В истории драматической борьбы за чистый клочок земли в Тереньгульском районе Ульяновской области было уже многое: преисполненные страстей народные сходы, голодовка протеста, суды, фальсификация местными властями ключевых публичных слушаний и мобилизация административного ресурса, гражданская самоорганизация населения, бомбардировка инстанций жалобами, пикеты в Москве и даже флешмоб. По одну сторону баррикады – иностранный инвестор и власть, отстаивающая "инвестиционную привлекательность" региона и публично ратующая за промышленное развитие и рабочие места, по другую сторону – жители деревень, которые и дальше во что бы то ни стало хотят собирать грибы и ягоды в экологически чистом лесу.
Жители села Подкуровка Ульяновской области добиваются проведения местного референдума, чтобы сохранить благоприятную экологию своего района. Проверка Следственного комитета показала, что в 2012 году местные власти фальсифицировали публичные слушания, в результате участок земли для ведения сельского хозяйства стал на Генплане землей промышленного назначения, и теперь здесь планируется построить цементный завод китайской компании "Аньхой Конч".
Жители Подкуровки и окрестных сел в Тереньгульском районе выступают против строительства цемзавода в экологически чистой местности. Районный совет народных депутатов отказал инициативной группе в проведении референдума, на который предполагалось вынести вопрос о сохранении сельскохозяйственного статуса этих земель, и 9 апреля люди обратились к прокурору Ульяновской области Сергею Хуртину с просьбой инициировать такой референдум – по закону у него есть такое право.
Значительная часть сырья находится под лесным массивом, который, как опасаются противники строительства, со временем пришлось бы вырубить
Инвестиционное соглашение о строительстве цементного завода между корпорацией "Аньхой Конч", правительством Ульяновской области и Корпорацией развития Ульяновской области (акционерное общество со стопроцентным участием областной администрации) подписано в 2015 году. Объем предполагаемых инвестиций – 500 миллионов долларов, плановая мощность – 5 тысяч тонн цемента в сутки. Место строительства обусловлено близостью крупного месторождения мела, а мел – сырье для цемента. Значительная часть сырья находится под лесным массивом, который, как опасаются противники строительства, со временем пришлось бы вырубить, что нанесло бы непоправимый ущерб экологии района.
Председатель регионального правительства Александр Смекалин уверяет, что для завода подобрана площадка на максимально возможном удалении от населенных пунктов – от 5 до 9 километров, китайский инвестор гарантирует экологическую чистоту своего производства. Но протестующие не хотят завода в принципе: многие горожане покупают или строят дома в этой местности главным образом из-за чистого воздуха, воды и лесов, и все это в 50 километрах от Ульяновска. Кроме того, неподалеку уже есть два завода компании "Евроцемент", которые работают с неполной загрузкой, а рекультивацией карьеров не занимаются. Экологический протест в Тереньгульском районе отличается постоянством: уже около восьми месяцев его участники оказывают давление на власть и инвестора, продолжают проводить регулярные сходы граждан.
Участники акции провели несанкционированный митинг, используя в качестве агитационных средств палатку и стулья
Противостояние местных жителей и власти началось летом 2017 года. Хроника его такова. Решение о строительстве цемзавода и угроза постепенной вырубки 780 гектаров леса вызвали активные протесты жителей, голодовку в палаточном лагере и иные публичные акции. Жители Подкуровки создали местное общественное движение "За благоприятную окружающую среду", которое сегодня насчитывает 2,5 тысячи сторонников. Движение собрало более 5 тысяч подписей под обращением к президенту с просьбой отказаться от строительства. 29 августа 2017 года несколько активистов протеста вошли в здание областного правительства, установили в фойе палатку и потребовали встречи с губернатором Сергеем Морозовым. В сентябре Ленинский райсуд приговорил пятерых участников этой акции к административным штрафам в 10 тысяч рублей за несанкционированную акцию. На судебном процессе сотрудник полиции доказывал, что участники акции провели несанкционированный митинг, используя в качестве агитационных средств палатку и стулья (18 января областной суд отменил все эти штрафы).
Сергей Морозов уклонился от диалога с протестующими, зато легко нашел язык со сторонниками провластного движения "За развитие Тереньгульского района", сформированного в пику подкуровцам и выступающего за строительство цемзавода. 14 сентября Морозов окончательно обозначил свое отношение к конфликту, заявив, что "завод нужен району, области, стране", поэтому "современному заводу на территории Тереньгульского района – быть!" После этого протестующие объявили о сборе подписей за его отставку.
Наша задача состояла в том, чтобы донести нашу повестку до Москвы и прорвать информационную блокаду, и нам это удалось
Накануне визита в Ульяновск президента Владимира Путина, который 22 сентября провел здесь заседание президиума Госсовета, активисты протеста провели флешмоб, выложив своими телами фразу "Путин, спаси наш лес". На 6 октября в центре Ульяновска был назначен митинг против цемзавода, причем одним из лозунгов должно было стать требование отставки губернатора. Но усилиями городской власти митинг был сорван: за день до назначенной даты мэрия сообщила, что акция не согласована, а накануне вечером рабочие срочно разобрали плитку в сквере, где должен был состояться митинг – для "гарантийных работ по ремонту плиточного покрытия". В итоге спустя несколько дней ту же плитку уложили обратно.
12 октября трое активистов движения "За благоприятную окружающую среду" провели серию краткосрочных одиночных пикетов перед зданием Госдумы России, возле приемной президента и около Красной площади, а также оставили обращение в администрации главы государства. Активисты встретились с председателем комитета по аграрным вопросам Госдумы Владимиром Кашиным (КПРФ), председателем комитета по экологии и охране окружающей среды Владимиром Бурматовым (ЕР), председателем комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаем Николаевым (ЕР). Встретиться с депутатами Госдумы оказалось легче, чем с депутатами регионального Заксобрания и тем более с губернатором. Депутаты Госдумы оказались осведомлены о конфликте в Тереньгульском районе.
"Наша задача состояла в том, чтобы донести нашу повестку до Москвы и прорвать информационную блокаду, и нам это удалось, – прокомментировал тогда ситуацию координатор протеста Наири Чатинян, организовавший поездку активистов (он предприниматель, бывший директор механического завода №2, имеет загородный дом в Подкуровке). – Наш протест не затух, как об этом говорят в областной администрации".
В результате той поездки местное экологическое движение одержало промежуточную тактическую победу: решение о разработке месторождения мела отложено на неопределенный срок. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) сообщило, что прекратило работу по подготовке месторождения в районе поселка Солдатская Ташла для его разработки в качестве цементного сырья. Эта информация содержится в ответе на запрос депутата Госдумы Николая Николаева. В своем ответе агентство так обосновывало свой отказ: губернатор Морозов обратился в Роснедра за разрешением использовать часть месторождения, содержащую высококачественное сырье, но закон не позволяет использовать лишь наилучший фрагмент природных запасов, а требует освоения месторождения целиком.
Самый большой коллективный иск после Беслана – от полутора тысяч человек
После этого Александр Смекалин, сторонник китайского инвестпроекта, стал говорить о его перспективах более уклончиво. "Проект может быть реализован при условии того, что месторождение будет выставлено на аукцион, будет аукцион – будет и победитель, – сказал он на встрече с журналистами 30 января. – "Аньхой Конч Цемент" зарегистрирован как юридическое лицо, идет наполнение уставного капитала. Намерение [построить завод] осталось". Сомнений в том, что генплан поселения легитимен, у него на тот момент не было.
Однако подкуровцы раздобыли в архиве протокол публичных слушаний от 2 ноября 2012 года по проекту Генерального плана Подкуровского сельского поселения. Согласно этому протоколу, участники слушаний одобрили изменение статуса участка земли: были земли сельхозназначения, стали – производственного. Тереньгульский райсовет изменения в Генплане утвердил. Именно это решение дало возможность впоследствии говорить о строительстве на этих землях цемзавода. Выяснилось, что самих слушаний никогда не было, а протокол слушаний – фальшивый: он был составлен и подписан через полгода после указанной даты.
Больше половины людей, указанных в качестве участников слушаний, отрицали свое участие в них, двоих человек из списка на момент "слушаний" уже не было в живых, еще с десяток не имели права участвовать в слушаниях, так как не зарегистрированы на территории Подкуровского поселения. Противостояние перешло в юридическую плоскость. Факт фальсификации слушаний подтвердился в ходе проверки, проведенной Следственным комитетом. Несмотря на все это, Сенгилеевский районный суд отказал двоим активистам подкуровского движения, оспорившим фальсифицированный протокол. Решение обжаловано в областном суде, и в случае отказа подкуровцы, по словам Чатиняна, направят в ЕСПЧ "самый большой коллективный иск после Беслана – от полутора тысяч человек".
Противники цемзавода зарегистрировали в территориальной избирательной комиссии инициативную группу по проведению местного референдума: на голосование предполагается вынести вопрос о закреплении за участком земли, где планируется построить цемзавод, статуса сельскохозяйственного, причем навсегда. Но в конце марта совет депутатов Тереньгульского района отказал инициативной группе в проведении референдума. Это решение также будет обжаловано. Чатинян полагает, что таким образом власть тянет время в ожидании того момента, когда Агентство по недропользованию объявит аукцион на право разработки месторождения. Если референдум в установленные сроки не назначен представительным органом власти, то по федеральному закону о местном самоуправлении он "назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора". Поэтому инициаторы референдума обратились к прокурору области с просьбой выступить в качестве гаранта права жителей на прямое волеизъявление.
В ситуации с китайским цемзаводом власть повела себя самоуверенно, и в этом ее ошибка
Активисты движения также обратились в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на то, что "Корпорация развития Ульяновской области" купила участок для строительства цемзавода у индивидуального предпринимателя без проведения торгов. Заявители просят признать эту сделку недействительной: корпорация – организация с государственным участием, поэтому она должна была либо участвовать в торгах на приобретение земли, либо обосновать, почему покупает землю у единственного продавца без торгов, пояснил Чатинян.
Незатухающий экологический протест повлиял на результаты президентских выборов в Тереньгульском районе. Хотя процент явки и процент голосов за Владимира Путина в районе (60 и 71 процент) недалеки от итоговых цифр по области (64 и 74 процента), но район является лидером в голосовании за кандидата от КПРФ Павла Грудинина – 19 процентов. В Подкуровке у Грудинина результат еще выше – 30,15, в Ясашной Ташле – 35,64 процента избирателей.
– В ситуации с китайским цемзаводом власть повела себя самоуверенно, и в этом ее ошибка, – считает ульяновский политолог Николай Васин. – Власть посчитала, что получила карт-бланш от народа и теперь может делать все что хочет. Эта самоуверенность объясняется отсутствием политической конкуренции. Но для такой самоуверенности нет оснований: Сергей Морозов выиграл последние губернаторские выборы с результатом 54 процента, по сравнению с предыдущими годами его поддержка падает. Несет имиджевые потери в этой ситуации и премьер Смекалин. С другой стороны, ситуацией удачно воспользовались коммунисты, в частности, депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный; теперь они заинтересованы, чтобы тема как можно дольше держалась в фокусе федерального внимания. У меня есть сомнения в дееспособности структур, которые готовят для Морозова такие решения, как по цемзаводу. Возможностей компромисса с протестующими я не вижу, зато вижу попытки их дискредитации.
В этих условия большое значение приобретают выборы в местные органы власти, которые состоятся в сентябре. "Будет противодействие: им [региональной власти] надо выбирать свой совет депутатов, а нам свой, – говорит Наири Чатинян. – Или они уделают нас, или мы их". Если сторонники экологического протеста получат большинство в Подкуровском совете депутатов, то они смогут пересмотреть план зонирования земель: это в полномочиях совета. Референдум же – вынужденная инициатива, способ обойти решение "недружественного" совета депутатов.
Политизация экологического протеста является следствием отсутствия диалога между властью и протестующими, а также следствием попытки представить противников завода крикунами, которые против экономического развития района и которыми манипулируют КПРФ и конкуренты "Аньхой Конч". Люди приходят к пониманию, что надо брать власть "снизу", то есть в советах поселений.
"Вы вынудили нас пойти на то, чтобы установить народовластие по всему Тереньгульскому району! – сказал Наири Чатинян 6 марта на сходе жителей района в селе Ясашная Ташла, обращаясь к чиновнику из областного министерства внутренней политики. – Если вы продолжите ломать нас через колено, вы получите то, что заслужили, а весь Тереньгульский район получит народовластие. Мы освободим весь район от власти ворья. Самое интересное, что на нас, на подкуровцев и ташлинцев, ориентируются и другие районы".
Главная новость последних дней, которая воодушевляет протестующих, пришла 10 апреля: в ответе на обращение подкуровцев в Минпромторг России замдиректора Департамента металлургии этого министерства Машкауцан информирует, что "реализация проекта по строительству цементного завода китайскими инвесторами прекращена", при этом чиновник ссылается на информацию из правительства Ульяновской области.
До того момента мы считаем, что это наша победа в отдельном сражении, но не во всей кампании
– Мы все же не расслабляемся и расцениваем это как тактическую уловку, – говорит активист Подкуровского местного общественного движения "За благоприятную окружающую среду" Андрей Ушанов. – Пока за землями, выделенными под предполагаемое строительство цементного завода, сохраняется статус земель промышленного назначения, расслабляться рано. Мы будем добиваться, чтобы этим землям вернули статус сельхозземель – любым законным способом, неважно как – через референдум или по решению совета депутатов. Только после этого мы сможем заявить о своей победе над китайским цемзаводом. А до того момента мы считаем, что это наша победа в отдельном сражении, но не во всей кампании.
Для руководства компании "Конч Цемент Волга", которая имеет офис в Ульяновске, новость из Москвы оказалась неожиданной: в компании уверены, что региональная власть выполнит соглашение, подписанное на межправительственном уровне. Председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин назвал ответ из Минпромторга "странным". "Проект может реализовать только тот, кто имеет право на разработку месторождения. Месторождение на аукцион не выставлялось. Соответственно, проект не начинался. Как можно начинать, если нет основного источника сырья? Заявку в Роснедра может подать инициатор проекта – "Конч Цемент Волга", "Евроцемент", кто угодно. Но заявки пока нет, ничего не поменялось, никаких движений нет", – говорит Смекалин.