Двое детей остались сиротами в результате субботнего обстрела украинского города Авдеевка, расположенного на линии соприкосновения с войсками так называемой "Донецкой народной республики". Артиллерийский снаряд попал во двор частного дома вечером в субботу. До минувших выходных здесь уже больше года никто не жил – хозяйка, Елена Асланова, уехала в Киев с детьми (дочерью Женей, которой сейчас 7 лет, и сыном Артемом, которому исполнилось 27) вскоре после начала активных боевых действий в Донбассе. На майские праздники она решила на несколько дней вернуться в Авдеевку, чтобы проверить дом и повидаться со знакомыми. Эта поездка оказалась для нее роковой.
Вечером в субботу Елена Асланова собрались с друзьями во дворе своего дома, расположенного в старой Авдеевке, в частном секторе. В гости пришли ее кумовья, супружеская пара – Ольга Курочкина и Олег Борисенко, а также знакомая – местная жительница Мария Дикая и ее 4-летняя дочка Саша.
Пятеро взрослых сидели в беседке на улице и жарили шашлык. Девочки, Саша и Женя, смотрели мультфильмы в доме (это, судя по всему, и спасло их от неминуемой гибели).
Кадры с места обстрела, который произошел около 7 часов вечера, опубликовал у себя в фейсбуке начальник полиции Донецкой области Украины Вячеслав Аброськин ("продавец курятины" – отсылка к "довоенной" работе нынешнего лидера "ДНР" Александра Захарченко:
В результате взрыва четыре человека – Елена Асланова, Ольга Курочкина и Олег Борисенко, Мария Дикая – погибли на месте. Сын Елена Аслановой Артем получил тяжелейшее ранение головы и был на вертолете доставлен в больницу в Днепре. Сейчас он находится в коме.
У Ольги Курочкиной и Олега Борисенко осталась сиротой не только 4-летняя дочь (после случившегося она до сих пор не может говорить), но и взрослый сын. Он живет в Донецке, учится в институте и страдает тяжелым хроническим заболеванием.
4-летнюю Сашу ночью того же дня забрала к себе бабушка. 7-летнюю Женю – тетя. Обе они пока в Авдеевке, причем дома и квартиры родственников, приютивших у себя сирот, находятся еще в более опасных районах, чем тот, где погибли их родители.
Украинские власти обвинили в обстреле сепаратистов "ДНР" и квалифицировали произошедшее как теракт, представители "ДНР" заявили, что обстрел Авдеевки совершили "боевики Правого сектора". Официальных комментариев миссии ОБСЕ в Донбассе по вопросу о направлении, с которого велся обстрел, пока не прозвучало. По версии Украины, исходной точкой выстрела был поселок Спартак, занятый сепаратистами, по версии "ДНР" – село Водяное, находящееся под контролем Украинской армии.
Одними из первых на месте трагедии оказались волонтеры гуманитарной миссии "Пролиска". Ее руководитель, Евгений Каплин, рассказал Радио Свобода об увиденном ими на месте событий:
– Обстрел произошел в субботу, 13 мая, около 19 часов вечера, в промежутке с 19:00 до 19:10. Сначала горожане слышали одиночные пролеты снарядов. Затем поступила информация, что один из снарядов попал по адресу ул. Пионерская (после переименования она называется улица Сапронова), дом 53. В этот момент в доме находились три семьи мирных жителей. Одна из семей – это была хозяйка дома. До этого некоторое время она находилась в Киеве, куда она выехала вместе со своей дочерью. Они приехали на майские праздники посмотреть, что с их домом. В этот момент к ним пришли их кумовья и соседи, еще две семьи мирных жителей. Они, насколько мне известно, жарили шашлык в беседке на участке.
Хозяйка дома, Елена Асланова, погибла на месте. Там же находился ее старший сын Артем. Он в данный момент находится в Днепре в больнице Мечникова. Сразу после обстрела он был госпитализирован сначала на скорой помощи, а потом силами санитарной авиации в больницу в Днепр. Насколько мне известно, в данный момент он находится в коме второй степени. Врачи пытаются вернуть его к жизни. У него очень сильно поврежден головной мозг. Как писал в фейсбуке заместитель главного врача больницы Мечникова, такое количество осколков и железа в голове они не видели за все три года войны.
Внутри дома была дочь Елены, 7-летняя девочка Женя. После событий на место выехали представители нашего гуманитарного штаба "Пролиска". Когда они приехали на место, они увидели эту девочку, бегущую по улице и кричащую: "Помогите! Помогите! Там лежит мама без головы". Девочка осталась сиротой. На данный момент она проживает у двоюродной тетки погибшей. Она живет там же, в Авдеевке, в районе, приближенном к промзоне.
Еще одна семья – это семья Марии Дикой. Она 1983 года рождения, сотрудница Авдеевского коксохимического завода. Она также погибла во время обстрела. У нее осталась дочь Саша, 4,5 года. На данный момент дочь живет с матерью погибшей, со своей бабушкой. Живут они в квартире по улице Воробьева, это первая линия высотных домов, которая смотрит прямо на донецкий аэропорт. Достаточно уже небезопасное место. Им под балкон за время войны уже не раз прилетали снаряды. У них выбило окна в квартире, частично повреждены перекрытия. Сейчас администрация пообещала отремонтировать эту квартиру и помочь бабушке установить опеку над ребенком. Но это также небезопасное место для проживания.
Третья семья, которая находилась на месте, это Ольга Курочкина и Олег Борисенко. Они также были убиты во время обстрела. У них остался сын в Донецке. Насколько мне известно, он учится на втором курсе. Сыну 18 лет. У него хроническое заболевание, связанное с дыхательными путями. Погибшие активно помогали сыну. Он тоже остался сиротой после этого трагического события.
По предварительным данным, которые мы имеем от совместного Центра по контролю за координацией прекращения огня, был залет снаряда из ствольной артиллерии калибром 120 мм. В момент прилета и в течение вчерашнего дня с семьями общались сотрудники нашего гуманитарного штаба "Пролиска". По состоянию на вчерашний день еще никакой предметной помощи не было. Нашим штабом было принято решение оказать на похороны посильную помощь. Мы выделили по 2000 гривен каждой семье для организации похорон. Также мы планируем в ближайшее время направить психологов в город для работы с членами семей пострадавших, с детьми. Об этом очень просили пострадавшие. Во вторник, завтра, планируется отпевание погибших и проведение похорон на территории города Авдеевка.
– Есть ли какие-то версии о том, с какой стороны был прилет?
– Тему прилетов я комментировать не уполномочен. Тем не менее, на месте были представители совместного Центра по контролю за координацией прекращения огня, представители ОБСЕ, то есть они фиксировали направление прилета. Я думаю, что это должно быть указано в ближайшем отчете ОБСЕ.
– Что это за район? Насколько близко он находится к местам постоянных боев – например, к авдеевской промзоне?
– Это старая часть Авдеевки, довольно растянутая. Частично она примыкает непосредственно к промзоне, а есть район более отдаленный. Это был район, как раз не примыкающий к линии соприкосновения, это довольно тыловой район, который от линии соприкосновения находится на расстоянии 6,5–7 км.
– Это был единичный выстрел? Или в это же время в Авдеевке разорвались снаряды где-то в других местах, просто обошлось без жертв?
– Да. До момента обстрела и ночью после обстрела были перестрелки на окраинах, более приближенных к промзоне, на окраине города. Там также были разрывы снарядов, но обошлось без жертв. Они были больше по позициям, где находятся военные. Прилет данного конкретного снаряда произошел в той части города, где военных позиций не было.
– Евгений, последний раз мы с вами разговаривали в феврале, когда в результате обстрелов Авдеевки погибли восемь мирных жителей. И вот за одну ночь сразу половина от этого числа. Что произошло? С чем может быть связано это внезапное обострение? И такое ли уж оно внезапное? Что происходило в Авдеевке с февраля, когда про нее подзабыли?
– Предыдущая эскалация в Авдеевке началась в последних числах января. 26–29 января была самая острая фаза, которая длилась по 5 февраля. Потом ситуация в городе начала немножко налаживаться, но сказать, что город охватила полная тишина, это не совсем корректно. За февраль, март и апрель в городе порядка месяца, то есть на протяжении 30 календарных дней, не было электроэнергии. Постоянно проходили боевые действия, перебивалась линия электроэнергии Макеевка – Авдеевка, которая подает электроэнергию. Ремонтники, насколько могли, оперативно выезжали на ремонты, но иногда от 2 до 5 дней город сидел без электроэнергии. Потом электроэнергия появлялась. Так было с февраля порядка семи раз. Ремонтировали довольно долго, потому что ремонтники не могли получить гарантии совместного Центра по контролю за координацией прекращения огня, чтобы выехать туда и проводить ремонтные работы. Когда в городе не было электроэнергии, то не было и воды. Потому что кроме электроэнергии была обесточена Донецкая фильтровальная станция, подающая воду в город.
И в марте, и в апреле, и в начале мая у нас фиксировались прилеты по жилым домам, в основном в части города, примыкающей к промзоне. Также были прилеты по высотным жилым домам в марте и апреле. Невозможно спрогнозировать, когда произойдет прилет, но, так или иначе, у нас не было ни одной спокойной недели в Авдеевке, чтобы держалась полная тишина, никто не стрелял и снаряды не долетали до жилого сектора. Всего с начала этой волны эскалации, которая произошла в конце января, только по нашим данным, в городе разрушено более 600 жилых домов и частных квартир в многоэтажных домах. 18 человек получили ранения и контузии разной степени тяжести. Это я говорю про гражданское население. От момента начала эскалации 8 гражданских лиц умерло, погибло 2 сотрудника МЧС (один сразу во время прилета в феврале, другой позднее скончался в больнице от несовместимых с жизнью ранений). Ранение также получил британский журналист, который во время обстрела 2 февраля находился в квартире мирной жительницы, которая при этом погибла.
– Дети, оставшиеся сиротами после субботнего обстрела, переехали в полуразрушенные дома и квартиры все в той же Авдеевке Есть ли какая-то возможность вывезти их из города, перевезти в какое-то более безопасное место?
– Эти семьи в данный момент находятся под патронажем нашей команды. Да, мы будем вести переговоры с родственниками на предмет того, хотят ли они уехать из опасной зоны куда-то в более тыловую часть Донецкой области. Мы поможем собрать деньги на покупку нового жилья. Все эти разговоры с родственниками будем вести после того, как состоятся похороны. Также к нам обращались люди за помощью психологов. Они просили, чтобы у них была возможность поговорить с психологами после организации похорон. Всю эту работу мы будем вести. Если будет желание родственников с оставшимися в живых детьми выехать куда-то на более безопасную территорию, мы... Государственных программ, к сожалению, по предоставлению нового жилья для этих семей нет, но мы имеем практику. Мы уже для пяти семей покупали дома за счет частных пожертвований, собранных на "Фейсбуке". Также и этим семьям поможем купить дома, если будет их желание отсюда уехать, – говорит Евгений Каплин.
Петр Порошенко, отменивший из-за случившегося в Авдеевке посещение финала конкурса Евровидение, возложил ответственность за трагедию непосредственно на президента России Владимира Путина: "Стоило бы россиянам, Путину посмотреть в глаза этим детям и посмотреть, что происходит из-за нежелания России прекратить огонь, отвести войска и вывести оккупационные войска с украинской территории", – сказал он журналистам. Тем не менее, украинский президент по-прежнему уверен, что в принудительной эвакуации мирных жителей из Авдеевки нужды нет, поскольку радиус дальности российской реактивной артиллерии превышает 140 километров. Порошенко также распорядился отремонтировать жилье родственников осиротевших детей и заявил, что власти страны "примут участие в их жизни".