Ссылки для упрощенного доступа

Красная карточка госбюджету


Международная федерация футбола рассчитывает заработать на грядущем чемпионате мира 5,7 миллиарда долларов
Международная федерация футбола рассчитывает заработать на грядущем чемпионате мира 5,7 миллиарда долларов

Стадион, который строится в Калининграде к чемпионату мира по футболу 2018 года, после завершения игр может быть трансформирован в торговый центр. Об этом в январе заявил исполняющий обязанности губернатора региона Антон Алиханов. На строительство и реконструкцию каждого из стадионов в 11 российских городах, в которых состоятся матчи, из федерального и региональных бюджетов выделяется от 12 до 40 миллиардов рублей. Чиновники считают, что главная цель большой стройки и крупных затрат – не единичное событие, а долгосрочное развитие экономики и спорта в городах.

Расходы России на проведение ЧМ-2018 менялись неоднократно. 6 февраля правительство России увеличило бюджет чемпионата на 19 млрд рублей – до 638,8 млрд. Повышение произойдет исключительно за счет средств федерального бюджета. Дополнительные деньги понадобились в основном на строительство и реконструкцию стадионов – впервые бюджет чемпионата был рассчитан еще до обвала рубля в 2014 году.

Самый дорогой стадион, построенный к чемпионату мира по футболу 2014 года в Бразилии, обошелся стране более чем в 600 миллионов долларов (по докризисному курсу – примерно 18 миллиардов рублей). Общие же затраты на проведение соревнований оказались самыми значительными в истории футбольных чемпионатов мира – около 11 миллиардов долларов, девять из которых были выделены из бюджета. Это даже побудило бразильцев выйти на масштабные протесты против растраты бюджетных денег.

Протесты в Бразилии, 2014 год
Протесты в Бразилии, 2014 год

​Тогда даже благоприятные прогнозы международных консалтинговых компаний не усмирили бразильцев. Британские аналитики из Ernst & Young предрекали стране не только снижение уровня безработицы в ближайшие годы благодаря появлению новых 3,63 миллиона рабочих мест, но и повышение совокупных доходов населения. Однако приток инвестиций во время чемпионата, а затем и летней Олимпиады 2016-го, не помог вывести страну из рецессии и ослабить экономический кризис, вызванный падением мировых цен на нефть и коррупцией. С 2013 года уровень безработицы в Бразилии увеличился примерно с 5 до 11,9%.

Существенные изменения на нефтяном рынке оказали негативное влияние на экономику страны, что превзошло эффект от чемпионата мира

Как отмечает аналитик Ernst & Young Ольга Архангельская, подобные прогнозы пишутся на фоне предположений о том, что внешнеэкономические условия будут стабильными. Однако существенные изменения на нефтяном рынке в 2014–2015 годах оказали весомое негативное влияние в том числе на экономику Бразилии. Очевидно, говорит Архангельская, что оно превзошло эффект от подготовки и проведения чемпионата мира.

Тем не менее, по словам экспертов, такие масштабные мероприятия, как чемпионат мира или Олимпиада, все-таки могут оказать позитивное влияние на социально-экономическое развитие страны, в которой они проводятся, причем в долгосрочной перспективе: привлечь новых инвесторов, увеличить приток валюты в страну, улучшить деловой климат и даже повысить самооценку населения.

Обычно инвестиции в мероприятия имеют каскадный эффект и могут мультиплицироваться примерно в пять раз

– Все прямые и косвенные факторы влияния чемпионата мира на экономику остаются в силе, – говорит Ольга Архангельская. – Обычно непосредственные инвестиции в мероприятия имеют каскадный эффект и могут мультиплицироваться примерно в пять раз. Необходимость подготовки к турниру стимулирует производство товаров и услуг внутри страны, повышает доходы бизнеса и граждан, влияет на уровень занятости и в конечном счете на налоговые отчисления. Сферы, которые оказываются в наиболее выгодном положении, – это гражданское строительство, пищевая промышленность, бизнес-услуги, ЖКХ, информационные услуги, туризм и гостиничный бизнес. Все эти закономерности применимы и к России. Учитывая больший объем экономики, возможно, величина эффекта и не достигнет пятикратных инвестиций, но при стабильной мировой экономической ситуации будет заметна.

– Ваши коллеги из аналитической компании PWC в 2014 году определяли несколько направлений, по которым Бразилия может одержать "экономическую победу" после чемпионата (увеличение иностранных инвестиций, повышение потребительского доверия, улучшение делового климата). Может ли теоретически измениться инвестиционный климат России после ЧМ-2018, несмотря на "санкционный режим", в котором находится страна?

Даже если санкции не будут сняты, остаются эффекты от международного внимания, популяризации имиджа городов, наличия новой инфраструктуры и повышения самооценки

– Действительно, текущий режим экономических ограничений оказывает значимое влияние на "иностранную" часть эффекта от чемпионата. Возможно, что объем иностранных инвестиций при отсутствии ограничений мог быть намного больше. Тем не менее ожидание общего положительного эффекта обоснованно: есть возможность снятия или ослабления санкций, но, даже если этого не случится, остаются эффекты от международного внимания, популяризации имиджа городов, где проводятся соревнования, наличия новой инфраструктуры, высокой степени вовлеченности общественности и создания рабочих мест, а также повышения самооценки.

По мнению аналитиков инвестиционного холдинга "Финам", растраты бюджетных средств на Олимпиаду-2014 в Сочи показали свою неэффективность, однако чемпионат мира может дать другой эффект:

Госрасходы на строительство инфраструктуры дадут хороший мультипликатор, скорее всего, он будет выше, чем в Сочи

– На мой взгляд, окупаемость инвестиций в рамках чемпионата мира не имеет существенного значения, – говорит заместитель генерального директора "Финам" Ярослав Кабаков. – Важен так называемый мультипликатор госрасходов, который показывает прирост ВНП в результате приращения государственных расходов на единицу. В случае с подготовкой ЧМ госрасходы на строительство инфраструктуры дадут хороший мультипликатор. Скорее всего, он будет выше, чем в Сочи, так как в чемпионате участвует больше городов. Ожидаю что правительство порежет неэффективные расходы и нарастит те, от которых больше мультипликатор.

Неспортивный интерес

Очевидцы и болельщики настроены скептичнее аналитиков. Для них актуальными остаются опасения по поводу будущего объектов, которые должны быть построены к чемпионату. Судя по опыту Бразилии – страны с одной из сильнейших футбольных школ в мире, масштабные арены в небольших городах после проведения чемпионата могут пустовать или использоваться не в спортивных целях. Так, спустя год после чемпионата мира, не найдя другого применения самой дорогой бразильской арене – Национальному стадиону в городе Бразилиа, – региональные власти начали использовать его под автобусную парковку. На другой арене ЧМ-2014, в городе Куямба, спортивные раздевалки отдали под ночлежку бездомным, а стадион в городе Натал попытались приспособить под свадебные церемонии и детские праздники, хотя из-за отсутствия спроса он уже третий год пустует.

Рафаэль Азеведо (справа) уверен, что расходы на реконструкцию бразильских стадионов были напрасны
Рафаэль Азеведо (справа) уверен, что расходы на реконструкцию бразильских стадионов были напрасны

Как отмечает спортивный журналист бразильского издания Verminosos por Futebol Рафаэль Азеведо, спустя три года после чемпионата в Бразилии стало понятно, что это событие не сыграло на руку стране – из-за завышенных требований ФИФА, которые пришлось выполнять:

– Реконструкция стадионов, которая только увеличила стоимость их аренды, была совершенно не нужна. Например, были построены частные ложи для зрителей, которые вообще не используются на соревнованиях локального уровня. Даже на стадионе "Маракана", одном из самых известных в мире, никто не играет и не тренируется. Футбольные клубы Рио-де-Жанейро предпочитают играть на других, небольших площадках, чтобы не платить высокие налоги. В январе стало известно, что со стадиона украли все оборудование. Аналогичные проблемы происходят не только в Рио. Во всех других городах то же самое, кроме Сан-Паулу и Порто-Алегре. Вместимость стадиона в городе Бразилиа – 72 тысячи. Но в городе просто нет команды из трех главных национальных дивизионов. И, естественно, местные клубы играют на аренах меньшего размера, – говорит Азеведо.

По его словам, бразильские чиновники использовали чемпионат, чтобы утвердить те инфраструктурные проекты, стоимость которых была завышена. Но некоторые из них до сих пор так и не достроены:

– Работы по увеличению аэропорта в городе Форталеза, где я живу, были прерваны еще до начала чемпионата. Все осталось в том же состоянии. Я работал в Южной Африке на ЧМ-2010, и спустя три года у южноафриканцев было аналогичное восприятие последствий чемпионата для страны. Совершенно точно россиян ждет то же самое после 2018-го.

Репортаж CNN о полуразрушенном стадионе "Маракана" в Бразилии

No Pasaran

Много надежд на обновление инфраструктуры было во время планирования бюджета ЧМ-2018 и у жителей российских городов. Но не все из них оправдались. Изначально в программе развития 11 городов было заявлено, что самой затратной статьей бюджета подготовки к чемпионату станет строительство и обновление транспортной инфраструктуры – за 5,9 млрд долларов. При этом до сих пор остается открытым вопрос, например, о строительстве второй линии метро в Екатеринбурге, на которую, по утверждению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, регион до сих пор ищет инвесторов. По предварительным оценкам, стоимость строительства новой ветки составит 40 миллиардов рублей. Все дело в том, что в бюджет на подготовку к чемпионату изначально не были заложены необходимые средства на метро. Как отмечает уральский урбанист Владимир Злоказов, разрабатывающий новую транспортную схему в Екатеринбурге, вторая линия метро не строится, потому что ни у кого нет денег – "ни у области, ни тем более у города, а деньги из федерального бюджета на это не выделяются". Получается, что на ту инфраструктурную задачу, которая, как предполагалось, будет в первую очередь решена в Екатеринбурге благодаря чемпионату, финансирования не нашлось.

Ради соответствия требованиям Международной федерации футбола регионы перекраивают инфраструктуру городов. Конфликты власти с городскими активистами происходят в Екатеринбурге и Казани.

"Со всех сторон нас окопали траншеями, новыми зданиями, широкополосными дорогами, пациенты здесь будут, как в душегубке от газов. По санитарным нормам роддом здесь находиться не сможет", – говорят сотрудники Института охраны материнства и младенчества в Екатеринбурге, расположенного в трехстах метрах от главной спортивной площадки города. Вскоре после получения Россией права на проведение ЧМ в 2018 году они организовали акцию No Pasaran в защиту территории вокруг НИИ. Она не увенчалась успехом: парк рядом с институтом вырубили, а в конце 2016-го Министерство здравоохранения России согласилось передать часть территории НИИ под пешеходные зоны для болельщиков.

Екатеринбургская арена однажды уже была на длительной реконструкции – с 2006 по 2011 годы. Площадка на 27 тысяч мест, как оказалось позднее, слишком мала по меркам ФИФА. Это стало поводом для того, чтобы заявить новую стройку. Стадион разрушили, оставив только несущие стены, которые являются историческим памятником, и начали возводить новый, на 35 тысяч мест. На первую реконструкцию ушло около 2,5 млрд рублей. Новую в 2014 году Министерство спорта профинансировало на сумму более 12 миллиардов рублей.

Аналогичная ситуация произошла в Сочи со стадионом "Фишт", который был построен к Зимней олимпиаде 2014 года за 23,5 млрд рублей. Но для чемпионата его тоже пришлось реконструировать, на что из федерального бюджета выделили еще 3,8 млрд.

Еще одно движение активистов, оказавшихся в конфликте с властью из-за изменения городской инфраструктуры, возникло в Казани. В январе жители города обратились в Верховный суд Татарстана с иском против казанской думы, которая постановила вырубить рощу рядом с "Казань Ареной" и установить на ее месте парковку для гостей чемпионата.

Казанский стадион, а также самарский и саранский реконструируются и строятся одним и тем же генеральным подрядчиком – татарстанским производственно-строительным объединением (ПСО) "Казань". Компания находится в собственности депутата Государственной думы Татарстана Равиля Зиганшина. Расходы на самарский стадион, включенный ФИФА в "красную зону" как самый сложный объект грядущего чемпионата, были зафиксированы в 2013 году на уровне 13 млрд рублей. С тех пор его строительство продолжается медленнее, чем увеличиваются расходы на него – в октябре прошлого года стало известно о том, что бюджет стройки увеличился до 18,2 млрд.

В августе 2014-го ПСО "Казань" заключило с Министерством спорта России сразу два контракта на общую сумму 33,2 млрд рублей для строительства стадионов в Саранске и Самаре. Вскоре из-за намерений Зиганшина увеличить стоимость арены в Самаре до 28,2 млрд ПСО "Казань" хотели отстранить от строительства, но до сих пор главным подрядчиком остается компания татарстанского депутата.

Кроме ПСО "Казань", главными подрядчиками чемпионата, которые получили финансирование от Министерства спорта России в 2014 году, являются еще три компании:

Инфографика – Радио Свобода и Radio Europa Libera (Ștefan Grigorița)

Чемпионская казна ФИФА

Неизвестно, какая страна выиграет предстоящий чемпионат мира, но цифры уже позволяют судить о том, кто получит от него наибольшую прибыль.

В 2014 году ФИФА выдала Бразилии 100 миллионов долларов, тогда как расходы страны на проведение чемпионата составили около 11 миллиардов долларов

Выручку от чемпионата составляют несколько статей доходов: продажа абонементов и билетов, прав на телевизионные трансляции, лицензированной атрибутики и спонсорские контракты. Все доходы получает Международная федерация футбола (ФИФА) и после направляет часть из них стране, принимавшей чемпионат. В 2014 году ФИФА выплатила Бразилии 100 миллионов долларов, тогда как расходы страны на проведение чемпионата составили около 11 млрд долларов. Самой ФИФА при этом удалось заработать на бразильском ЧМ 4 млрд долларов.

Согласно январскому отчету ФИФА, международная федерация в период с 2015 по 2018 годы, то есть за время подготовки к ЧМ-2018 и его проведения, рассчитывает получить из России 5,7 млрд долларов – от продажи прав на телетрансляцию чемпионата, маркетинговых услуг, а также партнерской и спонсорской поддержки на международном и региональном уровнях. Сколько из этой суммы будет направлено России, решится, когда станет известна точная прибыль ЧМ-2018 по всем статьям доходов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG