Ссылки для упрощенного доступа

"Величайшая охота на ведьм"?


Заседание сенатского комитета по расследованию аферы Типот-Доум. Январь 1924 года. Фото из коллекции Библиотеки Конгресса США.
Заседание сенатского комитета по расследованию аферы Типот-Доум. Январь 1924 года. Фото из коллекции Библиотеки Конгресса США.

Президент Трамп отреагировал на назначение специального прокурора по расследованию связей своей команды с Россией с нескрываемым раздражением.

"Это величайшая в американской истории политическая охота на ведьм!" – написал он в своем твиттере. А спустя два часа добавил:

"Для расследования всех незаконных действий избирательного штаба Клинтон и администрации Обамы специального прокурора не назначали!"

На самом деле Хиллари Клинтон в бытность первой леди была фигурантом дела, которое расследовал специальный прокурор. Подобные расследования в отношении высоких должностных лиц в американской истории совсем не редкость.

Первого специального прокурора вынужден был назначить в 1875 году Улисс Грант, президентство которого сопровождалось громкими коррупционными скандалами. В данном случае предметом уголовного расследования стал заговор производителей виски, налоговых инспекторов и других федеральных чиновников – он вошел в анналы под названием "шайка виски" – Whiskey Ring. Афера зародилась в Сент-Луисе, штат Миссури, и быстро захватила другие города. Схема состояла в занижении показателей производства виски и соответственном уклонении от уплаты налогов. Выражаясь русским языком, производители пускали часть продукции налево и при этом делились с чиновниками. Разоблачила преступный сговор газета St. Louise Democrat.

Джон Брукс Гендерсон, первый в истории США специальный прокурор. Фото Мэтью Брейди. 1861
Джон Брукс Гендерсон, первый в истории США специальный прокурор. Фото Мэтью Брейди. 1861

Специальным прокурором был назначен бывший сенатор от штата Миссури Джон Брукс Гендерсон. Он рьяно принялся за дело, вынес ряд обвинительных заключений, а затем и приговоров. Активным участником аферы, как установил Гендерсон, был личный секретарь президента Орвилл Бэбкок. И Грант не выдержал. Он воспользовался выступлением Гендерсона в одном из судов по делу о "шайке виски", назвал выпад прокурора в своей адрес "наглым" и уволил его.

Гендерсона заменил Джеймс Бродхэд – авторитетный юрист и бывший конгрессмен. Он, однако, был плохо знаком с материалами дела, а министр юстиции Джордж Вильямс запретил прокурорам на местах заключать досудебные сделки с обвиняемыми. Тем самым он лишил специального прокурора возможности получить дополнительные показания против Бэбкока. В общей сложности из 238 обвиняемых обвинительные приговоры удалось вынести 110 членам "шайки виски". В казну было возвращено свыше трех миллионов долларов недополученных налогов.

Этот и другие скандалы непоправимо подорвали репутацию Улисса Гранта. В 1880 году он выдвинул свою кандидатуру на третий срок, но проиграл номинацию от Республиканской партии конгрессмену от Огайо Джеймсу Гарфилду.

Гарфилд был избран под лозунгами "очищения" правительства от грехов прошлого и реформы государственной службы: он обещал назначать на высокие посты не по признаку лояльности, а по заслугам и компетенции. Спустя четыре месяца после вступления в должность Гарфилд был смертельно ранен и через 80 дней скончался. За этот краткий срок он тоже успел столкнуться с разветвленной аферой в Почтовой службе США. Суть ее состояла в том, что почтовые начальники за взятки раздавали щедрые казенные подряды по доставке почты.

Афера началась еще при Гранте, но была вскрыта при Гарфилде. В нее оказались замешаны бывшие и действующие члены Конгресса, должностные лица высокого ранга, а также функционеры Республиканской партии, которые помогли Гарфилду избраться и рассчитывали на ответную благодарность. Однако президент распорядился: "Продолжайте расследование, кого бы оно ни коснулось. Приказываю вам не только добраться до дна этой скверны, но и вырвать ее с корнем".

Специальным прокурором был назначен специалист по уголовному праву Уильям Кук, известный тем, что не проиграл в суде ни одного дела. Расследование продолжалось после смерти Гарфилда при его преемнике Честере Артуре, однако это был человек совсем другого склада: он нажил состояние на должности начальника Нью-Йоркской таможни. В итоге Уильяму Куку удалось осудить лишь мелкую сошку. Большинство фигурантов дела, включая самых крупных, были оправданы.

В 1929 году назначенные президентом Калвином Кулиджем специальные прокуроры Эттли Померэн и Оуэн Робертс впервые в истории американского правосудия сумели добиться осуждения к лишению свободы члена правительства – бывшего министра внутренних дел в кабинете предшественника Кулиджа Уоррена Гардинга Альберта Фолла. Это было знаменитое дело о незаконной передаче в частные руки нефтяного месторождения Типот-Доум в штате Вайоминг. Расследование началось тоже с публикации в газете Wall Street Journal. Многим участникам этой махинации, однако, удалось уйти от ответственности. Альберт Фолл был приговорен к одному году тюрьмы и 100 тысячам долларов штрафа.

Сенатор Альберт Фолл
Сенатор Альберт Фолл

В 1952 году вскрылись массовые злоупотребления в Налоговом управлении США: за взятки его сотрудники уменьшали сумму причитающихся налогов. Пресса и Конгресс потребовали от президента Гарри Трумэна назначить специального прокурора. Им стал бывший президент Нью-Йоркского городского совета Ньюболд Моррис. Он был назначен в феврале, а уже в апреле министр юстиции Говард Макграф уволил его. Причина состояла в том, что Моррис разослал должностным лицам минюста список вопросов, на которые они обязаны были ответить, и потребовал доступ к личным бумагам министра. Моррис проработал специальным прокурором всего 63 дня, установив рекорд краткости пребывания на этом посту. Но вслед за ним спустя несколько дней отправился и министр Макграф, от которого президент потребовал написать прошение об отставке. После назначения нового министра расследование продолжалось в обычном порядке, но результат оказался ничтожным: лишь один чиновник Налоговой службы был уволен за "нарушения этики".

В 1973 году имел место обратный случай. Президент Ричард Никсон, пытаясь любым способом остановить расследование Уотергейта, приказал министру юстиции Эллиоту Ричардсону уволить специального прокурора Арчибальда Кокса, который вел это дело. Сам Никсон по закону не мог этого сделать. Ричардсон не нашел никакой законной причины для увольнения и вышел в отставку. Севший в его кресло Уильям Ракелсхауз в ответ на то же указание президента сделал то же самое. Исполняющим обязанности министра стал генеральный солиситор Роберт Борк. Он исполнил желание президента. Никсону это не помогло. А когда президент Рейган в 1987 году назначил Борка членом Верховного Суда США, Сенат отказался утвердить его назначение. Это редчайший случай в истории США. Одним из решающих доводов против кандидатуры Борка стала как раз его чрезмерная сговорчивость.

Дело против Билла и Хиллари Клинтон начиналось с "аферы Уайтуотер". Уже во время первого президентского срока первая леди получила повестку федерального большого жюри. Речь шла о противозаконной деятельности арканзасского агентства по торговле недвижимостью.

Владельцы агентства, супруги Макдугал, были друзьями Клинтонов, которые инвестировали свои средства в компанию. Хиллари Клинтон стала первой в истории США супругой главы государства, допрошенной большим жюри. Уголовные обвинения ей не предъявлялись.

Расследование тянулось ни шатко ни валко. В 1994 году его принял к производству специальный прокурор Кеннет Старр. Он предлагал супругам Макдугал скостить срок в обмен на показания, но они отказались от сделки. Джим Макдугал получил срок и умер в тюремной камере от сердечного приступа. Его жена Сьюзан отсидела полтора года за неуважение к суду.

"Афера Уайтуотер" стараниями Старра в конце концов трансформировалась в "Моникагейт". Президенту были предъявлены обвинения в лжесвидетельстве и препятствовании правосудию. Нижняя палата Конгресса постановила начать процедуру импичмента, однако в Сенате сторонникам обвинительного приговора не хватило необходимого по закону квалифицированного большинства в две трети. Виновным в лжесвидетельстве президента признала ровно половина сенаторов – 50 человек. В препятствовании правосудию – всего 45.

Назначение специального прокурора – достаточно серьезное и потенциально опасное событие. Специальный прокурор имеет самые широкие полномочия, располагает собственным штатом и бюджетом и обладает процессуальной независимостью. Чтобы уволить его, нужны веские причины.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG