Этой осенью на Сахалине медведи загрызли двух человек. Еще один рыбак после встречи с хищником чудом выжил и оказался в больнице. Хищники ведут себя беспрецедентно агрессивно, буквально терроризируют города и села. Подобного не было много лет. Охотоведы по жалобам сахалинцев отстреливают агрессивных хищников и уже убили медведей в два раза больше, чем в прошлые годы. И пока никто на Сахалине не знает, что будет, когда медведям придет время залегать в спячку. При этом специалисты говорят, что именно человек виновен в нынешнем аномальном поведении медведей.
17 сентября большая компания из нескольких семей с детьми приехали порыбачить на реку Тамбовку. Это популярное у отдыхающих место славится хорошей рыбалкой. В два часа дня один из мужчин взял удочку и решил отойти подальше. К вечеру не вернулся. На его поиски срочно отрядили охотоведов из Анивского лесничества. Специалисты отнеслись к ситуации очень серьезно – в окрестностях бродит медведь. На следующий день егери наткнулись на животное, рядом были останки рыбака. Медведя застрелили.
Сахалинские Минлесхоз и управление МЧС постоянно рассылают сообщения о том, что есть опасность столкнуться с медведем в лесу и что в этом случае делать. Но советы не всегда помогают. В начале сентября медведь в Макаровском районе убил 70-летнего мужчину, опытного охотника. Сейчас на Сахалине медведя можно встретить даже в своем дворе.
Весь последний месяц дачный поселок Лопатино на юге Сахалина жил словно на осадном положении. Дачники старались не ходить в одиночку, даже по центральной улице. Даже днем. С остановки и на остановку провожали знакомых большой компанией. Цепных псов прятали в домах, не выпускали из сараев коз. Те, чьи огороды находятся в отдалении, и вовсе забросили свои наделы. Причиной стал медведь. Зверь ходил по поселку совершенно свободно.
Ломал заборы, хозяйничал во дворах и садах. Объел с деревьев урожай слив и яблок. Сожрал десяток дворовых собак, среди которых огромные алабаи и кавказцы
– Он ломал заборы, хозяйничал во дворах и садах. Объел с деревьев урожай слив и яблок. Сожрал десяток дворовых собак, среди которых огромные алабаи и кавказцы. Охотоведы ездили в Лопатино почти каждый день. Но медведь от них прятался, – рассказывает житель поселка Лопатино Стас, его волкодава медведь утащил вместе с цепью.
Дом Валентины Дудкиной зверь обхаживал давно. В ее хозяйстве несколько коз, поэтому хозяева понимали, что рано или поздно медведь к ним нагрянет. В ночь на 26 сентября во дворе заходилась в лае и вое их собака. Утром увидели, что медведь буквально растерзал ее. Останки убирать не стали. Знали, что хищник вернется доедать. Муж Валентины Ивановны засел дома с ружьем. Он и застрелил зверя.
Такие истории сегодня могут рассказать жители едва ли не всех сахалинских сел и городов. В том же Невельском районе, по соседству с Лопатином, в селе Заря неделей ранее егери застрелили медведя. Еще раньше косолапого убили чуть южнее – в селе Шебунино, а до этого СМИ опубликовали видео, на котором медведь бежит по улицам Горнозаводска, еще одного Невельского села, и совершенно не реагирует на проезжающий мимо автомобиль. Жители потом возмущались, что животное постоянно видят на спортивной площадке.
В конце сентября у одного из фермеров в Анивском районе медведь убил шесть коров. Одну задрал, стадо стало метаться в панике, и зверь с испугу стал бить всех, до кого добрался.
На Сахалине большая популяция бурых медведей. По данным регионального Минлесхоза, их сейчас 4492. Сахалинцы привыкли к такому соседству. Видео гуляющих рядом с дорогами медведей, выпрашивающих еду у проезжающих людей, обычное дело. Иногда хищников кормят буквально с рук. Но этот год необычный – звери вдруг стали выходить прямо к домам и вести себя очень агрессивно. Охотоведов засыпали просьбами избавить от хищников.
В обычные годы мы редко убиваем больше 8–10 медведей, нынешняя ситуация – чрезвычайная. Сигналов о выходе медведей очень много. Наши егеря все время в разъездах
– В нашем лесничестве застрелены уже 16 зверей, причем всего двое по лицензии, остальное – вынужденный отстрел, – говорит Роман Жуков, возглавляющий Анивское лесничество. – В обычные годы мы редко убиваем больше 8–10 медведей, нынешняя ситуация – чрезвычайная. Сигналов о выходе медведей очень много. Наши егеря все время в разъездах. За прошедшие две недели у них был всего один выходной. Все остальное время мы провели в лесах. Мы стараемся не доводить дело до убийства, пытаемся отпугнуть медведя, загнать его в лес. Но не всегда это получается. Не так давно к селу Таранай вышла медведица с медвежонком. Люди сначала умилялись и снимали на видео, потом стали жаловаться. Мы несколько раз выезжали, пытались отогнать мамашу в лес. Но оттуда ее выгонял огромный медведь. Ей ничего не оставалось, как выходить в село. Нам пришлось ее убить, как бы ни было жалко.
В прошлом году в Минлесхоз поступило около 130 обращений по поводу появления медведей вблизи населенных пунктов. В этом году жалоб уже 140. Вроде ненамного больше. Но есть принципиальное отличие. В прошлом году, говорят местные жители, медведей было легко напугать и они уходили обратно в лес. В 2016 году только в 62 случаях было признано, что звери могут быть опасны для людей или домашних животных. Застрелили тогда 32 медведя. А в этом году почти каждый случай выхода к жилью признан представляющим опасность (выдано 121 разрешение на отстрел), уже убито 61 животное.
Охотоведы не всегда справляются с валом сигналов. Именно поэтому, когда на днях медвежонок бродил межу пятиэтажками в городе Макаров, отстреливать его приехали полицейские.
Но в этом году на Сахалине с рыбой проблема – горбушу и кету практически истребили хищническим способом
Главная версия аномального поведения медведей – голод. Их основная пища – лосось, обычно с июля рыба уходят в верховья рек, где нагуливает жир перед спячкой. Но в этом году на Сахалине с рыбой проблема – горбушу и кету практически истребили хищническим способом. Нынешняя лососевая путина признана катастрофически провальной. Область, привыкшая к тому, что за сезон можно выловить по 150–200 тысяч тонн красной рыбы, в одночасье оказалась с пустыми сетями. В этом году горбуши удалось добыть примерно 24 тысячи тонн. Это абсолютно худший результат за последние четверть века.
Горбуша закончилась не сама – ее буквально вычерпали из моря и рек рыбопромышленники и браконьеры. Ученые давно говорили, что в области ловят неоправданно много лосося, что ему не оставляют возможности для воспроизводства. Но власти не прислушивались. И сегодня результаты этого хищнического вылова рыбы привели к тому, что голодают медведи. Ситуацию настолько бурно обсуждали в СМИ и соцсетях, что Министерство лесного и охотничьего хозяйства распространило пресс-релиз, в котором было сказано, что вовсе не голод виновен в нашествии животных на города и села.
– Ошибочно считать, что медведь голодный из-за отсутствия рыбы в реках. В его пищевом рационе преобладают растительные корма. Хищник спокойно удовлетворяет свои потребности белокопытником, борщевиком, крапивой, а также различными ягодами и шишками кедрового стланика, – говорят специалисты Минлесхоза. – Если бы этот вид с каждым годом все больше испытывал проблемы с добычей пропитания, то ему уготовано постепенное вымирание. Однако статистика говорит об обратном: в прошлом году численность медведей была меньше, чем в нынешнем, – 4280 особей, а в 2014-м – всего 3788. И что интересно, в самые "рыбные" периоды, когда во время лососевой путины на островах с легкостью добывали более сотни тысяч тонн горбуши и кеты, медведей насчитывалось еще меньше – в далеком уже 2003 году их было 3470 особей.
Впрочем, охотоведы выводы своих начальников опровергают.
Медведи голодные. После отстрела мы осматриваем тела. Пока не встречали ни одного зверя, у кого подкожный жир был бы толще 3 см. Меньше – было, больше – нет
– Медведи голодные. После отстрела мы осматриваем тела. Пока не встречали ни одного зверя, у кого подкожный жир был бы толще 3 сантиметров Меньше – было, больше – нет. Чтобы медведь залег в спячку, ему нужно за лето нагулять минимум 8-сантиметровый слой. Получается, сейчас жира у них в три раза меньше, чем необходимо, – говорит охотовед Роман Жуков. Его коллеги из других районов говорят, что 3 сантиметра – это еще хорошо, "их" медведи куда более тощие – всего по полсантиметра жира.
Голодные медведи ведут себя неадекватно. Егери рассказывают, что часто встречают в лесу раненых зверей и даже туши медведей, которых убили и сожрали более сильные сородичи. Зоологический каннибализм – одно из проявлений того, что не все с популяцией нормально. Есть и другие тревожные признаки. Например, медведи, которые в обычной жизни строго соблюдают границы, стали заходить на территорию друг друга в поисках пропитания.
Мы все лето живем в страхе – почти каждый день новости, что у кого-то из соседей медведь то козу украл, то теленка, то собаку
– Мы все лето живем в страхе – каждый день почти новости, что у кого-то из соседей медведь то козу украл, то теленка, то собаку, – говорит Анна, жена владельца фермерского хозяйства в Анивском районе. – Но был случай просто из ряда вон. Медведь перелез через забор, забрался в сарай. Растерзал корову. Там ужас был – кровь по стенам, телята в шоке. Добычу медведь утащил. Возле забора – следы трех медведей. Получается, что они в банду сбились? Один убивал и воровал, двое других охраняли? Но ведь эти животные строго одиночки.
Специалисты говорят, что банды медведей не было. Просто после того, как один хищник утащил добычу, на запах пришел другой. Это подтверждает и то, что, когда охотоведы отследили зверя по следам и убили, в его желудке была только растительная еда. Медведь-вор мало того что убил корову, так еще и сумел выйти безнаказанным, подставив другого.
При этом худшие последствия бескормицы еще впереди. Голодный зверь не сможет залечь в спячку, а если и заснет, то быстро проснется. На Сахалине возможно нашествие шатунов.
Нынешняя ситуация грозит гибелью животным, которые или умрут от голода, либо будут застрелены. Даже те, кто смогут заснуть, имеют большие шансы погибнуть весной
– Если навскидку, то нынешний год самый сложный для медведей лет за двадцать, – говорит Ирина Еремеенко, сотрудница Сахалинского государственного университета. – Нынешняя ситуация грозит гибелью животным, которые или умрут от голода, или будут застрелены. Даже те, кто смогут заснуть, имеют большие шансы погибнуть весной, потому что именно весной медведи расходуют самую большую часть жирового запаса.
Заведующий лабораторией в Тихоокеанском институте географии ДВО РАН кандидат биологических наук Иван Середкин много лет изучает сахалинских медведей, он один из лучших на Дальнем Востоке специалистов по бурому медведю. Середкин говорит, что последний раз на Сахалине так часто сталкивались и конфликтовали люди и медведи в 2011 году. Тогда егери вынужденно застрелили чуть больше трех десятков медведей. По словам биолога, природа найдет способ справиться с ситуацией.
– Подобный голод в Приморье случается примерно раз в десять лет, говорит биолог. – Много животных погибает, но популяция восстанавливается.
Другое дело, как пережить ближайший год сахалинцам, в чьи дворы заходят голодные хищники.