В сибирском городе Канске – райцентре в Красноярском крае – с разницей в один день прошли сразу два протестных митинга. Первый, за отставку мэра города Надежды Качан, собрал полторы тысячи человек. Второй, против полуподпольных лесопилок, работающих в Канске, – человек триста. Именно из-за этих фирмочек, уверены люди в Канске, 24 мая в городе начались страшные пожары, которые уничтожили десятки домов и стали причиной гибели двух человек.
Недавние пожары всего за день уничтожили в Канске 78 домов и оставили без жилья около 300 горожан. Двое жителей города погибли. Еще один человек, сгоревший в тот же день, жил в поселке Тиличеть. Всего же в Красноярском крае тогда, 24 мая, огонь уничтожил около 140 домов, без крова остались почти 600 человек.
Уже по горячим следам было понятно: настоящая причина случившегося – не стихия, не стечение обстоятельств и не чья-то небрежность. Сейчас в Красноярском крае возбуждено уже несколько уголовных дел – о халатности, мошенничестве, взятках, фальсификации документов. Под следствие попали высокопоставленные сотрудники МЧС, таможни, судебные приставы, чиновники.
Прокуратура Канска направила материалы проверки в следственные органы, чтобы там решили вопрос о возбуждении уголовного дела и против Надежды Качан, главы города.
А люди вышли на митинги, потому что почти уверены: смертельные пожары могут повториться в любой момент.
Смертельное покровительство
Сгоревший район Канска восстановлению не подлежит. Здесь просто нечего восстанавливать.
Животных много сгорело – их, наверное, дней десять никто не убирал, смрад стоял на весь город
– Мы более-менее успокоились уже, все улеглось как-то, – говорит жительница Канска Нина Изотова. – Люди все куда-то пристроились, кто у родственников, кто в общежитиях, кто в гостиницах – никто не улице не остался. Вот в начале страшно было. Приезжали сюда мужики на грузовиках – мародеры: искали металлолом, ну и вообще все, чего сохранилось, забирали, мы отгоняли их, как могли. А потом, ведь животных много сгорело – их, наверное, дней десять никто не убирал, смрад стоял на весь город, мы мучились тут. И никто не знал, кто их должен убирать-то – все инстанции между собой спорили. Да и нет у нас специального могильника. Но сейчас все вроде утряслось. И материальную помощь начинают потихоньку платить. Некоторым погорельцам пообещали уже к июлю квартиры. Но те, у кого сгоревший дом был не единственным, ничего не получат – только тем жилье положено, кто совсем без него остался.
Сейчас жизнь в Канске если не налаживается, то более-менее успокаивается. При этом никто из горожан не верит в случайность произошедшего. Как и в то, что ничего подобного больше никогда не произойдет. Пожар в конце весны начался из-за того, что вспыхнули тлевшие опилки в нескольких мелких полулегальных деревообрабатывающих фирмочках (в основном китайских). Все знали, что их территории захламлены опасными отходами. Власти, разумеется, тоже были в курсе. Но эти предприятия продолжали работать. Работают и сейчас.
Мы должны были сгореть – это лишь вопрос времени
– Канск на самом деле сгорел не 24 мая – он последние пять лет непрерывно горит, – рассказывает Радио Свобода организатор митинга за отставку мэра Евгений Иванов, депутат канского горосовета. – Просто в этот раз пожары такой масштаб приняли. Но рано или поздно это должно было случиться, мы должны были сгореть – это лишь вопрос времени. Горожане все это время писали обращения мэру, жаловались на незаконные лесопилки, у которых постоянно что-то тлеет и дымится. Ответа либо никакого, либо – мы "раскачиваем лодку", говорим о "надуманных проблемах". Писали мы не только в мэрию, но и в правоохранительные органы, и губернатору, и в администрацию президента. Каждый раз эти обращения возвращаются в Канск с резолюцией "принять меры". И все оставалось на своих местах. Дело обернулось трагедией, не успели мы достучаться.
На митинге горожане собрали подписи под обращением к губернатору края Виктору Толоконскому о досрочной отставке Надежды Качан в связи с утратой доверия и к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, чтобы тот ускорил возбуждение уголовного дела против мэра. Если это произойдет, оно станет одним из многих, которые были заведены в Канске за последние дни.
Вскоре после пожаров под следствие попал и был арестован начальник канской таможни Илья Бухонкин по подозрению в получении взяток от владельцев китайских лесопилок "за общее покровительство".
Начальник отдела надзорной деятельности МЧС по Канску Александр Пешков тоже задержан за крупные взятки от иностранных предпринимателей: по версии следствия, он получил не менее 200 тысяч рублей за то, чтобы не привлекать к ответственности владельца лесопилки, хранившего древесные отходы с нарушениями.
Арестована владелица фирмы "Леса Красноярья" Анна Шкаруба, она попала под статью "Нарушение пожарной безопасности, повлекшее смерть двух лиц". Из-за того, что загорелись опилки и стружки на территории именно этой компании, сгорели 57 домов и погибли два человека.
За день до пожара пломбы были сорваны – 22 мая "Синь И" работала как ни в чем не бывало
А вот предприятию "Синь И" (учредителем является китайский гражданин Лю Шаулинь), которое тоже стало причиной пожара, не раз удавалось уходить от ответственности. Было решение суда, потребовавшего у компании разобраться с тлеющими отходами и вывезти их подальше от города. Реакции не последовало. Здания и станки фирмы этой весной опломбировали. Но за день до пожара пломбы были сорваны – 22 мая "Синь И" работала как ни в чем не бывало.
Кстати, с этим предприятием связано еще одно уголовное дело – против судебного пристава, имя которой следствие пока не разглашает. Она подделала акт осмотра территории "Синь И", указав, что фирма якобы убрала отходы (чего, понятно, не было).
– Понимаете, не могла она (то есть Надежда Качан. – РС) об этом не знать, это же не вчера все возникло. Она ведь не совсем глупый человек, чтобы не понимать, что происходит вокруг нее, – говорит Евгений Иванов. – Я не могу утверждать, что у мэра была какая-то личная материальная заинтересованность в происходящем. Но что она как минимум закрывала на это глаза – точно.
"Все нормально у нас"
– А что, собственно, такого происходит в Канске? – говорит Ольга Персидская, руководитель пресс-службы мэрии. – Проведение митингов администрация согласовала, выделила для них места. Мероприятия состоялись. Хотя я лично считаю, что такие люди, как тот же Евгений Иванов, просто накручивают народ ради самопиара. Кто захочет представить людям ситуацию напряженной – так и поступит. Но все нормально у нас. И проблемы с лесопилками тоже решаются.
Были выделены деньги на оборудование специального полигона для древесных отходов. Его нет до сих пор
Но если и решаются, то как-то уж слишком медленно. Житель Канска Сергей Брискер, руководитель юридического центра "Форсети", следит за ситуацией давно. Еще в 2014 году, рассказывает он, городу были выделены деньги из краевого бюджета на оборудование специального полигона для древесных отходов. Но его в Канске нет до сих пор.
– Сейчас в городе со 100-тысячным населением работают, по последним данным, 110 мелких лесоперерабатывающих предприятий – это именно те самые лесопилки, которые постоянно ловят на нарушениях. Только в первой половине мая было составлено 17 административных протоколов по этому поводу, – говорит Сергей Брискер. – Три года назад было выделено 270 млн рублей на строительство полигона – именно чтобы избежать пожаров и экологических проблем. Его нет до сих пор. В марте 2016 года уже суд предписал мэрии заняться наконец полигоном. Предписание суда тоже не было выполнено, а ведь больше года прошло. Именно там, в промзоне на северо-западе города, где особенно много лесопилок и где планировалось обустроить полигон, 7 мая уже этого года произошел крупный пожар – и все той же причине. Ущерб от него оценили в 35 млн рублей. Оттуда же начался пожар и 24 мая.
Сергей Брискер говорит: именно история с полигоном может стать основанием для возбуждения дела против Надежды Качан. Пока – по статье "халатность". Во всяком случае, именно такое требование направила сейчас прокуратура в Следственный комитет.
Нельзя списывать произошедшее на стечение обстоятельств, закономерности тут очевидны
– По закону, пока нет вступившего в силу решения суда, нельзя утверждать, что все люди, которые сейчас находятся под следствием: чиновники, эмчеэсники, приставы, таможенники, предприниматели – однозначно виноваты в случившемся. Пока все они подследственные, – говорит Брискер. – Но точно так же нельзя списывать произошедшее в Канске на стечение обстоятельств. Закономерности тут очевидны.
Что изменилось в Канске после пожаров 24 мая? Для конкретных людей многое. Кто-остался без дома. Кто-то стал фигурантом уголовного дела. Кто-то сейчас судится с чиновниками за компенсацию ущерба (в первую неделю после пожара прокуратура приняла от 44 горожан иски на 58 млн рублей). А вот для города, похоже, не изменилось ничего. На днях в промзоне на северо-западе Канска, на месте непостроенного полигона, опять произошел крупный пожар. К счастью, люди не пострадали.
На территория фирмы "Синь И" по-прежнему тлеют и дымятся опилки. Их никто не убирает. Предприятие продолжает работать. Жители Канска снимают пожары и выкладывают свежие фото в сеть каждый день.