На контрольно-пропускном пункте "Майорское" и непосредственного на подконтрольной сепаратистам территории вблизи Горловки Донецкой области в два этапа прошел большой обмен пленными между Украиной и "ДНР" и "ЛНР". В Киеве обмен называют одним из главных итогов в уходящем году минских переговоров по Донбассу и отмечают, что, преследуя свои цели, "зеленый свет" обмену включил российский президент Владимир Путин.
Вместо предполагаемых 306 Украина передала представителям самопровозглашенных "ДНР" и "ЛНР" 238 человек, остальные из утвержденного ранее в Минске списка отказались от обмена. Более сорока из них отбыли наказание по приговорам украинских судов и не приехали на обмен. Из Луганска и Донецка в Украину вернулись, как и ожидалось, 74 украинских пленных. "ЛНР" получила 73 вместо предполагаемых 99 человек. По данным Киева, на неподконтрольных Украине территориях Донбасса еще удерживаются около ста человек, и местонахождение многих из них неизвестно.
Среди освобожденных украинцев – Владислав Овчаренко и Артем Ахмеров – ультрас луганской "Зари", 63-летний ученый-религиовед Игорь Козловский, блогер Эдуард Неделяев. На свободу вышел и военный Алексей Кириченко, находившийся в плену с августа 2014 года.
Президент Украины Петр Порошенко поздравил освобожденных заложников из Донбасса. С главой государства по телефону говорили Владислав Овчаренко и "киборг" Александр Морозов.
Окончательные списки обмена пленными между Украиной и сепаратистами Донбасса были утверждены на заседании трехсторонней контактной группы в Минске 20 декабря.
Со времени состоявшегося пятнадцать месяцев назад последнего обмена его новые попытки постоянно блокировались. Сепаратисты предъявляли Украине неприемлемые требования. Например – освобождение сотрудников бывшего милицейского спецподразделения "Беркут", обвиняемых в убийствах почти четыре года назад активистов на Майдане.
Прогресс в вопросе обмена пленными неожиданно наметился 15 ноября. К переговорам присоединился президент России Владимир Путин, к которому при телекамерах и в присутствии главы РПЦ патриарха Кирилла в Ново-Иерусалимском монастыре обратился глава движения "Украинский выбор – Право народа", кум Путина Виктор Медведчук.
После этого Кремль сообщил о телефонном разговоре российского президента с лидерами сепаратистов, которые тут же согласились на обмен. "Понятно, что в Донецке и Луганске сидят марионетки, и фактически президент России ведет переговоры сам с собой. Но для нас главное – результат", – заявил тогда в интервью одному из украинских каналов советник главы Службы безопасности Украины Юрий Тандит.
Объясняя разыгранную перед телекамерами сцену, эксперты констатировали, что Москве нужны новые гуманитарные миротворческие инициативы для демонстрации Западу своей приверженности мирному урегулированию в Донбассе. Кроме того, нынешний обмен пленными призван повысить статус Медведчука в украинской политике и продемонстрировать Западу, что Путин является приверженцем мирного урегулированию в Донбассе, – убежден координатор группы "Информационное сопротивление", депутат Верховной Рады Дмитрий Тымчук:
– Во-первых, тактика Путина, начиная с осени 2017 года, как мы видим, нацелена как раз на то, чтобы показать: он выступает за мирный диалог в Донбассе и Москва в очередной раз пытается дистанцироваться от конфликта. И, во-вторых, продемонстрировать, что российский президент является движущей силой в этом мирном диалоге. Это же касается и якобы поддерживаемой Кремлем инициативы о введении международной миротворческой миссии на восток Украины. Одновременно Путин говорит о низкой эффективности Минского процесса. И сейчас для того, чтобы сделать Минский процесс эффективным Москва в качестве дополнительного звена вводит в игру Медведчука. И то, что этот политик используется Путиным как троянский конь в Украине – это, мне кажется, ни для кого не секрет. На продолжающемся в Киеве судебном процессе по обвинению беглого экс-президента Украины Виктора Януковича в госизмене СБУ предоставила аудиозаписи телефонных переговоров, связанных с аннексией Россией Крыма. На этих записях звучит и голос, похожий на голос господина Медведчука, как непосредственного участника аннексии. Путин сейчас пытается убить сразу двух зайцев: усилить в информационном пространстве образ Кремля, как миротворца по Донбассу, а также приписать заслуги в этом процессе и Медведчуку.
С мнением Дмитрия Тымчука согласен и украинский политолог Руслан Бортник:
– Медведчук использует эту ситуацию в своих целях. И, безусловно, такое формальное и подчеркнутое его присутствие в одном кадре с Путиным и патриархом Кириллом стало знаком со стороны российского президента: сегодня этого политика считают ключевым инструментом переговоров между Украиной и Россией, и он может способствовать решению любых проблемных украинско-российских вопросов. Особенно на фоне кризиса официальных взаимоотношений двух стран.
– Обмен был согласован по формуле "306 на 74". Как появились эти цифры?
– Эти цифры стали результатом верификации наличия захваченных лиц при участии ОБСЕ и других международных организаций. Условно говоря, в Украине нашли существенно больше людей, которые были задержаны, чем в так называемых "ДНР" и "ЛНР". Большинство удерживаемых в Луганске и Донецке – это украинские военнослужащие, а большинство удерживаемых в Украине – осужденные или обвиняемые в терроризме. Часть из них, скажем так, представители разведывательных органов, а также гражданские сторонники "ДНР" и "ЛНР". А по Минским соглашениям должны менять по формуле "всех на всех".
– Почему Киев не ставил жестко вопрос о внесении в списки на обмен украинцев, отбывающих сроки заключения в российских колониях, – Олега Сенцова, Станислава Клыха, Николая Карпюка?
– Это невозможно в рамках формальных Минских соглашений, поскольку обмен касается причастных к конфликту на востоке Украины. Освобождение таких украинцев, как, например, режиссер Сенцов, может произойти лишь как жест доброй воли со стороны России или в качестве каких-либо политических договоренностей между Киевом и Москвой. Понимаете, в чем вообще ключевая проблема этого обмена? В том, что он – не последний. И стороны продолжат захватывать пленных и продолжат судить активистов по обе стороны от линии разграничения в Донбассе.
С точки зрения Минских соглашений этот обмен имеет смысл, если после него последует выполнение политической части договоренностей. Но сегодня это крайне маловероятно. И Россия это прекрасно понимает. Мне кажется, что кроме пиара на гуманитарном аспекте Кремль также пытается создать еще и политический кризис для Украины. После обмена пленными Москва может начать настойчиво требовать реализации Минских соглашений и создавать для Киева неудобные ситуации как в рамках "нормандской четверки" (Франция – Германия – Украина – Россия. – РС), так и минских переговорных групп, – говорит Руслан Бортник.
Действительно, российские власти заявили, что предусмотренный Минскими договоренностями принцип "всех на всех" не может распространяться на таких лиц, как украинский режиссер Олег Сенцов, осужденный по статье о терроризме и отбывающий сейчас 20-летний срок в колонии "Белый медведь" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Тем не менее, Киев не отказал Москве и включил в списки на обмен россиян, не все из которых причастны к конфликту в Донбассе. В тоже время участвовавший в этом конфликте россиянин Виктор Агеев в списки не попал. Он входил в состав диверсионно-разведывательной группы, которую летом в Луганской области задержали украинские военные. Его дело сейчас рассматривает Новоайдарский районный суд Луганской области. По словам адвоката Агеева Виктора Чевгуза, в окончательных списках фамилия его подзащитного не значилась:
– В списках на обмен его нет, это мне подтвердил военный прокурор. Скорее всего, Агеева в следующий раз хотят обменять на кого-то из украинцев, отбывающих наказание в российских тюрьмах. Но вряд ли речь идет о Сенцове, Клыхе или Карпюке. Кроме них за решеткой в России находится еще не один десяток украинцев.
Среди лиц, которые Украина выставляла на обмен с "ЛНР"-"ДНР", но они отказались ехать в Луганск и Донецк, фигурировали не только украинцы, но и несколько россиян. Их фамилии пока не обнародованы. Участница минских переговоров, первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко по этому поводу заявила, что, "Украина – правовое государство и никого силой к сепаратистам отправлять не будет".