В Киеве обсуждают высказывания об украинском кризисе кандидата на пост госсекретаря США, бывшего главы нефтяной корпорации ExxonMobil Рекса Тиллерсона и перспективы украинско-американских отношений при администрации нового президента Дональда Трампа.
В среду на слушаниях в Сенате Тиллерсон заявил, что ответ администрации уходящего президента США Барака Обамы на украинский кризис был "слишком слабым", что после аннексии Крыма Россией Вашингтон должен был предоставить Украине помощь, в частности, оборонительным вооружением, чтобы предотвратить дальнейшую российскую агрессию.
Аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач разделят эту позицию Рекса Тиллерсона, но сомневается в его искренности:
– Самая главная, грубая ошибка США – решение не предоставлять Украине современное летальное вооружение. Но с точки зрения искренности слов кандидата в госсекретари – у меня возникают некоторые сомнения, поскольку Тиллерсон читал этот текст по бумажке. Он был подготовлен, очевидно, политтехнологами в ответ на неминуемый вопрос об отношениях с Россией. Поэтому как все сложится на самом деле и какой будет вся администрация Трампа, мы сможем увидеть только на практике. Пока доверия к словам лично у меня нет.
Директор Центра общественных отношений Евгений Магда заявления Тиллерсона относительно Украины называет неоднозначными:
– С одной стороны, он высказался за повышение обороноспособности Украины, за то, чтобы наша страна получила от США летальное оружие, а с другой –сказал, что в вопросе Крыма, который был захвачен Россией, возможно какое-то широкое соглашение, которое устроит и Украину. Якобы аннексия, которая закрывается каким-то широким соглашением, может немножко соответствовать нормам международного права. Напомню, что накануне съезда Республиканской партии США из предвыборной программы Дональда Трампа был исключен пункт о возможности предоставления Украине летального оружия. И вряд ли здесь стоит питать особые иллюзии, хотя, с другой стороны, республиканцы в Конгрессе США – и в Палате представителей, и в Сенате – имеют большинство, и думаю, что логика отношений законодательной власти и президента в Соединенных Штатах при Трампе будет несколько иной, чем при Обаме. Но в любом случае Украине стоит полагаться, в первую очередь, на себя и надеяться, что США поймут необходимость предоставления Украине летального и, хочу подчеркнуть, оборонительного оружия, поскольку рассчитывать на поставки наступательного оружия Украине не стоит вообще.
Слова Тиллерсона призваны, прежде всего, развеять подозрения о его связях с Москвой, убежден руководитель Центра политических исследований "Пента" Владимир Фесенко:
– Тиллерсон знает, что есть подозрения о его связях с Россией, и он пытается их нейтрализовать такого рода заявлениями. И относительно возможности поставок оружия Украине, и относительно того, что США не будут признавать Крым российским. Правда, Тиллерсон сделал оговорку: вопрос о статусе Крыма и отношениях с Россией будет согласовываться с Украиной. И эта оговорка двусмысленная. С одной стороны, для нас важно, что это решение не будет приниматься без нас, с другой стороны, это может означать, что новая американская администрация может давить на нас, чтобы мы приняли некий компромиссный план по Крыму. Но решающую роль, полагаю, здесь играют тактические обстоятельства. Безусловно, Тиллерсон пытается снять подозрения в свой адрес и нейтрализовать потенциально возможные риски критического отношения к своей кандидатуре в Сенате. Сохраняются ли риски того, что Украиной будут торговать? Определенный риск сохраняется. Хотя думаю, что сейчас ситуация становится более сложной после выброса "компромата" (на Дональда Трампа. – РС), после обвинений в адрес России в хакерских атаках на США и их политические институты. Думаю, Трамп и его администрация попытаются договориться с Путиным, найти компромисс и снять напряжение, возникшее в последние годы. Но теперь Трамп, на мой взгляд, вынужден будет демонстрировать с Путиным определенную сдержанность и, может быть, даже жесткость. Иначе, если пойти на большие уступки Путину, такого рода сделка будет восприниматься в США как подтверждение особых отношений либо самого Трампа, либо его окружения, того, что они находятся под влиянием России или под влиянием "компромата".
Поэтому я не думаю, что будет какая-то прямая попытка отдать Украину в сферу влияния Путина. Скорее всего, могут договориться на тех же условиях, на которых договаривались госсекретарь США Керри с министром иностранных дел РФ Лавровым, то есть: необходимость выполнения в полном объеме Минских соглашений по урегулированию конфликта на востоке Украины, что предусматривает и проведение местных выборов на территории Донбасса, и предоставление конфликтному региону некоего особого статуса. Но здесь возникает вопрос об условиях договоренности, и насколько это будет согласовываться с украинским руководством. Думаю, украинский президент Петр Порошенко, который собирается посетить США в феврале, будет пытаться убедить Трампа не идти на чрезмерные уступки, будет говорить о неких красных линиях, за которые украинское руководство переступить не может. Значительная часть элиты и украинского общества категорически против любых существенных компромиссов с Россией. В этих условиях добиваться выполнения неприемлемых для этой части общества Минских соглашений будет нереально. Путину можно пообещать что угодно, но в итоге это может закончиться либо новым, более масштабным кризисом уже в Киеве, либо тем, что эти договоренности не будут выполнены, как не были выполнены предварительные договоренности между Керри и Лавровым.
В то, что Украина станет разменной монетой между Вашингтоном и Москвой, не верит профессор Киево-Могилянской академии, научный директор фонда "Демократические инициативы им. Илька Кучерива" Алексей Гарань:
– Не думаю, что произойдут какие-то радикальные изменения в смысле сдачи интересов Украины. Вероятно, что какие-то корректировки будут, но сдачи Украины не произойдет. Что касается возможности поставок Украине летального вооружения, думаю, все будет зависеть от ситуации на фронте в Донбассе. Если ситуация будет такая, как сейчас, вряд ли это произойдет. Если будет ухудшение, если Путин начнет какие-то крупномасштабные действия, то тогда вопрос о поставках вооружения может быть решен положительно.