Таганский суд Москвы постановил заблокировать на территории России мессенджер Telegram "до исполнения обязанностей по передаче ключей шифрования ФСБ". Несмотря на то что у мессенджера есть месяц, чтобы обжаловать судебное решение, Роскомнадзор настаивает на незамедлительном закрытии доступа к нему, так как Telegram якобы может содержать сведения, которыми пользуются террористические организации.
Адвокаты Telegram не присутствовали на заседании суда, так как Павел Дуров запретил им в этот день участвовать в судебном процессе, чтобы "не легитимировать откровенный фарс своим присутствием".
– Присутствие на заседании позволило бы создать видимость соблюдения процедуры. Наше присутствие могло бы вернуть хоть какое-то уважение к судебной процедуре. Рассматривая дело в таком чрезвычайном режиме, Таганский суд значительно облегчил нам аргументацию и формулирование позиции для Европейского суда по правам человека. Я думаю, что принципиальное решение о запрете Telegram, безусловно, принимает не ФСБ, не Роскомнадзор, и уж конечно не Таганский суд. Это все технические органы, которые проштамповали решение, которое политически было принято в Администрации президента, – говорит в интервью Радио Свобода адвокат правозащитной группы "Агора" Дамир Гайнутдинов.
Слушание по делу прошло быстро: уже через двадцать минут после начала заседания судья удалилась для вынесения решения. В зал заседания удалось попасть немногим: из порядка 35 аккредитованных журналистов внутрь пустили лишь 15; из 26 аккредитованных камер оглашение решения смогли снимать лишь 4. Причем последняя камера попала в зал фактически с боем: на требование журналистов пустить хотя бы одного корреспондента от иностранного СМИ пресс-секретарь суда согласился позволить съемку оператору телеканала Russia Today. Но только с условием, что RT передаст снятые видеоматериалы, в том числе и оператору Радио Свобода, в зал судебного заседания также не допущенному.
Во время судебных прений представитель Роскомнадзора объяснила, почему ведомство просит разрешить незамедлительную блокировку мессенджера: "Данной сетью пользуются лица, в том числе террористы и экстремисты. Они распространяют информацию, которая может быть использована для нанесения вреда жизни и здоровью граждан".
– Решение, безусловно, незаконное, – говорит Дамир Гайнутдинов. – Особенно хочется подчеркнуть, что оно принято в чрезвычайном режиме. Это не суд, это какой-то трибунал по закону от 1 декабря 1934 года (постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому дела о о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти рассматривались в ускоренном порядке, а смертная казнь осуществлялась немедленно. – РС). Назначили заседание в четверг, в пятницу утром рассмотрели, ни о чем не уведомили, документов не дали, за 15 минут запретили. И сразу же Роскомнадзор запускает блокировку. Это полное нарушение всех возможных процессуальных норм. Так что это решение, безусловно, будет обжаловано. И я надеюсь, что пользователи продолжат использовать мессенджер, безопасность которого подтвердили российские государственные органы.
Адвокат также отметил, что они будут обжаловать это решение, так как апелляционная жалоба – это необходимая ступень на пути к обращению в Европейский суд по правам человека.
– Я не верю в справедливость Мосгорсуда, – сказал Дамир Гайнутдинов. – Но это будет еще один шанс восстановить справедливость, который появится у Российского государства.
После оглашения решения суда участники процесса так и не вышли к журналистам: представителей Роскомнадзора и ФСБ вывели через черный ход, чтобы избежать встречи с прессой.
В Украине блокировать нельзя, в России – можно
В прошлом году, когда в Украине начались блокировки российских ресурсов и в том числе соцсети "ВКонтакте", заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин назвал это бессмысленным решением.
– Если вы занимаетесь блокировкой массового популярного ресурса, то вы дискредитируете власть, потому что показываете, что решение власти нереалистично, оно обходится. Вы воспитываете в гражданах правовой нигилизм и увеличиваете их компьютерную грамотность, – сказал тогда Волин.
Однако теперь он говорит, что между блокировкой российских соцсетей на Украине и блокировкой Telegram в России есть принципиальная разница.
– "ВКонтакте" на Украине был заблокирован решением правительства, – заявил Алексей Волин Радио Свобода. – У нас не было решения правительства о блокировке Telegram. У нас это было решением суда по неисполнению формальных требований. "ВКонтакте" заблокировали исключительно по цензурным соображениям, потому что украинскому руководству не нравилось, что пишут пользователи и какую информацию они могут получить, в то время как Telegram был заблокирован за невыполнение сугубо технических требований.
Журналисты уже обратились в ЕСПЧ
В апреле этого года журналисты Олег Кашин и Александр Плющев объявили о том, что они подают иск в ЕСПЧ в связи с возможной блокировкой мессенджера, ранее российские суды их аналогичный иск к рассмотрению не приняли. Журналисты считают, что существование законодательства о контроле интернет-переписки нарушает их право на уважение частной и семейной жизни. По словам ведущего радиостанции "Эхо Москвы" Александра Плющева, иск был направлен накануне, и он никак не связан с сегодняшним решением суда. Журналисты решили обратиться в ЕСПЧ раньше, потому что предполагали, что мессенджер в России непременно будет заблокирован.
– Это было очень ожидаемое решение, – сказал Александр Плющев в интервью телеканалу "Настоящее время". – Уже по вчерашним темпам развития это было понятно: когда адвокаты отказались идти, когда отказались перенести заседание и дать им время на подготовку, когда было подано прошение Роскомнадзора о немедленной блокировке. Было понятно, что решение принято и каким оно будет. Оставались только такие чисто театральные детали – сколько времени потратят на рассмотрение, как это будет, что скажут представители ФСБ, РКН, будут ли они говорить что-то после и так далее.
Александр Плющев считает: высказывания, что в правительстве тоже общаются с журналистами через Telegram, поддержка мессенджера такими людьми, как Рамзан Кадыров, все это было неким приглашением для Павла Дурова вступить в переговоры. Он сравнил эти заявления с угрожающими твитами Трампа, который таким образом приглашает кого-нибудь к диалогу. Журналист также считает, что у государства нет никаких объективных причин блокировать настолько популярный мессенджер.
– Что получит государство? – говорит Плющев. – Какие выгоды оно получит, если оно заблокирует Telegram? Это не даст никаких конкурентных преимуществ, например, какому-нибудь отечественному сервису. Нет никаких больших ощутимых плюсов, кроме того, что показать, кто в доме хозяин, что со всеми остальными будет так же.
Telegram заблокируют, но пользователи все же смогут использовать Telegram с помощью прокси-сервера или VPN. В 2017 году разработчики мессенджера добавили в приложение возможность обхода блокировки при помощи прокси-сервера, который перенаправляет трафик на сторонние IP-адреса. Создатель Telegran Павел Дуров уже пообещал, что мессенджер поможет своим пользователям. Вот что он написал на своей странице во "ВКонтакте":
1. Telegram будет использовать встроенные методы обхода блокировок, которые не требуют действий от пользователей, однако 100%-ная доступность сервиса без VPN не гарантирована.
2. В первые часы блокировки сторонние VPN/Proxy-сервисы могут быть перегружены и с большой вероятностью будут работать медленно.
3. Независимо от наличия блокировки, Telegram сохранит возможность централизованно рассылать уведомления всем российским пользователям, информируя о развитии ситуации.
Telegram — не первый мессенджер, который попал под блокировку. Ранее Роскомнадзор заблокировал в России мессенджеры Zello, BlackBerry Messenger и Line после отказа сотрудничать с ведомством. Все эти приложения доступны через VPN и по-прежнему остались в App Store или Google Play.
Россия после вступления в силу судебного решения может стать первой страной в мире, где Telegram будет заблокирован полностью. Ранее власти некоторых стран, таких как Афганистан или Китай, вводили временные ограничения на пользование мессенджера. Наиболее масштабные репрессии в отношении Telegram сегодня применяют власти Ирана, но и там окончательно для пользователей он закрыт. Директор иранской службы Radio Free Europe/Radio Liberty Нюша Бохрати:
– Telegram пока не заблокирован в Иране окончательно, но, к сожалению, все к этому идет. Однако мессенджер был заблокирован во время массовых протестов в Иране, когда люди активно его использовали, и правительство очень испугалось этого. Но даже когда Telegram был заблокирован, люди продолжали им пользоваться через VPN. И очень многие устанавливают VPN на смартфоны и планшеты, продолжая заходить на те сайты, которые запрещены. Иранцы также используют прокси-сервисы.
– Почему люди не перешли в WhatsApp, Viber или Facebook messenger?
– Изначально иранцы пользовались Viber, но потом, с появлением каналов и групповых чатах в Telegram они поняли, что этот мессенджер не настолько удобный. Некоторые люди используют WhatsApp, но власти частично фильтруют контент. И если для общения им еще можно пользоваться, то вести каналы уже невозможно.
– В Иране есть аналоги Telegram, но созданные в стране?
– Да, власти неоднократно говорили о создании домашней сети. Один из примеров похожих на Telegram приложений – это Soroush. Но люди, используя этот мессенджер, могут подвергаться опасности, потому что их переписка, их данные не защищены. Однако для тех, кто использует Telegram, никакого наказания не существует, – говорит Нюша Бохрати.