Основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный намерен участвовать в выборах президента России в 2018 году. Об этом он заявил в предвыборном ролике, опубликованном в интернете. В своем блоге оппозиционер написал, что "все знает о предстоящих сложностях" предвыборной кампании, однако призвал своих сторонников "устроить настоящие выборы в 2018 году". Политологи отмечают, что таким шагом Алексей Навальный обезопасил себя в связи со вторым разбирательством по делу "Кировлеса", а также поставил Кремль в "положение реагирующего".
13 декабря Алексей Навальный разослал письмо своим сторонникам, а также опубликовал ролик, в котором сообщил, что будет участвовать в президентских выборах в 2018 году.
"Я иду на выборы и буду бороться за победу. Я буду обсуждать то, о чем все молчат, но что давно пора сказать", – заявил Навальный.
По его словам, в России не было "настоящих выборов с 1996 года, и это одна из причин бедственного положения" страны, он готов предложить программу развития: "На выборах нам пора выбирать не только человека, пора выбирать между застоем и программой развития. Я такую программу развития готов предложить стране. Я готов доказать, что она лучше, чем то, что предлагает власть", – сказал Навальный и пообещал сделать Россию "богаче, сильнее и свободней".
На запущенном сайте кандидата Алексея Навального опубликована его предвыборная программа. Основатель Фонда борьбы с коррупцией намерен реформировать судебную систему, систему налогообложения, здравоохранение, образование, провести децентрализацию власти, а также изменить внешнюю политику страны.
Политолог, основатель Фонда эффективной политики Глеб Павловский отмечает, что программа Алексея Навального – не самая сильная часть его заявления. По мнению Павловского, сила политического хода Навального состоит в том, что оппозиционер взял на себя лидерство и первым объявил о своих планах, и теперь Кремль вынужден реагировать:
– Я бы отделил обсуждение шансов на выборах 2018 года, о которых вообще неизвестно, от данного сильного политического хода Навального, который берет на себя инициативу и фактически диктует политическому классу новый политический график. Навальный одним ходом оспаривает право Кремля диктовать стране последовательность действий. Он объявляет президентскую кампанию. Вот что важно – он ее объявляет, и теперь это нельзя отнять. Даже если выборов не будет или, например, Навального лишат возможности в них участвовать, все равно он открыл новый сезон. Политическое лидерство состоит именно в том, что политик объявляет новую повестку, и все остальные, кто хочет идти за ним или кто ему враждебен, все равно вынуждены на это реагировать.
Он открыл начало нового сезона, и в этом сезоне объявил его главную, всем очевидную, но не называемую обычно цель – уход Путина
Теперь Навальный в положении политически неуязвимом, хотя, конечно, он уязвим и физически, и в правовом отношении. Мы все знаем, где живем. Но отнять последствия этого хода уже нельзя. Он открыл начало нового сезона, и в этом сезоне объявил его главную, всем очевидную, но не называемую обычно цель, а именно – уход Путина. То есть он сделал вопрос о послепутинской России центром новой повестки дня. Поэтому не так уж важно, что будет дальше. Очевидно, что он усилил свою позицию на суде, потому что суд теперь имеет дело с фигурой, как бы равновеликой Путину, потому что он уже заявлен как кандидат, а Путин еще нет. И это серьезная проблема, конечно, для Кремля. Кремль может лишить Навального возможности участия в выборах, но важно, что этот ход политически открывает глаза стране на то, что давно надо было понять: мы не находимся уже больше внутри управляемой демократии, внутри кремлевского царства, мы находимся в переходном периоде от уже закончившейся морально путинской эпохи к какой-то другой. К какой – неизвестно. Программа Навального не сильно впечатляет пока. Я думаю, что она является не самым интересным моментом в его ходе и наверняка претерпит сильнейшие изменения. Он занял место. Как стенд, на котором может быть написано: "Здесь может быть ваша реклама", вот он занял это место, поставил заглушку. Главное: он переводит российскую политику из режима зрительного зала за тем, что сделают в Кремле, в режим действий. Поэтому "Show must go on".
– Если ему удастся зарегистрироваться в качестве кандидата, насколько реальны шансы настоящей борьбы?
– Это наименее интересный вопрос сегодня. При данном режиме не предполагается свободных выборов, и как бы уже заранее объявлено, что их не будет. Свободные выборы не могут быть, когда один из кандидатов контролирует все массмедиа, решая, кого допустить к ним. Поэтому бессмысленно сегодня обсуждать эти шансы, это будет совсем другая ситуация, другая сцена и другая страна. Я не думаю, что Навального реально при нынешней ситуации пустят на выборы. На сравнительно честных выборах он получит не менее 30-40 процентов, я думаю, против любого кандидата от власти, кроме Путина. А во втором туре шансы могут сравняться, – заключил Глеб Павловский.
Cуд теперь имеет дело с фигурой, как бы равновеликой Путину, потому что он уже заявлен как кандидат, а Путин еще нет
Алексей Навальный получил право участвовать в выборах после того, как в середине ноября Верховный суд России отменил вынесенный ему приговор по делу "Кировлеса". В 2013 году Навального и предпринимателя Петра Офицерова осудили соответственно на 5 лет и 4 года условного срока за хищение 10 тысяч кубометров леса у госпредприятия "Кировлес". В феврале Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что при первом рассмотрении было нарушено право подсудимых на справедливое судебное разбирательство. Сейчас в Ленинском суде Кирова идет повторный судебный процесс. В первый день слушаний Навальный заявил, что уверен: ему снова вынесут обвинительный приговор, чтобы лишить избирательного права.
По мнению политолога Екатерины Шульман, именно его исход станет "отправной точкой" дальнейшей политической судьбы Алексея Навального:
– Время заявления Навального практически идеально. Оно пока направлено не столько на 2018 год, сколько на нынешний момент. Во-первых, это влияет на всю ситуацию вокруг второго процесса по делу "Кировлеса". Во-вторых, это влияет на расклады и размышления, которые происходят сейчас в обновленном руководстве администрации президента. В-третьих, это очень хорошо ложится на приходящие социологические данные об изменении в настроениях россиян, в их отношении к государственным структурам, в том числе и к персональному воплощению верховной власти. До 2018 года еще довольно далеко, мы про эти выборы ничего не знаем: ни про их сроки, ни про линейку кандидатов, ничего. Но уже сейчас, благодаря этому заявлению, любое решение по делу "Кировлеса-2" будет выглядеть ответом именно на него: либо разрешением, либо запретом участвовать кандидату Навальному в президентских выборах. И новое политическое руководство администрации тоже ставится в ситуацию, когда уже они не столько выбирают из многих возможных сценариев, сколько вынуждены иметь дело с тем, что уже один кандидат, причем очень привлекающий внимание, у них появился. Соответственно, они становятся в положение реагирующих, а не проактивных.
– Насколько было бы выгодно или невыгодно сейчас действующей власти допустить Алексея Навального на выборы?
Это есть та самая игра на опережение, о которой мы часто слышим, но редко ее видим
– Положительное решение по делу "Кировлеса" будет де-факто означать разрешение. Если будет другой исход, это будет выглядеть ровно противоположным образом: так решили потому, что боятся его участия. В этом и есть сила его заявления: поставить другую сторону, которая гораздо сильнее тебя и обладает неизмеримо большими ресурсами, в ситуацию, когда она реагирует на твои шаги, а не ты реагируешь на ее шаги. Это вот и есть та самая игра на опережение, о которой мы часто слышим, но редко ее видим. До 2018 года еще далеко, а политическая жизнь происходит уже прямо сейчас.
Известно, что один из сценариев проведения предвыборной кампании, который рассматривает администрация, – это борьба с реальным конкурентом. То есть не с теми людьми, которые у нас по 20 лет баллотируются в президенты, а с кем-то, кто действительно представляет некий новый общественный вопрос. Это одновременно возможность повысить явку и довольно большой риск. Потому что если ты участвуешь в настоящей выборной кампании, то у тебя появляются некие риски. Не то что бы прямой риск проиграть, но риск получить такой результат, который очень сильно легитимизирует другого участника. В общем, это некое масштабирование на федеральный уровень истории с мэрскими выборами 2013 года. Тут много сходства: и уголовное дело, и метания по поводу окончательного судебного решения, и общественная реакция, и ожидания, что кандидат наберет 5 процентов, в то время как он становится вторым и ставит действующую власть перед риском второго тура, – заключает Екатерина Шульман.
В 2013 году Алексей Навальный участвовал в выборах мэра Москвы и набрал, по официальным данным, около 30% голосов избирателей. Его кампания стала возможной, поскольку приговор по делу "Кировлеса" к тому моменту еще не вступил в силу (это произошло в октябре 2013 года).
По мнению политолога, профессора МГИМО Валерия Соловья, основатель Фонда борьбы с коррупцией – человек, способный объединить оппозицию и победить любого кандидата, включая Владимира Путина:
Сейчас его шансы выиграть президентские выборы уже не нулевые, он может победить любого кандидата, и даже Владимира Владимировича Путина
– Навальный является наиболее проходным кандидатом от оппозиции, человеком, способным консолидировать оппозицию, получить поддержку широких слоев общества. Более того, я скажу, что сейчас его настоящие шансы выиграть президентские выборы уже не нулевые, он может победить любого кандидата, и даже Владимира Владимировича Путина. Еще раз подчеркну: его шансы не нулевые. Он способен перетянуть на свою сторону население крупных городов, а население крупных городов в данном случае может оказаться решающим фактором – как во время выборов, так и в том, что может происходить после выборов. И наконец, то, что он сделал свое заявление именно сейчас, в этом есть и тактический расчет – он хочет защититься от нежелательного развития нового судебного процесса в Кирове. Он показывает городу и миру, что процесс против него носит исключительно политический характер, мотивирован политикой. Мне кажется, что тактически он чуть-чуть поздно выступил, надо было выступить до процесса – через 2–3 дня после того, как был вердикт Верховного суда. И за неделю до послания президента Федеральному собранию Навальному стоило выступить с этим заявлением, созвать пресс-конференцию, и это было бы центральным событием внутренней российской повестки. Тем не менее, он это сделал, назад хода уже нет, и я думаю, что это сигнал для очень многих, важный сигнал.
– Кому это сигнал и о чем?
– Естественно, власти, но в первую очередь – разрозненной оппозиции, у которой сейчас появляется шанс объединиться вокруг единого кандидата. И во-вторых, это сигнал для недовольных элитных группировок, как в России, так и вне пределов Российской Федерации, для российских фактически бизнес-эмигрантов. Кампания может стоить очень недорого, но ее можно провести крайне эффективно и добиться очень высокого результата, неожиданно высокого. Я знаю, что я говорю, потому что предварительные оценки уже были сделаны, и сделаны не только в Российской Федерации, но и за ее пределами. Навальный – избираемый кандидат.
Навальный – это фактор, который нельзя проигнорировать
– С вашей точки зрения, его допустят до выборов?
– В России всегда оттягивают с такими решениями до последнего. Тем более что подобное решение должно приниматься на очень высоком уровне. Навальный – это фактор, который нельзя проигнорировать. Ситуация может развиваться по-разному в следующем году, и я бы не сказал, что все будет развиваться так, как расписано Кремлем, это совсем не гарантированно, – заключил Валерий Соловей.
Выдвижение Алексея Навального поддержит Михаил Ходорковский. Об этом заявили прессе представители бывшего владельца компании ЮКОС.
По закону основатель ФБК может участвовать в выборах в качестве кандидата от одной из зарегистрированных Минюстом партий либо как самовыдвиженец. В этом случае Навальному необходимо будет собрать группу избирателей, состоящую минимум из 500 человек и собрать не менее 300 тысяч подписей сторонников.