Автомобилисты Приморья протестуют против обязательной установки модуля ЭРА-ГЛОНАСС на ввозимые из-за рубежа легковые автомобили. С 1 января 2017 года этот модуль должен быть изначально вмонтирован или установлен уже в России на все импортные машины. Иначе автомобиль не получит СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) и паспорт технического средства (ПТС). На таможне в Приморье сейчас скопились сотни подержанных автомобилей без такого модуля, и как будет дальше выглядеть процесс их растаможки, в крае не знает никто. Возмущенные приморцы уже провели один протестный митинг и готовы выйти на площадь вновь, если обязательную установку модуля ЭРА-ГЛОНАСС не отменят.
Сердце – слева, руль – справа
Как объясняется на сайте федерального сетевого оператора ЭРА-ГЛОНАСС, система охватывает "все автомобильные дороги страны, а автомобиль (на конвейере или в сертифицированном сервисном центре) оборудуется навигационно-связным терминалом ГЛОНАСС/GPS. При аварии терминал автоматически определяет и в режиме приоритизации вызова передает оператору... информацию о точных координатах, времени и тяжести ДТП, которая после проверки поступает в экстренные оперативные службы (систему 112 или дежурные части МВД). Водитель и пассажиры имеют возможность связаться с оператором системы "ЭРА-ГЛОНАСС" и в ручном режиме – нажатием специальной кнопки". В общем, дело хорошее, если добровольное и работает.
На новые машины система с тревожной кнопкой SOS часто устанавливается непосредственно в стране-производителе. Но большинство ввозимых в Приморье автомобилей – подержанные "японки". На них изначально такого модуля нет. Надо покупать его в России, а потом устанавливать и сертифицировать (это разные процессы, порой фирма может поставить, а выдать сертификат – нет). Купить модуль или заказать через интернет легко, стоить "коробочка" будет около 4 тысяч рублей, но его установка обойдется уже примерно в 30 тысяч. При этом фирм, которые занимаются установкой и сертификацией модулей, в Приморье нет. То есть даже те автовладельцы, кто и рад бы поставить тревожную кнопку, просто не могут сейчас этого сделать.
– У меня на таможне машина стоит, пока ее не получила. Ввезла в январе. Надеемся, что выдадут ПТС в ближайшее время, – говорит жительница Владивостока Ольга. – На мой взгляд, ЭРА-ГЛОНАСС не нужна на моем новом автомобиле. Если что случится, я всегда могу позвонить в МЧС, скорую. За время простоя машины на таможне мы платим 200, а после какого-то времени 250 рублей в сутки. По установке модуля информации нет, я не знаю, сколько он будет стоить.
Таких, как Ольга, в крае много. На таможенных складах в Приморье, по словам начальника Дальневосточного таможенного управления Юрия Ладыгина, с начала года остаются около 1000 автомобилей. Еще около 400 – на стоянках в Японии. Их уже выкупили на аукционах, но даже не грузят на суда, чтобы везти в Россию.
Есть целая система аукционов – все прозрачно, честно. Ты можешь взять приличное авто себе по карману. Мы купили, выбрали, оплатили. И тут выяснилось, что вот такая ситуация с машинами
– Нам для семьи понадобилась большая машина. Продали старую и купили с аукциона в Японии. Есть целая система аукционов – все прозрачно, честно. Ты можешь взять приличное авто себе по карману. Мы купили, выбрали, оплатили. И тут выяснилось, что вот такая ситуация с машинами. Нам посоветовали оставить ее в Японии – там держать дешевле. Можно попытаться в Японии машину перепродать. Ладно, тем, кто до 15 февраля, документы выдадут. А для нас ситуация повисла в воздухе, – рассказывает Иван, один из тех, чья "обновка" сейчас остается за рубежом.
Людям, чьи автомобили были ввезены после 1 января, ПТС на таможне не выдавали до 17 февраля. Потом начали выдавать – видимо, из-за того, что владивостокцы решились на акции протеста. Инициативная группа отправила уведомление на проведение митинга на центральной площади Владивостока 19 февраля (там митинговать запретили; согласовали митинг на привокзальной площади).
16 февраля губернатор Владимир Миклушевский, прокурор края Сергей Бессчастный и главный таможенник ДВТУ Юлий Ладыгин встретились с представителями инициативной группы жителей Приморья. Губернатор пенял на техрегламент Таможенного союза и говорил, что надо "доработать порядок оформления и передачи ввезенных транспортных средств владельцу, а также определить порядок дооборудования этих автомобилей, решить, какая структура будет устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные автомобили". Также он просил полномочного представителя президента в ДВФО Юрия Трутнева на полгода отсрочить действие техрегламента по установке системы ЭРА-ГЛОНАСС. Но к тому моменту уже полтора месяца автомобилисты не знали, что делать с машинами. И уже несколько месяцев, как в крае все должно было быть готово к нововведениям.
17 февраля таможня Владивостока начала выдавать ПТС машинам без модуля безопасности ЭРА-ГЛОНАСС, ввезенным после 1 января. "В ближайшие три дня таможенное управление Владивостока перейдет на 12-часовой режим работы. Прием граждан будет осуществляться с 8.00 до 20.00. Для оформления ПТС владельцам необходимо предъявить заполненную таможенную декларацию и оплатить госпошлину", – сообщила пресс-служба края. В усиленном режиме – с 8.00 до 20.00 без выходных – работают и пункты ГИБДД, где можно поставить на учет автомобиль.
Глас народа
Тем не менее 19 февраля приморцы собрались во Владивостоке на митинг протеста. Точнее, это называлось "собрание", потому что его организатор, городской депутат-коммунист Андрей Галицких на митинг заявку отозвал в пятницу, 17 февраля. По неофициальным источникам, потому что с ним провели беседу представители ФСБ и краевые власти. Официальную же позицию объяснил сам Галицких.
– Мы сняли митинг по одной простой причине. Один из двух пунктов наших требований выполнен полностью – ПТС стали выдавать. Машины ставят в ГИБДД на учет. А второй пункт – добровольная установка системы. И вот тут нам было сказано жестко: мы бы и рады, но есть Таможенный союз, и там все так завязано, что быстро это не сделаем. Была информация о том, что если здесь будет большое количество людей, могут пойти провокации, – говорит о неведомых врагах-провокаторах Андрей Галицких. – Они же тоже отслеживают, могут перекрыть наши мосты. Приедут просто люди, поставят машины, все это будет сниматься, как нужно, монтироваться и показываться за рубежом в негативном свете. А кому это надо? Вы же должны понимать. Мы же патриоты своей страны. К 13 марта власти обещали решить проблему. Сейчас ситуация такова. Если автомобиль ввезен до 15.02, то ПТС будет выдаваться. Но есть вакуум между 15 февраля и 13 марта. Он образовался потому, что непонятен режим установки этой кнопки. Нам было заявлено, что хотят сделать облегченный режим, чтобы модуль не вживлялся в электрическую систему автомобиля. Как на автобусах – обыкновенная кнопка SOS. В принципе, я бы только приветствовал установку в добровольном порядке. Очень плохо, если ее начнут вводить на уже ввезенные автомобили силовыми методами. Но я не думаю, что до этого дойдет. Все-таки разум есть.
Перед митингом на въезде в город и на основных дорогах дежурило в несколько раз больше полицейских, чем обычно. Они проверяли машины чуть ли не через одну – говорят, что останавливали тех, кто двигался на собрание из Уссурийска и Вольно-Надеждинского (впрочем, эти сообщения не подтверждены). Ни один федеральный телеканал митинг не освещал. По официальной информации от УМВД Приморья, на привокзальной площади Владивостока собралось "около 100 человек". Но участники митинга говорят, что эта цифра занижена не менее чем в пять раз. Андрей Галицких утверждает: если бы он не отменил официальный митинг, на площади было бы куда больше народу.
Люди с трибуны говорили о том, что проблема решена лишь для тех, кто успел ввезти машину до 15 февраля. А остальным что делать? К тому же, звучало с трибуны, аннулировать ПТС при желании можно так же просто, как его выдать. Сегодня дали – завтра взяли.
– Формально мы проводим собрание, – объяснил руководитель владивостокской ячейки КПРФ Максим Шинкаренко. – Его здесь, в специально отведенном для этого месте, проводить можно! На самом деле я не знаю, чем оно от митинга отличается. Мы сюда пришли, чтобы выразить свое отношение к комплексу ЭРА-ГЛОНАСС. Я считаю, как и большинство здесь собравшихся, что его установка должна быть добровольной. С этой кнопкой, которую сейчас придумали, я не смогу получить ПТС. Выдают ПТС сейчас тем, кто ввез машины до 15 февраля. А те, кто ввезет машины позже? Кинули косточку и растаможивают машины – но это не решение.
Депутат Галицких призвал журналистов рассказывать о митинге "нормально, чтобы это была не политика, а экономика". Впрочем, многие лозунги на собрании звучали именно как политические: люди высказывались против модуля ЭРА-ГЛОНАСС, а заодно и против региональных и федеральных властей.
– Губернатор обратился к вице-премьеру, смотрящему за Дальним Востоком (вице-премьер, полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев – РС). И что? Они решили проблему? Они только отсрочили на полгода. А дальше что? Это ни к чему не ведет! – возмущается автомобилист Владимир.
В Приморье сегодня на тысячу человек (включая грудных младенцев и стариков) приходится 437 машин. В самом же Владивостоке зарегистрировано 422 600 автомобилей – это пятое место в стране после городов-миллионников Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга.
В 90-е годы, когда Владивосток стал открытым городом, многие здесь "ушли в море" и стали ввозить из Японии машины. Стоили они в те годы по российским ценам копейки – за 300 долларов можно было взять бодрый внедорожник. "Туда дрова, оттуда дрова", – смеялись моряки, работавшие в те времена на лесовозах, которые уходили в Страну восходящего солнца с богатствами приморской тайги, а приходили с чудесами автопрома на борту. Многие из тех "дров" и сейчас бегают по дорогам края и России.
В столице региона работает крупнейший в стране рынок подержанных японских автомобилей под названием "Зеленый угол", который кормит сотни человек (далеко не все они зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, но аренду хозяину рынка платят исправно). Это не считая перекупщиков, которые скупают подержанные машины у населения, делают косметический, а иногда и капитальный ремонт и продают дороже.
Когда-то наш президент сказал, что автомобилями занимается "кучка барыг" и пошлины, которые мы платим, – капля в море. Ну если нас так мало, если это "капля в море", почему бы от нас просто не отстать?
– Я привожу машины из Японии и продаю здесь. Господь уберег, сейчас машин на таможне у меня нет, – рассказывает Сергей, для которого автобизнес стал хорошим финансовым подспорьем, чтобы не бросать любимую работу. – Я вообще-то никогда особо не хотел этим заниматься. Хотел стать МЧСником, выучился, уже шесть лет работаю. График – сутки через трое, зарабатываю 15 000 рублей. Этого хватает за квартиру заплатить и за стоянку. Да и в МЧС грядут сокращения... Хотелось бы к властям нашим обратиться. Когда-то наш президент сказал, что автомобилями занимается "кучка барыг" и пошлины, которые мы платим, – капля в море. Ну если нас так мало, если это "капля в море", почему бы от нас просто не отстать? Будем ввозить эти машинки, погоды не сделаем. Мы никого не обманываем, не воруем. Покупаем – продаем. Все легально. Люди не хотят покупать "Ладу-Калину", люди хотят надежный автомобиль за те же деньги.
Во Владивостоке иногда говорят: "Сердце – слева, руль – справа". Здесь ездят на японских автомобилях и любят их. Даже открытие в 2012 году завода по сборке корейских и леворульных японских автомобилей "Соллерс" ситуацию не сильно изменило – все равно летом у 80 процентов приморских водителей правая рука более загорелая, чем левая.
Мы хотим ровных дорог и качественного бензина. Мы хотим чувствовать заботу государства
– Установка ЭРА-ГЛОНАСС – государственная программа, понятно, какие средства вложены. Это безопасность граждан. Тема волнует всех, все прекрасно понимают, что такое автобизнес для Дальнего Востока. Никто не изъявлял желания позаботиться о нас. Мы хотим ровных дорог и качественного бензина. Мы хотим чувствовать заботу государства. И будем еще больше благодарны, если такая кнопка ЭРА-ГЛОНАСС будет дополнительно устанавливаться. Но обязательная установка, на мой взгляд, не нужна, – говорит автопродавец Ирина Костенко. – Государство в наш бизнес не вкладывалось, мы сами организовывали всю цепочку. Мы стали благодаря этому бизнесу лучше жить, ездить за границу, учить детей, покупать жилье. Мы призываем правительство юридически доработать установку этого модуля и создать техническую базу. Если это принесет нам пользу – пожалуйста. Я не вхожу в число 1400 пострадавших, у меня нет машин на таможне. Но каждый имеет гражданскую позицию. Ситуация касается и меня.
– ЭРА-ГЛОНАСС – это первый шаг к системе "Платон" для частных лиц! – считает участник митинга Олег. – Это тотальный контроль за каждым автовладельцем, за каждым километром, которые мы проезжаем по дорогам России. Я не против ГЛОНАССа! Пожалуйста, пусть его устанавливают те, кто хотят. Как с системой добровольного страхования жизни.
В Приморье эта ситуация касается, кажется, каждого.
– Я не имею отношения к автобизнесу. Но почему я пришел на митинг? Сегодня мы это проглотим, а завтра вообще правый руль запретят, – говорит Андрей. – Как с капремонтом было: ввели оплату, и все промолчали. Очень важно ходить на митинги, потому что это то, чего боится наша власть, к чему прислушивается. Когда были разговоры, о запрете правого руля, приехал московский ОМОН и всех разогнал, но разговоры утихли, и правый руль не запретили. В Москве увидели, что во Владивостоке люди готовы выходить на улицы, протестовать.
После протестного "собрания" полиция проводила во Фрунзенский районный отдел шестерых человек – четыре парня пытались развернуть плакаты, коммуниста Максима Шинкаренко задержали как организатора несанкционированного митинга, а его коллегу по партии, краевого депутата Артема Самсонова – с формулировкой "просто так, взять показания". На всех составили административные протоколы.
Двоих осудили в тот же день за участие в несанкционированном митинге (каждый получил по 10 тысяч рублей штрафа), еще троих за то же самое осудят по месту жительства. Шинкаренко будут судить за организацию мероприятия.
Но участники митинга говорят, что готовы выйти на площадь вновь, если власти не прислушаются к их протесту.