Архивный проект "Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад". Самое интересное и значительное из эфира Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?
Беседа с Ширли Маклейн. В программе звучат песни из фильма-мюзикла "Милая Чарити" в ее исполнении. Интервью впервые в эфире 8 февраля 1997.
Иван Толстой: Мы предлагаем вашему вниманию передачу с участием американской кинозвезды Ширли Маклейн, которая принадлежит к редкому числу актеров разносторонне одаренных, обладающих не только сценическим талантом, но и режиссерским, литературным даром. Программу о Ширли Маклейн подготовил наш нью-йоркский сотрудник Ян Рунов.
Ян Рунов: Талантов, которыми в разных видах искусства обладает Ширли Маклейн, хватило бы на несколько человек. Ее имя уже вошло во все киноэнциклопедии мира и в историю американского кино. Ширли Маклейн-Битти родилась 24 апреля 1934 года в Ричмонде, штат Вирджиния. Ее отец был торговцем по продаже недвижимости и музыкантом, а мать – актрисой и художницей. Поэтому можно сказать, что Ширли Маклейн и ее брату, киноактеру Уоррену Битти, любовь к искусству перешла по наследству. Ширли не было еще трех лет, когда родители отдали ее в балетный класс, а в четыре года она уже вышла на сцену. Старшеклассницей она в летние каникулы приезжала в Нью-Йорк и танцевала в бродвейских мюзиклах в кордебалете. По окончании школы она, естественно, переехала в Нью-Йорк, чтобы здесь стать профессиональной балериной, участвовала в нескольких бродвейских шоу в кордебалете, пробовала себя в качестве манекенщицы. В 1954 году ей, 19-летней участнице кордебалета в бродвейском мюзикле "Пижамная игра", предложили дублировать исполнительницу главной роли. После премьеры эта главная исполнительница вдруг повредила колено, и Ширли Маклейн перевели в первый состав. И вот в тот счастливый для дебютантки вечер в зрительном зале оказался кинопродюсер Холл Уолесс, который, придя в восторг от игры молодой актрисы, немедленно предложил ей подписать с ним контракт. Первый киноработой Ширли Маклейн стала роль в фильме режиссера Альфреда Хичкока "Неприятности с Гарри". Здесь она заявила о себе как о характерной актрисе, способной играть не только комедийные, но и драматические роли. С тех пор она снялась в сорока кинофильмах, шесть раз была номинирована на премию "Оскар" и получила ее в 1984 году за фильм "Слова нежности". Актриса - дважды лауреат кинопремии "Золотой глобус", обладательница пяти "Эмми" (премия американского телевидения) и международных наград, полученных на кинофестивалях в Берлине и в Венеции.
Но интересы Ширли Маклейн не ограничиваются только кино, театром и телевидением. Актриса страстно увлекается политикой. В 1968 году она принимала активное участие в избирательной кампании Роберта Кеннеди, входила в состав делегации демократов Калифорнии на съезде Демократической партии, а в 1972 году агитировала на избрание на пост президента США либерального сенатора Джорджа Макговерна. Еще одним ее страстным увлечением становятся путешествия. Она колесит по всему миру, у нее в доме карта разукрашена разноцветными кнопками, которыми отмечены страны, в которых побывала актриса. Это почти все страны Европы и Южной Америки, страны Африки и Ближнего Востока, Индия, Россия, Япония, Китай. В 1971 году она выпустила свою первую книгу, название которой можно перевести как "Держись на высоте". Книга мгновенно становится бестселлером. В 1973 году Ширли Маклейн возглавила первую в своем роде делегацию американских женщин, направившуюся в Китай, и свои впечатления о поездке она описала во второй книге "Можно попасть туда прямо отсюда". Книга тоже стала бестселлером. В ней автор рассказывает о своем участии в американской политике и своем видении Китайской революции. О том же она делает полнометражный документальный фильм "Другая половина неба. Китайские воспоминания". Ширли Маклейн была автором сценария этого фильма, продюсером, сорежиссером. В 80-х годах Ширли Маклейн увлекалась реинкарнацией, поиском духовности и посвятила этому четыре книги. Седьмой была книга "Танцуй, пока можешь" - о взаимоотношениях в семье. И, наконец, сравнительно недавно вышла книга "Мои счастливые звезды" - о кинозвездах, с которыми работала и дружила актриса. В 1995, 1996 и нынешнем году Ширли Маклейн выступает со своими вокально-танцевальными шоу на сценах Европы, Америки, Японии, Австралии и, одновременно, читает сценарии новых фильмов, в которых ей предлагают сниматься. А на экранах США идет новый кинофильм с ее участием "Вечерняя звезда".
Кинофильм Боба Фосса по сценарию Нила Саймона "Милая Чарити" был поставлен в 1968 году. В этом мюзикле, по признанию критиков, наилучшим образом раскрылось дарование Ширли Маклейн – актрисы, танцовщицы, певицы. Песни из этого кинофильма сопровождают сегодня нашу передачу. На мои вопросы отвечает американская киноактриса Ширли Маклейн. Могу ли я задавать вам вопросы по-русски?
Ширли Маклейн: Задавать вопросы вы, конечно, можете, но ответить я вам не смогу - по-русски я говорю, скорее, эмоционально, чем буквально.
Ян Рунов: А кто вас учил эмоциональному русскому?
Ширли Маклейн: У меня всю жизнь было множество друзей среди русских танцовщиков. Ведь я занимаюсь балетом с трехлетнего возраста. Многие из моих преподавателей были русскими, они жили в Нью-Йорке: мадам Переславик, Обухов, Данилова.
Ян Рунов: Я был на вашем концерте на Лонг-Айленде под Нью-Йорком, и был поражен, увидев, в какой вы отличной физической форме. Как вам удается сохранять ее? Благодаря постоянной тренировке, балетному прошлому или благодаря вашей духовной жизни?
Ширли Маклейн: Я бы сказала, что благодаря всему понемногу. Любой настоящий тренированный спортсмен или профессиональный танцовщик согласится, что очень многое зависит от самоощущения и, чем старше я становилась, тем лучше я это понимала. В результате я научилась задавать себе нужный ритм, так что я не теряю дыхания, как это бывает со многими молодыми артистами. К тому же я стараюсь не слишком выкладываться во время подготовительной работы, чтобы оставались силы на выступления.
...я научилась задавать себе нужный ритм, так что я не теряю дыхания, как это бывает со многими молодыми артистами
И еще я слежу за своей диетой. Но диета у меня не слишком жесткая, я ем все, что мне хочется. Но когда я выступаю, то стараюсь есть не больше половины того, что хочется. Я каждый день занимаюсь гимнастикой. Несколько лет назад повредила себе колено и мне пришлось делать операцию, так что физкультура для меня теперь - вопрос жизни и смерти. А когда вы отдаете себе в этом отчет, вы начинаете совсем по-другому к этому относиться. Но главный секрет успеха в том, что когда человек счастлив, у него нет внутренних конфликтов.
Ян Рунов: Вы упомянули о своей диете. Расскажите подробнее, вы что, едите больше овощей и меньше мяса?
Ширли Маклейн: Мяса – немного. Мясо вырабатывает молочную кислоту, которая очень плохо отражается на мышцах. В мясе слишком много кислоты, так же как в моллюсках и ракообразных. Так что я ем хлеб, макаронные изделия, овощи, фрукты, а если очень хочется сладкого, я ем шоколад. Молочные продукты не так уж полезны. Обезжиренный йогурт - еще ничего, но молочные продукты порождают мокроту и после них трудно петь. Я не люблю жирного и сейчас, например, от какого-нибудь блюда с большим количеством сливочного масла меня бы просто затошнило. Что я люблю и все время ем, так это гречневая каша.
Ян Рунов: И вы сама готовите?
Ширли Маклейн: Да, я люблю готовить.
Ян Рунов: Вас знают во всем мире. Ваши фильмы шли на Московских кинофестивалях, вы - обладательница "Оскаров" и множества других кинопремий, и еще автор нескольких книг. Можно сказать, что вы богаты и знамениты. Но вот счастливы ли вы?
Ширли Маклейн: О, да! Я считаю, что это самое главное. Я больше счастлива, чем богата и знаменита. И я думаю, что одна из причин, почему я счастлива заключается в том, что я ни с кем не связана, у меня очень свободная жизнь. Мечта, а не жизнь! Последние несколько лет я жила просто замечательно. Я постоянно переезжала из страны в страну, из города в год со своим шоу. В каждом месте полторы недели я была царицей бала! Я узнавала про местную культуру, про местных жителей. Я всегда получаю огромное удовольствие когда куда-нибудь еду. Люблю путешествовать, и я счастлива, что у меня есть такая возможность. Потому что я - свободна.
Ян Рунов: Говорят, каждый человек получает в жизни какой-то божий дар. За что вы можете быть благодарны судьбе?
Ширли Маклейн: Я бы сказала, что мне повезло со здоровьем, и у меня, в общем, всегда хорошее настроение. Не знаю, дар ли это или я это выработала в себе. И еще одно качество в себе я очень ценю – откровенность. Я откровенна сама с собой, у меня немного секретов. Я делюсь с другими своими тревогами и своими радостями, мне нравится быть откровенной, мне неприятно даже думать о том, что я должна подавлять свои чувства. Кстати, я писала об этом в своих книгах.
Ян Рунов: Скажите, вы феминистка?
Ширли Маклейн: Да, кончено!
Ян Рунов: В таком случае, что вы думаете об этом движении, когда видите, что женщины, делая карьеру, отходят от семьи?
Ширли Маклейн: Домохозяйка тоже может быть феминисткой. Я за то, чтобы женщина занималась тем, что для нее является наилучшей формой творческого самовыражения. Это не значит, что надо обязательно уходить из семьи или отходить от семьи, это значит делать то, что хочешь, чтобы раскрыть себя.
Ян Рунов: Что было стимулом в ваших поисках бессмертия души, в поисках вечного?
Ширли Маклейн: Вера в то, что бессмертие существует. Тайны Вселенной всегда интересовали меня больше всего на свете. Я испытывала бесконечное любопытство ко всему, что касается того, откуда мы пришли и куда мы идем. Во мне есть что-то от ученого, от исследователя, меня интересует наука как институт, пытающийся объяснить Всевышнего.
Ян Рунов: Расскажите, пожалуйста, о своей последней книге.
Ширли Маклейн: В ней речь идет о поисках согласия со своим возрастом, с семьей, с кинематографом и сценой, с физическим существованием, с окружающим миром. Это опять книга про себя, про тот момент жизни, в котором я сейчас нахожусь.
Ян Рунов: Вашу дочь зовут русским именем Саша?
Ширли Маклейн: Нет, ее зовут Сачи, по-японски это означает "счастливый ребенок". Так звали девочку, которую хотел взять на воспитание мой муж сразу после Хиросимы, но она умерла от лучевой болезни. И он всегда говорил, что если у него будет дочь, он назовет ее Сачи.
Ян Рунов: Что вы думаете о Голливуде?
Ширли Маклейн: Я всегда периодически уезжала из Голливуда. Это место, с которым я связана профессионально более сорока лет. Я видела, как там рождались и умирали люди, как появлялся и исчезал успех, как судьба кого-то возносила на Олимп, а кого-то швыряла вниз, я видела, из чего создавались мифы, как гибли мечты…
Мы сами наполняем свою жизненную драму персонажами, мы - продюсеры и сценаристы, режиссеры и актеры своей собственной жизни
Меня очень интересует разница между реальной жизнью и киножизнью, но иногда мне кажется, что это одно и то же. Мы сами наполняем свою жизненную драму персонажами, мы - продюсеры и сценаристы, режиссеры и актеры своей собственной жизни. Голливуд - это своеобразная метафора того, что происходит в реальности.
Ян Рунов: Что вы думаете о современных мужчинах?
Ширли Маклейн: О каких именно?
Ян Рунов: О мужчинах вообще. О среднем мужчине, скажем?
Ширли Маклейн: Приведите мне пример среднего мужчины, я таких не встречала. Вот вы сам - средний мужчина?
Ян Рунов: Да.
Ширли Маклейн: Не может быть.
Ян Рунов: Ну, почему не может быть? У меня средний рост, средний возраст, средняя зарплата.
Ширли Маклейн: Что значит "средний возраст"? Некоторые считают, что средний возраст - это 30 лет, в кино говорят, что средний возраст - 17 лет, а страховые агенты считают, что средний возраст - 65 лет.
Ян Рунов: Ну хорошо, тогда другой вопрос: что вы думаете о мужчинах в вашей жизни?
Ширли Маклейн: У меня в жизни было очень мало мужчин, которые бы мне не нравились. Мужчины сыграли весьма важную роль в моем понимании самой себя, они помогли мне принять в себе мужественное начало и женственность. Я считаю, что мужчины - это очень полезные ископаемые, но требующие хорошей обработки.
Ян Рунов: В таком случае, что в думаете о русских мужчинах?
Ширли Маклейн: Я обожаю русских.
Ян Рунов: Разве они лучше американцев?
Ширли Маклейн: Не будем выяснять, кто лучше, просто русские отличаются анархическими страстями, и мне это очень нравится. Иногда. А иногда это меня просто бесит. Но в любом случае с русскими не соскучишься. Я бы хотела приехать со своим шоу в Россию. Это была бы обычная средняя программа, в исполнении средней женщины среднего возврата, среднего… ну, чуть выше среднего таланта, у которой есть обыкновенное желание - быть любимой, и которая ценит обыкновенных мужчин.
Ян Рунов: Ширли, и что бы вы пожалели нашим слушателям?
Ширли Маклейн: Чтобы в поисках демократических свобод они никогда не забывали божий завет, золотое правило: никогда не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе.
Ян Рунов: Thank you very much!
Ширли Маклейн: Bolshoe spasibo!