22 апреля Калининград (бывший Кёнигсберг) отмечает день рождения самого известного своего гражданина – Иммануила Канта. Именно в этом городе в 1724 году в семье ремесленника родился великий философ. Сегодня имя Канта в Калининграде носит Балтийский федеральный университет. В городе почитают могилу Канта и начали восстанавливать дом, в котором он написал первое свое философское сочинение. Впрочем, почитание памяти автора "категорического императива" иной раз принимает в Калининграде и самые причудливые формы.
Перед входом в ТЦ "Европа", что в самом центре Калининграда, недавно появилась раскрашенная скульптура низкорослого, немного смущенного человека в сюртуке и с тростью. Он слегка приподнимает свою треуголку, словно здороваясь с прохожими. Скульптура называется "Добрый Кант". Она была изготовлена и установлена по инициативе депутата областной думы Александра Мусевича в конце прошлого года.
Хотелось сделать Канта ближе ко всем нам, доступней для людей. Историки говорят, что Кант был добрым человеком, и скульптура, на мой взгляд, получилась добрая
– Идея заключается в том, чтобы показать гениального мыслителя обыкновенным горожанином, которого можно запросто обнять, с которым можно сфотографироваться. Хотелось сделать Канта ближе ко всем нам, доступней для людей, – объясняет Мусевич. – Историки говорят, что Кант был добрым человеком, и скульптура, на мой взгляд, получилась добрая. А доброта – это то, чего в нашей жизни сейчас очень не хватает.
Большинство прохожих не проявляет к "Доброму Канту" особого интереса. Но кто-то останавливается, делает на фоне скульптуры селфи.
– Это тот, который летал на ядре и вытаскивал себя за волосы, – уверенно заявляет одна молодая особа, быстро "щелкает" скульптуру на смартфон и исчезает в торговом центре.
Некоторые, впрочем, понимают, кто этот невысокий человек с грустными глазами.
– Я участница Всероссийской олимпиады по немецкому языку. Кант, как немец, мне близок – вот поэтому решила сфотографироваться рядом с ним, – говорит Людмила Тарасова из Нижневартовска. – Буквально вчера у нас была экскурсия на остров Канта, нам много рассказывали об этом философе. Создалось впечатление чего-то монументального. А здесь он – просто человек.
– Он очень забавный и какой-то домашний, мне нравится, – соглашается Татьяна Рубан, приехавшая также на Всероссийскую олимпиаду по немецкому языку из Мурманска. – Фотография с Кантом будет хорошим напоминанием о поездке в Калининград.
Переводчик Илья Спесивцев тоже весьма благосклонно относится к "Доброму Канту":
– У меня только одна претензия к скульптуре, – говорит он. – Здесь у Канта карие глаза, а на самом деле они были у него небесно-голубые. Но в целом это, я считаю, хорошая работа, которая находит отклик у добрых людей с чувством юмора и у детей. Не думаю, что к этому объекту нужно относиться слишком серьезно. Такой подход часто все губит.
Категорический императив
А вот старейшему кантоведу области, доктору философских наук, профессору Леонарду Калинникову "Добрый Кант" не нравится категорически.
– Это пошлость, – считает он. – Такая скульптура недостойна великого философа и города, в котором он жил.
Леонард Александрович полагает что, больше пользы принесла бы популяризация идей Канта. По его мнению, жизнь людей стала бы легче, если бы они следовали знаменитому категорическому императиву Канта, который гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом".
По сути, Кант предлагает целевую программу поведения, которая сделает жизнь человека осмысленной
– То есть, по сути, Кант предлагает целевую программу поведения, которая сделает жизнь человека осмысленной, – говорит профессор.
Леонард Калинников приехал в Калининград из Иваново в 1966 году по распределению в местный университет. Тогда он был молодым и подающим большие надежды тридцатилетним ученым.
– Это был мой свободный, осознанный выбор, – рассказывает он. – Имелись и другие варианты для трудоустройства. Но я остановился на Калининграде – городе, где жил и работал Кант.
Однако увидел Калинников здесь совсем не то, что ожидал.
– Я представлял себе классический средневековый город с острыми шпилями кирх, с узкими улочками, со множеством старинных зданий. Однако от Кёнигсберга, который рисовался в моем воображении, осталось очень мало – город лежал в руинах. Нельзя сказать, что я был разочарован, нет. Я понимал, что была война и что раны, которые она нанесла, заживают не так быстро, как бы хотелось, – вспоминает он.
При этом Леонард Александрович уверен, что город, который претерпел столь серьезные изменения, все же не перестал быть собой.
– Я полагаю, что Калининград и Кёнигсберг в сознании каждого образованного человека – одно целое, – говорит он. – Разделять их было бы большой ошибкой.
По мнению Калинникова, Калининград, так же как и Кёнигсберг, до сих пор хранит "гений места" Канта.
– Как выглядит Кёнигсберг в сознании образованного гражданина мира? Задайте ему этот вопрос, и он обрисует Королевский замок, но заметит, что великолепнее всего замок смотрится из окон дома Канта на Принцессинштрассе. Он обрисует Кафедральный собор на острове Канта (бывшем до 1945 года Кнайпхофом), но скажет, что собор образовал единый комплекс со зданием старой "Альбертины", университета Канта. В сознании мира Кёнигсберг и Кант неразделимы. Спросите теперь, как выглядит Калининград? И вновь вам укажут на Кафедральный собор прежде всего! Но собор чудесным образом обязан существованием своему genius loci. Мистически выстоял портик над могилой гения мировой философии во всех перипетиях Второй мировой войны. Видимо, вздрагивали руки у пилотов английских бомбардировщиков в августе 1944-го – и бомбы ложились, не тревожа великий прах.
К сожалению, профессионально заниматься изучением работ Канта в советском Калининграде долгое время было невозможно.
Вздрагивали руки у пилотов английских бомбардировщиков в августе 1944-го – и бомбы ложились, не тревожа великий прах
Никто открыто этого не запрещал, но вместе с тем "наверху" давали понять, что подобного рода деятельность рассматривается как нежелательная, – вспоминает Калинников. – О довоенной истории города вообще и о Канте, в частности, старались лишний раз не говорить.
Перелом, причем довольно резкий, произошел, лишь в 1974 году.
– Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом Канта (в честь 250-летия философа. – РС), поэтому игнорировать тот факт, что он родился и жил в бывшем Кёнигсберге – нынешнем Калининграде, стало невозможно. Сюда приехала делегация Академии наук во главе с известным советским философом и историком философии Теодором Ойзерманом. Ученые ознакомились с ситуацией и пришли к заключению, что наш город должен стать центром кантоведения. И это направление стало развиваться. И тут важно понимать, что, "вспомнив" Канта, нельзя было не вспомнить других известных жителей Кёнигсберга – например, астронома Бесселя, писателя Гофмана и так далее. Так что, можно сказать, что Кант открыл Калининграду его прошлое, – рассказывает Калинников.
Потерянный памятник
При этом первый памятник Канту в Калининграде появился лишь в 1992 году благодаря уроженке Восточной Пруссии графине Марион Дёнхофф (1909–2002). В 1986 году графиня, почувствовав ветер перемен в отношениях СССР и Запада, раскрыла журналистам семейную тайну. Заключалась она в том, что в конце 1944 года молодая Дёнхофф уговорила тогдашних членов магистрата Кёнигсберга разрешить ей увезти к себе в имение Фридрихштайн изготовленный в 1857 году памятник Канту, чтобы спасти его от бомбежек, которым начал подвергаться центр города. Дёнхофф все четко описала – как и где спрятала тогда работу скульптора Христиана Рауха. Однако она не учла, что за 40 лет в бывшей Восточной Пруссии многое изменилось. Ее имение в народе почему-то стали называть "дачей Геринга" (хотя к нацистскому преступнику оно не имело никакого отношения) и уничтожали поэтому с особым энтузиазмом.
Не удивительно, что к середине 80-х годов от имения ничего не осталось, поэтому в указанном графиней месте поисковики ничего не нашли. Через три года Дёнхофф уже сама приехала в Калининград с деньгами, достаточными на изготовление точной копии памятника Канта, которая и была установлена на старом месте – напротив одного из бывших корпусов "Альбертины" ( ныне Балтийского государственного университета имени И. Канта).
Однако в Калининграде есть еще люди, которые надеются отыскать ту самую подлинную рауховскую скульптуру Канта. Местный историк Сергей Трифонов ищет ее уже в течение десяти лет. При этом он уверен, что удача близко.
– У меня нет никаких сомнений, что скульптура зарыта у восточной стенки бункера последнего коменданта Кёнигсберга Ляша (сейчас там филиал областного Историко-художественного музея. – РС), – говорит Трифонов. – Моя команда провела замеры у бункера, и приборы показали, что на этой глубине что-то большое и металлическое. Сейчас идет согласование с компетентными органами о том, чтобы получить разрешение достать это "что-то".
Нестыковка этой версии со свидетельствами самой Дёнхофф Трифонова не смущает.
– Судя по всему, графиня не сама лично спрятала скульптуру, а поручила это сделать своему управляющему, который ввел ее в заблуждение: зарыл бронзового Канта у бункера, а сказал, что отвез его во Фридрихштайн.
Леонард Калинников к версии Трифонова относится скептически.
Мы приезжали в бывший Фридрихштайн и беседовали с местными жителями, которые рассказали, что давным-давно ими был найден "мужик в треуголке", которого они распилили и сдали на металлолом
– Все это, конечно, фантазии, – смеется он. – Еще в конце восьмидесятых годов мы приезжали в бывший Фридрихштайн (ныне поселок Каменка) и беседовали с местными жителями, которые рассказали, что давным-давно ими был найден "мужик в треуголке", которого они распилили и сдали на металлолом, а вырученные деньги пропили всем селом. Вот эта версии выглядит куда более правдиво.
Кант и баба Рая
Еще один связанный с великим философом памятник расположен за пределами Калининграда – дом в поселке Веселовка (бывший Юдшен), где Кант с 1748 по 1751 год жил в семье пастора Даниэля Эрнста Андерша в качестве домашнего учителя его детей. Есть основания полагать, что свой первый философский труд "Мысли об истинной оценке живых сил" он написал именно в Юдшене.
В послевоенные годы в опустевший дом, в котором раньше поколение за поколением жили пасторы местной кирхи, въехала многочисленная семья Хариных из Калужской области. К началу нынешнего века в доме оставалась жить только пожилая Раиса Родионовна, а сам дом обветшал настолько, что ночью через крышу можно было наблюдать знаменитое кантовское звездное небо над головой.
– Не живу, а мучаюсь, – жаловалась десять лет назад баба Рая автору этих строк. – Дом трещит по всем швам. Когда ветер дует – оторопь берет. Того и гляди, потолок рухнет! Во двор выходить тоже страшно. С крыши слетает черепица – может на голову упасть. Ей богу – хоть разбивай палатку в чистом поле и живи!
Разумеется, в Калининграде многие понимали, что "Домик Канта" надо спасать. Однако ему даже не удавалось присвоить охранный статус. Дом этот после пожара в XIX веке был полностью перестроен. А раз так, то стены его не могут помнить Канта, говорили ответственные за присвоение статуса чиновники.
– Да, дом перестраивался, – соглашается доцент кафедры философии БФУ имени И. Канта Вадим Чалый. – Однако новый был построен на старом фундаменте. И поэтому какие-то камни этого дома Канта все-таки помнят. Он три года жил у пастора, наверняка не раз спускался в подвал – за огурцами или еще за чем-нибудь...
Несколько лет назад Раису Родионовну забрали к себе родственники, и дом опустел. К счастью, на кирпичи его не разобрали. Но кто-то написал на здании большими зелеными буквами "Кант-лох". Весной прошлого года некий турист сфотографировал это художество, выложил снимки в интернет. Их растиражировали российские и зарубежные информационные агентства, разразился скандал.
И возможно, именно это сподвигло как местные, так и федеральные власти предпринять некоторые шаги для сохранения связанного с великим философом объекта.
Уже летом 2015 года "Домик Канта" был-таки включен в список объектов культурного наследия регионального значения.
Впрочем, есть версия, что процесс присвоения "Домику Канта" охранного статуса ускорил не столько инцидент с оскорбительной надписью, сколько то, что еще в апреле 2013 года Владимир Путин, встречаясь со студентами Балтийского федерального университета им. И. Канта, заявил, что Иммануил Кант должен стать символом Калининградской области.
Как бы то ни было, в 2016 году из резервного фонда президента РФ было выделено 46,3 миллиона рублей на реставрацию памятника. И вот в этом году восстановительные работы, наконец, начались. Ведет их выигравшая конкурс "Специальная научная реставрационная проектно-производственная мастерская" из Москвы.
Согласно представленному проекту, в "Доме Канта" планируется открыть небольшой музей с "философским садом", "философской аллеей" и элементами этнографической экспозиции под открытым небом. Закончить реставрацию планируется к концу года.
На сайте местного Историко-художественного музея, к которому сейчас приписан "Дом Канта", есть ссылка на веб-камеру, с помощью которой в режиме онлайн можно наблюдать за тем, что происходит с "Домом Канта". Сейчас активно ведется реконструкция кирпичной кладки. Так что есть надежда, что к следующему дню рождения философа его дом будет приведен в порядок.