Поздно вечером 6 марта воспитательница детского сада из Екатеринбурга Евгения Чудновец вышла на свободу после того, как Курганский областной суд в этот же день отменил приговор. Чудновец была осуждена за репост видеозаписи с издевательствами над ребенком.
Федеральная служба исполнения наказаний России уже после 22.00 по местному времени (после 20.00 мск) исполнила решение президиума Курганского областного суда об освобождении Евгении Чудновец. Причем эта вполне формальная процедура выглядела достаточно странно.
Решение об отмене приговора и освобождении Евгении Чудновец Курганский областной суд принял утром 6 марта, ее гражданский муж Андрей Мясников рассказал Радио Свобода, что сразу же выехал в колонию:
– Лечу в Нижний Тагил, это пятьсот верст! Суд уже отправил документы с курьером в Нижний Тагил, мы едем примерно одной дорогой, в одно время. И как только курьер приедет в колонию, Женя будет свободна. Я надеюсь, что это случится сегодня.
В течение полугода Андрей вместе с адвокатами из Екатеринбурга боролся за ее освобождение, ежедневно привлекая внимание к делу Евгении в социальных сетях, публикуя новости от нее в "Фэйсбуке" под хештегом #СвободуЧудновец. Хотя для него она не Чудновец, известная теперь всей России, а просто Женя. Этот процесс он называет своей "маленькой войной". Мясников впервые наблюдал за российской судебной системой с такого близкого расстояния:
– Наша судебная система направлена на обвинение, этим пользуются и Следственный комитет, и прокуратура. Засудить можно любого человека, было бы желание. Если что-то подобное случается, нужно кричать и привлекать внимание до вынесения приговора. Мы думали о том, чтобы рассказать о деле до суда, советовались со многими людьми, и все говорили: "Не стоит, подождите приговора". А когда его вынесли, бороться стало практически невозможно.
– Четыре месяца я просто жил и боролся за справедливость Евгении и верил, что этот момент наступит. Она была в боевом настроении, верила, что ее оправдают, не могла ни сидеть, ни лежать, – рассказал Мясников.
Мясников также заявил, что пока они не решили, будут ли через суд требовать компенсации морального вреда от государства за неправомерный приговор. Но адвокат Евгении считает, что кроме компенсации Чудновец имеет право рассчитывать на извинения прокурора от лица государства. Мясников также заметил, что в планах его гражданской жены – заняться правозащитной деятельностью.
– Огромную роль, мы все понимаем, сыграли СМИ. Мы смогли докричаться до больших людей и до депутатов, которые отправляли запросы. И вот эта поддержка сыграла одну из самых важных ролей в оправдательном приговоре, – уверен он.
Заседание по делу Чудновец проходило в закрытом режиме. Кассационное представление на приговор жительнице Курганской области Евгении Чудновец в Верховный суд внес замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек. Уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Чудновец приговорили к лишению свободы на шесть месяцев по статье "Распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" за репост в социальной сети "ВКонтакте" видеоролика с издевательствами над обнаженным ребенком, снятого в детском лагере в Катайске Курганской области. Сама воспитательница объяснила, что не смогла пройти мимо вопиющего случая. К уголовной ответственности были привлечены двое вожатых лагеря.
В декабре 2016 года Курганский областной суд смягчил наказание Чудновец до пяти месяцев. Она была этапирована из СИЗО Екатеринбурга в ИК-6 Нижнего Тагила. В начале января 2017 года Чудновец поместили в карцер за то, что она закрывала ноги одеялом, находясь в камере.
Как писала "Новая газета", изначально видеоролик с издевательством над ребенком опубликовал пользователь с ником Валерий Лиса, за которым скрывался местный предприниматель Эрнст Данелян. Знакомые Чудновец рассказали, что предприниматель был знаком с Чудновец и испытывал к ней неприязнь.
Евгения Чудновец дважды обжаловала приговор и заявляла, что не будет просить о помиловании, так как не считает себя виновной:
– Мы обсуждали это предложение, сомнений не было ни на минуту. Помилование подразумевает прощение, но Женя не чувствует себя виновной. Она говорила мне: "Мало того, что меня два раза осудили, а тут еще и на колени ставят". И принципиальным было то, чтобы именно Курганский суд вынес оправдательный приговор и извинился перед ней. Она говорила об этом мне по телефону, – рассказывает Мясников.
Защита Чудновец обжаловала вынесенный ей приговор в Европейском суде по правам человека. 23 февраля Генеральная прокуратура России попросила Верховный суд отменить приговор Евгении Чудновец. Гражданский муж Евгении Андрей Мясников тогда сообщил Радио Свобода, что она услышала о решении Генпрокуратуры по радио и позвонила его обрадовать:
– Это просто отличная новость! Я рад, что прокуратура признала свои ошибки. У нас Катайский суд, прокуратура просили для Евгении пять лет, потом прокуратура Курганской области просила наказание, не связанное с лишением свободы, и тут, наконец, они признали ошибки. Но это стало возможно благодаря еще многим людям – депутатам, правозащитникам, которые писали запросы в Генпрокуратуру. Спасибо всем неравнодушным людям, которые писали различные запросы и жалобы в Генеральную прокуратуру! Я думаю, это все очень сильно повлияло и на это решение.
– Эти полгода не надломили ее позицию? Она планирует заняться правозащитной работой или снова проводить проверки магазинов?
– Не надломили, а наоборот даже укрепили. Но ее планы намного серьезнее рейдов по магазинам: скорее направлены на судебную систему, на ФСИН, так как она много мне писала про несправедливость именно внутри учреждений, несправедливость приговоров. Она общалась там с многими девушками, которые также были осуждены несправедливо. Мы обсуждаем вариант правозащитной работы. Уже намечены планы, но пока не хочу выносить это за рамки наших с ней обсуждений.
– Как вы считаете, почему дело против Евгении стало таким резонансным и привлекло к себе внимание депутатов от партии власти, федеральные СМИ? Исключительно вопрос неравнодушия?
– Возможно, это неравнодушие – все мы люди и видим, что тут явная несправедливость. Но все-таки надо также понимать, что властям такие разговоры со стороны невыгодны. Подключились, потому что увидели этот резонанс, который играет против власти. Ведь люди стали обвинять даже не судебную систему, а всех вплоть до правительства и президента. Это сыграло свою роль. Но мне хочется ошибаться в этом и верить в то, что это неравнодушие к проблеме.
22 февраля 2017 года Верховный суд отменил приговор Ильдару Дадину, который покинул колонию 26 февраля. В интервью Радио Свобода правозащитница Ольга Романова предположила, что отмена приговоров Дадину и Чудновец – это часть предвыборной кампании 2018 года, так как несправедливые судебные решения и сфабрикованные уголовные дела – одна из самых болезненных тем в современной России.
– Я полагаю, что это – "выборы животворящие". Это примерно та же самая плоскость, что и борьба с коррупцией. Мы видим, что Антон Вайно – новый глава Администрации президента, и его заместитель Сергей Кириенко – не дураки. Они нащупали самую, наверное, болезненную точку в России сейчас – судебная, следственная и прокурорская несправедливость. С коррупцией мы видим, что происходит, – перехватывается повестка у оппозиции, – и вот теперь они, судя по всему, пошли в суды. На самом деле, пока не происходит ничего системного, ничего такого, про что можно сказать – фундаментальное достижение. Все равно чье – гражданского общества, власти, лично Путина, лично Кириенко. Есть пока точечные отмененные решения, – полагает Ольга Романова.