Ссылки для упрощенного доступа

"Без меня 7 мая"


Марин Ле Пен и Эммануэль Макрон в начале теледебатов 3 мая
Марин Ле Пен и Эммануэль Макрон в начале теледебатов 3 мая

Эммануэль Макрон победил. Пока – в теледебатах кандидатов на пост президента Франции, состоявшихся вечером 3 мая – за четыре дня до второго тура выборов, который состоится в воскресенье. Более 60 процентов французов, следивших за дебатами, признали, что Макрон – экс-министр экономики при уходящем президенте Франсуа Олланде и лидер движения "Вперед!" (En Marche!) – был убедительнее, чем его соперница, кандидат ультраправого "Национального фронта" Марин Ле Пен. Но ход дебатов не понравился многим, и списывать Ле Пен со счетов, по мнению французских аналитиков, еще рано.

Не стесняясь в выражениях, кандидаты посвятили большую часть дебатов взаимным обвинениям, оскорблениям и ударам ниже пояса. Изложение предвыборных программ отошло на второй план. Тон задавала Марин Ле Пен, чье поведение было особенно грубым, тогда как Эммануэль Макрон проявил больше самообладания и компетентности. Для ультраправой кандидатки это был последний шанс очернить своего противника, фаворита гонки (социологи прочат ему победу с 60 процентами голосов), и лишить его массовой поддержки.

Нынешнее положение дел серьезно отличается от, казалось бы, сходной ситуации 2002 года, когда во второй тур неожиданно прорвался глава "Нацфронта" и отец Марин – Жан-Мари Ле Пен. Тогда фактически все политики и избиратели, считавшие его угрозой для демократии в стране, сплотились в единый "республиканский фронт" и поддержали президента Жака Ширака, который в результате одержал сокрушительную победу, набрав 82,2 процента голосов. И это несмотря на множество скандалов и подозрений в мошенничествах, тянувшихся за Шираком, которого в народе называли "суперлжецом".

Предвыборные плакаты обоих кандидатов
Предвыборные плакаты обоих кандидатов

Сейчас ничего подобного нет. Хотя призывы преградить дорогу Марин Ле Пен постоянно звучат из уст множества политиков, они не встречают широкого отклика, и ясно, что Макрона совсем не ждет триумф Ширака. Даже его победа, до недавних пор не вызывавшая сомнений, сегодня для многих под вопросом. Для начала, далеко не все кандидаты призвали своих сторонников голосовать за Макрона против Ле Пен. Это сделали глава "Республиканцев" Франсуа Фийон (20,01 процента голосов в первом туре) и представитель Соцпартии Бенуа Амон (6,36 процента), тогда как почти все остальные проигравшие кандидаты предложили своим избирателям самим решать, кому отдать свой голос. Так, Жан-Люк Меланшон, лидер "Непокорной Франции" (19,58 процента в первом туре), заявил после обнародования результатов о торжестве "медиакратов и олигархов" и призвал своих избирателей поступать "по велению совести". Впрочем, вскоре он добавил, что, конечно же, не отдаст свой голос Ле Пен, не уточнив, отдаст ли он его Макрону.

Громко звучат голоса абстенционистов – сторонников того, чтобы вообще не ходить голосовать в это воскресенье. Хештег #БезМеня7Мая широко разошелся в социальных сетях сразу после первого тура. Две трети сторонников "Непокорной Франции", принявшие участие в консультации на сайте движения, заявили, что собираются голосовать против всех или вообще не пойдут на избирательные участки. Эти и другие избиратели, не приемлющие программу Макрона, не желают отдавать ему свой голос только для того, чтобы преградить путь Ле Пен. Они говорят, что именно политика Макрона и его единомышленников способствует росту популярности "Национального фронта", а потому выбирать одного, чтобы избавиться от другой, абсурдно.

Другие либо считают, что риск прихода к власти "Нацфронта" невелик, либо думают, что не так страшен черт, как его малюют, и победа Ле Пен не представляет серьезной угрозы для французского общества. В какой-то степени это успех стратегии обеления имиджа НФ, которую Марин Ле Пен ведет уже много лет и которая, в частности, привела к исключению из партии ее отца, слишком откровенного ксенофоба. Если в 2002 году "Нацфронт" был полностью изолирован, то сегодня Марин Ле Пен получила поддержку от лидера правого движения "Франция, вставай" Николя Дюпон-Эньяна, также участвовавшего в выборах и набравшего 4,7 процента голосов. В случае победы Ле Пен ее союзнику уготовано место премьер-министра. По данным социологов, за Ле Пен готовы проголосовать около четверти избирателей "Республиканцев" и почти 20 процентов ультралевого электората. Первые видят в Макроне наследника Олланда, вторые – пособника "капитализма без границ".

"Движение абстенционистов в социальных сетях действительно пугает"

Вообще, если бы все протестные голоса перешли к Ле Пен, она бы выиграла, утверждает Эрве Натан из журнала "Марианн":

– Если взять голоса всех тех, кто голосовал за кандидатов, выступающих за разрыв с нынешней политической системой, то их больше 52 процентов. Система, которую воплощает Эммануэль Макрон (хотя он и представляет себя новым человеком), не получает поддержки большинства, она может выиграть только потому, что протестный лагерь расколот.

Система может выиграть только потому, что протестный лагерь расколот

А вот мнение политолога Кристофа Гюлли:

– Левая Социалистическая партия или правые "Республиканцы" (партия носила разные названия) были созданы средними классами и для средних классов. Эта двухпартийная система работала, пока два француза из трех были представителями среднего класса. Эти партии продолжают обращаться к среднему классу, но средний класс оказался на грани исчезновения.

Как утверждает другой исследователь, Жан-Франсуа Кан, главный итог этих выборов – замена политического деления на правых и левых классовым. За Марин Ле Пен голосуют "низы" и периферия, за Макрона – "верхи" и крупные города. Это прекрасно видно по всем электоральным картам.

– Этот социальный раскол – наша главная проблема. Франция городов, Франция деревень и Франция пригородов отдаляются друг от друга все сильнее. Если Макрон будет избран, он должен быть президентом всей страны, – говорит Эрик Орсенна, бывший советник президента Франсуа Миттерана, поддерживающий кандидатуру Макрона.

Франция городов, Франция деревень и Франция пригородов отдаляются друг от друга все сильнее

Однако пока роль отца нации дается молодому политику с трудом. Крайне неуместными выглядели и речь Макрона после его победы в первом туре, и банкет, который он закатил в тот вечер в фешенебельном парижском ресторане "Ротонда". "Теоретически Макрон должен легко победить Ле Пен, хотя ясно, что тем самым избиратели скажут свое "нет" Ле Пен, а не свое "да" Макрону. Но поведение Макрона между двумя турами крайне проблематично. Он настолько уверен в своей победе, что фактически не апеллирует к чужим избирателям, не делает им никаких уступок, призывая разделить его программу. Он говорит, что хочет только голоса убежденных сторонников и не готов ничего менять в своем проекте. Победа Марин Ле Пен кажется все менее невероятной", – считает популярный блогер и политический комментатор Оливье Тонно. Впрочем, за несколько дней до второго тура Макрон сделал несколько шагов навстречу левым и националистам, пообещав вести более жесткие переговоры с ЕС и выразив признательность избирателям не из своего лагеря.

Кумир радикальных левых Жан-Люк Меланшон призвал своих избирателей голосовать так, как подскажет им совесть
Кумир радикальных левых Жан-Люк Меланшон призвал своих избирателей голосовать так, как подскажет им совесть

Беспокойство относительно исхода выборов выразил в своем блоге и один из лидеров "Республиканцев" Ален Жюппе: "Франция неминуемо движется к катастрофе. То, что казалось невозможным еще некоторое время назад, сегодня вполне вероятно. Мадам Ле Пен может стать президентом Французской Республики. Но даже если она наберет более 40, а то и 45 процентов голосов, это будет политическим катаклизмом".

– Последствия такого счета будут самыми неприятными: вес "Нацфронта" накануне предстоящих в июне парламентских выборов усилится, возрастет уличное насилие, конфронтация достигнет небывалого уровня, – предупреждает Жан-Франсуа Кан, призывающий одуматься тех, кто хочет, чтобы 7 мая Франция "обошлась без них".

XS
SM
MD
LG