Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Крамник: "Он играл, как человек"


Владимир Крамник второй раз в этом году сражается за звание сильнейшего в мире. На сей раз в борьбе с "машиной"
Владимир Крамник второй раз в этом году сражается за звание сильнейшего в мире. На сей раз в борьбе с "машиной"

Матч состоит из шести партий. В случае победы в нем 14-ый чемпион мира по шахматам Владимир Крамник получит один миллион долларов США. Это вдвое больше гарантированного стартового гонорара. В каждой партии игрокам дается на обдумывание 2 часа на 40 ходов, а затем - 1 час на 16 ходов. В 2002 году, в Бахрейне Владимир Крамник уже играл матч с одной из предыдущих версий программы« Deep Fritz ». Тот поединок закончился вничью со счетом 4:4. За минувшие четыре года шахматная программа стала играть мощнее и быстрее считать варианты. Неслучайно в первой партии нынешнего матча Владимир Крамник, играя белыми, избрал спокойный вариант каталонского начала. Сразу по выходе из дебюта чемпион мира охотно пошел на размен всех тяжелых фигур, после чего позиция на доске стала приобретать ничейные очертания. В эндшпиле «конь против слона» Крамник имел небольшой перевес, который компьютеру удалось относительно легко нейтрализовать. Вот что сам Владимир Крамник сказал по поводу начала своего матча против компьютерной программы « Deep Fritz » в интервью корреспонденту Радио Свобода Александру Хавронину:


-Я много играл тренировочных партий с этой программой за последние две недели, так что вряд ли машина может меня чем-то сильно удивить. Но она, к сожалению, и, не удивляя, очень хорошо играет. В сегодняшней партии было многое предсказуемо. Была нормальная человеческая партия. Даже не скажешь, что играл компьютер. Играл он, как сильный гроссмейстер. Нормально защищался. Я как-то не почувствовал, что играл с компьютером. Я играл как бы в супертурнире с одним из сильнейших гроссмейстеров мира. И чего-то такого, каких- то компьютерных штучек пока не было в этой партии. Но сюрпризы меня ожидают, наверное.


- Первая партия матча носила довольно миролюбивый характер. Связано ли это с усталостью, которая накопилась еще с матча против Топалова? Или речь идет о какой-то специальной тактике игры против компьютера?


- Очевидно, что с компьютером играть в боевые шахматы противопоказано. У меня такой соперник, что я пытаюсь выбрать наилучшую стратегию для того, чтобы у меня было как можно больше шансов в этом матче. Конечно, если играть в острые комбинационные шахматы, то я закончу матч примерно так же, как Адамс с «Гидрой». Поэтому я вынужден играть очень солидно и позиционно. У меня просто нет другого шанса.


- Почувствовали ли Вы, что после вашего предыдущего поединка с компьютером в Бахрейне, в 2002 году, Deep Fritz » стал лучше играть?


-Я почувствовал. И этому есть математические доказательства. Во-первых, этот компьютер более быстродействующий, чем тот, который был в Бахрейне. Насколько знаю, тот компьютер, 2002 года, рассчитывал около 4 миллионов ходов в секунду. Этот - где-то между 8-10 миллионами. По сути, он в два раза мощнее. И, конечно, программа. Я делал проверку, я ставил эту версию программы и ту версию, которая играла в Бахрейне, играть между собой. Просто очень много партий. Около 200 партий. И, конечно, очень уверенно выигрывает новая версия. Где-то 65 на 35 процентов. Кроме моего внутреннего ощущения как специалиста, как шахматиста, есть еще и математические доказательства.


В Бонн, на матч «Крамник- компьютер» приехали немало известных гроссмейстеров из-за рубежа. Однако они остерегаются прогнозировать общий исход матча. В то же время трудно не согласиться с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым, по мнению которого "с развитием компьютерных технологий шансы человека в таких поединках становятся все меньше и меньше".



XS
SM
MD
LG