Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект, который позволяет признавать физические лица иностранными СМИ, выполняющими функции "иностранного агента". Этот же документ вводит в российский закон "О СМИ" статью об обязательном учреждении юридического лица средством массовой информации, которое признано "иностранным агентом".
Законопроект внесен в Думу в середине декабря. Из его текста, в частности, следует, что юридическое лицо должно быть учреждено в течение месяца с момента внесения иностранного СМИ в реестр Министерства юстиции. Если юридическое лицо уже существует, оно также получает права и обязанности "иностранного агента", регулируемые российским законодательством.
Закон обязывает СМИ, признанные "иноагентами", вносить пометку об этом в выходных данных своей продукции. Порядок такой маркировки регулирует "уполномоченный орган исполнительной власти", говорится в тексте документа. Издания, которые не попали в реестр Министерства юстиции, но ссылаются на внесенные в него СМИ, должны будут указывать их статус.
5 декабря Минюст опубликовал список СМИ, которым присвоен статус "иностранного агента". В него включены "Голос Америки", Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС), медиапроекты Русской службы Радио Свобода "Фактограф" и "Сибирь.Реалии", телеканал "Настоящее время", Татаро-башкирская служба Радио Свобода, медиапроекты "Idel.Реалии", "Кавказ.Реалии" и "Крым.Реалии".
Закон, который позволяет российским властям объявлять средства массовой информации, получающие финансирование из-за рубежа, "иностранными агентами", принят в конце ноября. Конкретный порядок применения законодательства об "иностранных агентах" к настоящему моменту Министерством юстиции не разъяснен.
Решение о внесении поправок, ограничивающих работу иностранных СМИ в России, последовало после того, как американские власти потребовали регистрации подразделений финансируемого Кремлем телеканала RT в качестве "иностранного агента" в США. Представители Соединенных Штатов неоднократно подчеркивали, что американский закон об иностранных агентах значительно отличается от российского и никак не ограничивает свободу информации. Изменения в российском законодательстве, связанные со статусом иностранных СМИ, подверглись критике со стороны представителей властей США, европейских политиков, а также российских и международных правозащитных организаций.