно повезет, кого-то из них могли выпустить и в капстраны. А тут молодой парень становится постоянным представителем нашей церкви в Женеве. Налицо связь с КГБ, не утраченная по сей день. В наших традициях иначе и невозможно, когда речь заходит о больших должностях в таких влиятельных организациях, как РПЦ. Но о какой тогда вообще можно говорить искренности и служении Богу, когда человек работает на структуры, возникшие из советского большевистского лона?

Царский крестный ход в Екатеринбурге
Царский крестный ход в Екатеринбурге

Паломница из Тюмени Светлана подхватывает разговор:

– Страстотерпцы отдали свои жизни за Бога-отца, Сына и Святого Духа. А с тем, что сейчас происходит, вообще непонятно, чему мы служим на самом деле. Народ сегодня далек от исконного православия, люди все чаще действуют по наитию: им предпочтительнее просто поставить галочку, что они пришли, покричали вместе со всеми о любви к Господу и все. Но мало кто действительно чувствует в себе Бога.

Мы живы, и должны быть сегодня вместе с теми, кто прошел через ужасные страдания ради всех нас

Тем временем ночная божественная литургия подходит к концу, патриарх Кирилл говорит о "коллективной вине народа" за убийство царской семьи и обращается к собравшимся с призывом не поддаваться на обещания счастливой жизни от тех, кто под влиянием извне пытается разрушить сложившиеся устои государства.

В третьем часу ночи люди выстраиваются, чтобы идти на Ганину Яму. Процедура не самая простая: нужно обеспечить организованный выход ста тысяч человек (именно столько было паломников со всего мира, по данным церкви) из-за ограждений и направить их по верному маршруту.

​Расстояние – больше 20 км. Паломники идут как минимум пять часов без остановки, с сумками на плечах и маленькими детьми в колясках. Впрочем, те, кто потратил деньги, силы и время для того, чтобы добраться до Екатеринбурга, это расстояние измеряют явно не часами и километрами.

Паломники на Царском крестном ходе
Паломники на Царском крестном ходе

– По этой дороге антихристы везли святых, чтобы навечно запрятать от нас их души. Но они не смогли этого сделать. Мы знаем теперь, где были захоронены царские останки. И мы должны проходить этот путь. Мы живы, и должны быть сегодня вместе с теми, кто прошел через ужасные страдания ради всех нас, – рассказывает по дороге Григорий, паломник из Минска.

Он уже в третий раз приезжает в Екатеринбург для участия в крестном ходе. В веру его обратила смерть от рака 10-летнего сына Михаила.

– После того, как Мишка умер, мы с моей супругой долго мучились, никак не могли понять, почему нашу семью настигло горе, за что нам такое наказание. Но только вера в Христа спасла нас от страданий. Я уверен, что Господь всем воздает по заслугам, и тот, кто верит в него и служит ему, обязательно будет счастлив.

Сегодня у Григория и его жены Натальи растут трое родных и двое приемных детей.

– Я сам из Ярославля, каждый год участвую в Царском крестном ходе с товарищем из Ростова-на-Дону, раньше вместе учились, потом работали. Сейчас каждый год встречаемся, ходим на Ганину Яму, – рассказывает Владимир.

Царский крестный ход
Царский крестный ход

По дороге говорят о судьбах монархии и о том, можно ли ее возродить в нынешней России.

– Уж больно у нас народ непокорный и самолюбивый, чтобы можно было жить при власти монарха, – говорит жительница Екатеринбурга Александра. Ее муж Владимир добавляет:

– Мне кажется, сегодня уже слишком много времени прошло после революции, чтобы можно было что-то исправить и вернуться к былому.

Утро крестный ход встречает за городом. До Ганиной Ямы остаются считаные километры. Тех, кто смог преодолеть это расстояние, ждет утренний молебен и полевая кухня. Обратно в Екатеринбург паломники возвращались уже автотранспортом.

Царский крестный ход в Екатеринбурге прокомментировал для Радио Свобода один из авторов Основ социальной концепции РПЦ, историк, профессор Андрей Зубов:

– Нынешняя церковь была основана Сталиным в 1943 году после полного уничтожения старой истинной церкви. А потому РПЦ – это во многом наследники убийц-большевиков. Руководством церкви и околоцерковными людьми движут разные цели: к примеру, в случае с той же Поклонской – это просто пустой фанатизм. Вместе с тем зачастую стремление к истине для этих людей остается на втором плане. И тот же самый крестный ход не исключение.

Давно известно, что останки царской семьи после Ганиной Ямы были захоронены на Поросенковом логу, но крестный ход движется именно до Ганиной Ямы, просто потому, что "так надо". Потому что, в отличие от Поросенкова лога, это место уже стало раскрученным туристическим объектом, в него вложено множество денег, и нужно поддерживать его статус.

РПЦ – это во многом наследники убийц-большевиков

Лично я в таких масштабных акциях не участвую из принципа. "Хочешь помолиться за своего отца – помолись за него в тиши". Может, кому-то и требуется нараспашку выставлять свои религиозные чувства, но мне – нет. Общение с Богом – это очень интимный и глубоко личный процесс.

Говоря о событиях столетней давности, я бы отделил зверское убийство царской семьи от собственно революции. Во многих странах в то время свергали монархов. Семью немецкого кайзера, к примеру, выслали в Голландию. Но такое жестокое убийство всей семьи со слугами – это несмываемый позор. К тому же надо учитывать, что Николай к тому моменту уже отрекся от престола, он отказался от власти ради России! Но большевиков и это не остановило.

Что же касается того, какой могла стать Россия, то вполне логичным продолжением Российской империи могла стать республика, как Германия, или конституционная монархия, как Великобритания или Швеция. Причем опыт прошедших ста лет на примере указанных стран показывает, что как раз конституционная монархия даже более стабильна и надежна, чем республика. С Швецией или Великобританией никогда бы не произошло той катастрофы, что случилась с Германией, где к власти пришли нацисты во главе с Гитлером.

XS
SM
MD
LG