Ссылки для упрощенного доступа

В ожидании эскалации. Конфликт в Донбассе и ЧМ


Акция в поддержку Олега Сенцова, Кривой Рог, 1 июня 2018 года
Акция в поддержку Олега Сенцова, Кривой Рог, 1 июня 2018 года

В связи с проведением в России чемпионата мира по футболу возможно освобождение содержащихся в российских тюрьмах украинских граждан, таких как Олег Сенцов и Александр Кольченко, выражают надежду некоторые украинские политологи. Впрочем, пессимистичных прогнозов относительно российско-украинского конфликта высказывается больше. В частности, звучат опасения, что после чемпионата мира возможна атака против Украины не только на сухопутных участках в Донбассе, но и в акватории Азовского моря.

Руководители внешнеполитических ведомств стран "нормандской четверки" (Украины, Германии, Франции и России) 11 июля провели длившиеся 4,5 часа переговоры на вилле Борзиг в Берлине и впервые обсудили возможность размещения миротворческого контингента ООН на неподконтрольной Украине территории Донбасса и вопрос обмена между Украиной и Россией удерживаемых лиц. Предыдущие переговоры в "нормандском формате" прошли в феврале 2017 года. Однако, как тогда, так и сейчас никаких договоренностей достигнуто не было.

Матери украинских военных, считающихся пропавшими без вести или находящихся в плену у сепаратистов в Донбассе, пикетировали здание, где проходила встреча министров. Как сообщил по итогам переговоров глава российского МИДа Сергей Лавров, омбудсмены России и Украины составят дорожную карту по урегулированию вопроса освобождения заключенных.

Министры иностранных дел обсудили в том числе и ряд шагов для обеспечения прекращения огня на востоке Украины, однако даже во время этой встречи в немецкой столице в зоне конфликта продолжали звучать выстрелы. Главам внешнеполитических ведомств "нормандской четверки" на переговорах в Берлине так и не удалось продвинуться вперед по основному вопросу – о параметрах предполагаемой миротворческой миссии ООН на востоке Украины. Позиции Киева и Москвы по-прежнему кардинально отличаются. Украина призывает разместить "голубые каски" по всей территории зоны конфликта, включая и неподконтрольный ей участок на границе с Россией протяженностью более четырехсот километров. В свою очередь российская сторона настаивает на том, чтобы миротворцы лишь сопровождали наблюдательную миссию ОБСЕ вдоль линии соприкосновения и на всей неподконтрольной Украине территории Донбасса. Кроме того, в Кремле заявляют о необходимости вести диалог с лидерами сепаратистов и требуют получить их согласие на размещение миссии ООН, что неприемлемо для Украины.

Встреча в "нормандском формате" четырех министров иностранных дел, как подчеркивают в Киеве, должна приблизить освобождение украинских политзаключенных в России. Есть ли на это надежда? И как в целом можно оценить берлинские переговоры? Слово политологу, председателю Платформы социально-гуманитарных инициатив и инноваций "Единый координационный центр" Олегу Саакяну:

Олег Саакян
Олег Саакян

– Чемпионат мира в России несколько увеличивает шансы на возможность обмена и возращения в нашу страну хотя бы нескольких граждан Украины. Ведь имена Олега Сенцова, Владимира Балуха, Александра Кольченко являются токсичными для Путина, и на фоне футбольного турнира ему было бы достаточно с руки эту токсичность для себя снять. Как поступил Путин, например, перед зимней Олимпиадой в Сочи, когда освободил из заключения Михаила Ходорковского. Но, с другой стороны, к сожалению, активность действий по освобождению наших политзаключенных за минувшее время была недостаточной. Не берусь анализировать, конкретно по чьей вине. Но очевидно, что после чемпионата мира обменивать Путину будет точно не с руки. Если оценивать встречу в Берлине министров иностранных дел Украины, Германии, Франции и России, то закончилась она безрезультатно. По всей видимости, это связано и с тем, что Москва чувствует свою силу в переговорном процессе. Возрастающая цена на нефть лишь усиливает это напряжение между западными странами, и напряжение по оси Вашингтон – Берлин также способствует такому ощущению у российской элиты и, соответственно, глава МИД РФ Сергей Лавров участвовал в этих переговорах не ради достижения компромиссов, а ради выдвижения ультиматумов. Западные страны были заинтересованы в том, чтобы берлинская встреча "нормандской четверки" на уровне министров иностранных дел лишь состоялась, нежели они имели какие-то иллюзии о возможных договоренностях.

Скорее всего, Франция и Германия поднимали вопрос об усилении санкций в отношении РФ – это был один из козырей, с которым они выходили на переговорный процесс, ведь до этого мы видели жесткую позицию французского лидера Макрона, немецкий канцлер Меркель тоже почувствовала жесткую коалиционную почву под ногами и уже выступает с более резкой риторикой. А украинская сторона представляла на переговорах все тот же свой пакет по миротворцам, который призван реализовать в Донбассе комплексную миссию, начиная от разоружения и заканчивая контролем за выводом из Украины российской военной техники. И, соответственно, две непримиримые позиции Украины и России по миротворцам остались.

Олег Сенцов
Олег Сенцов

– Более 40 стран готовы отправить своих военных на восток Украины. Резолюцию по миротворцам должны единогласно поддержать все постоянные члены Совета Безопасности ООН: США, Китай, Россия, Франция и Великобритания. И право вето России в Совбезе практически делает невозможным принятие такого решения без согласия Москвы. А каким, по вашему мнению, может быть компромисс с Кремлем по введению миротворческой миссии ООН на восток Украины?

– Найти точки соприкосновения и достигнуть компромисса с Россией, по моему мнению, сейчас невозможно. Западные страны также хорошо понимают, что если принять российский сценарий введения миротворцев, то это приведет лишь к еще большему витку эскалации в Донбассе, и Россия может получить дополнительные аргументы для ведения более широкомасштабных боевых действий в Украине. Тот пакет, который предлагает Москва, он не предполагает установления мира в на Востоке Украины, он в лучшем случае несет иллюзию мира в виде капитуляции Киева, а в худшем случае – эскалации конфликта.

– Ранее американское издание Time со ссылкой на свои источники сообщало, что российский президент Владимир Путин согласен передать зону конфликта под контроль временной международной администрации, как это было в Боснии и Герцеговине или Косово. Для Украины такой сценарий неприемлем?

Ничто не свидетельствует о том, что РФ готова отказаться от своих экспансистских амбиций

– Международная администрация может быть абсолютно различной. Плюс ее действия должны координироваться с миротворческой миссией, по которой нет решения. В принципе, введение в Донбасс временной международной администрации вместе с миротворцами и принятием стратегии по реинтеграции этой территории в Украину, ее возвращение к нормальной жизни могло быть одним из возможных решений и при соблюдении некоторых норм даже более чем приемлемым для Украины. Другое дело, что РФ в этом направлении явно не продвигается и, судя по риторике ее официальных лиц, в частности, министра иностранных дел Лаврова, даже не рассматривает для себя такие возможности.

– Есть ли, по вашему мнению, опасность обострения ситуации в Донбассе во время или после чемпионата мира по футболу в России?

– После чемпионата – не думаю, что есть такие серьезные риски, а во время, действительно, риски возрастают. Сейчас, очевидно, есть два сценария Кремля. Первый: обострить ситуацию на востоке Украины в период проведения мундиаля либо раскачивать ситуацию на других украинских территориях, чтобы растянуть театр боевых действий. Второй сценарий – это, наоборот, сейчас не создавать напряженность и не обострять ситуацию в Донбассе, а дождаться официального начала избирательного процесса в Украине (в марте и октябре 2019 года в стране ожидаются соответственно президентские и парламентские выборы) и осуществить эскалацию именно во время предвыборной гонки. Какой из этих двух сценариев выбрали в Кремле, думаю, что мы уже в ближайшие дни узнаем. К сожалению, ничто не свидетельствует о том, что РФ готова отказаться от своих экспансистских амбиций и остановиться на тех украинских территориях, которые ею ныне оккупированы.

Вместе с тем, по мнению военного эксперта Олега Жданова, вряд ли следует ожидать, что сепаратисты будут устраивать масштабные провокации в Донбассе во время проведения ЧМ-2018 в России:

Олег Жданов
Олег Жданов

– Потому что в РФ таким образом не захотят распугивать иностранных гостей, которых, как надеются российские власти, будет много. Поэтому любое обострение ситуации на линии фронта в Донбассе может вызвать абсолютно обратную реакцию, то есть сокращение количества болельщиков и политиков, которые еще собираются ехать на футбольный чемпионат в Россию.

После зимней Олимпиады в Сочи в 2014-м российские войска аннексировали Крым, и сейчас звучат опасения, что очередная атака против Украины может быть предпринята после чемпионата мира по футболу, и не только на сухопутных участках в Донбасе, но и в акватории Азовского моря. Глава наблюдательного совета фонда "Майдан иностранных дел" Андрей Клименко не исключает, что российские военные могут высадить свой десант на украинском Азовском побережье для того, чтобы, например, захватить в Херсонской области город Каховку (там находится дамба, перекрывающая поступление днепровской воды в Северо-Крымский канал) и разблокировать подачу воды в Крым, где недавно из-за засухи в нескольких районах полуострова был объявлен режим чрезвычайной ситуации.

Андрей Клименко
Андрей Клименко

То, что будут усилены провокации на сухопутной линии фронта в Донбассе, – это стопроцентно

– И такой вариант мы не исключаем, пытаясь понять, что происходит сейчас в акватории Азовского моря. Проблема с нехваткой воды на полуострове из-за перекрытия Северо-Крымского канала касается не только возникшей проблемы в сельском хозяйстве. Дело в том, что крупнейшими потребителями воды в Крыму являются химические предприятия на севере полуострова, в частности, заводы двуокиси титана и по производству соды. И на фоне актов агрессии, которые Россия сегодня предпринимает в отношении судов не только Украины, но и других стран, направляющихся в или из украинских портов в Азовском море, и в сочетании с тем, что туда стягиваются в последнее время военные российские корабли, безусловно, такой сценарий или вариант не следует отбрасывать, – отмечает Андрей Клименко.

Сомневается в вероятности высадки российского десанта на украинское побережье Азовского моря Олег Жданов:

– То, что будут усилены провокации на сухопутной линии фронта в Донбассе, – это стопроцентно. В сентябре надо начинать Москве переговоры с Киевом по новым газовым контрактам. России нужен приемлемый тариф на прокачку своего голубого топлива через Украину в Европу. Что касается Азова, то здесь большой экспансии не будет, поскольку в России нет сил и средств для проведения большой морской десантной операции. Напомню, что фактически все десантные корабли ВМФ РФ находятся в Сирии. Кроме того, сейчас мы не наблюдаем в Азовском море больших боевых российских кораблей, катера береговой охраны ЧФ там не делают большой погоды, то есть нет признаков подготовки к большой морской десантной операции. Плюс не забывайте о реакции Запада. Как бы там Европа ни хотела дружить с РФ и снять с нее санкции, но ведение боевых действий в центре Европейского континента не нравится никому, включая и немецкого канцлера Ангелу Меркель.

XS
SM
MD
LG