«Будьте реалистами - требуйте невозможного» - один из лозунгов Красного мая-1968. Парижские студенты вряд ли могли себе представить, что через полвека кто-то, сохраняя серьезное выражение лица, спасет курицу и скажет: "Потребители продуктов животного происхождения должны быть привлечены к ответственности". Но именно так и поступил обладатель награды имени Мартина Лютера Кинга – 2014 и один из идеологов "Пустых клеток", веган Мартин Смедьебак.
Сначала "Пустые клетки" провели серию открытых освобождений разных животных – свиней, рыбы, кур. Они забирали животных, оставляли банку веганского печенья, письменные извинения перед фермером и манифест о недопустимости насилия против животных других видов. Затем активисты самостоятельно сообщали о произошедшем в полицию. Зоозащитники добились своего – акции "Пустых клеток" привлекли внимание общества к нарушениям прав животных в Швеции и других странах.
В августе 2015 года "Клетки" освободили восемь куриц. А весной 2016 года Смедьебак лишился из-за этого свободы: "Я был приговорен к месяцу тюремного заключения за то, что спас жизнь восьми индивидов… Если бы мы не спасли кур, они были бы убиты… Не странно ли, что вы проводите жизнь в тюрьме, если убиваете людей, но убийство животных можно осуществлять безнаказанно?"
В тюрьме – с середины марта до середины апреля – Мартин продолжал зоозащитную работу – писал статьи, встречался с посетителями, передавал сообщения для социальных сетей и, судя по всему, разрабатывал планы новых акций. Оказавшись на свободе, он продолжал свою социальную активность: в июле "Пустые клетки" унесли с фермы четырех индюшек – Бриджет, Лизу, Сив и Уллу.
Затем в свет вышла книга, в подготовке которой Мартин принимал деятельное участие, – "Холокост животных" Пелле Стриндлунда и Хенрика Вига. В книге доказывается, что идеи, которые нацисты использовали для геноцида евреев, идентичны тем, которые теперь используются для оправдания промышленного животноводства, говорится, что ресурсное отношение к людям было ядром нацистской ментальности.
Есть ли у вас привычка подводить итоги года? Мартин Смедьебак был вынужден подвести итоги и рассказать о них публично, потому что весь уходящий год он занимался персональным краудфандинг-проектом "Один год (борьбы за права) для животных". 124 раза Мартин публиковал тексты о правах животных в средствах массовой информации и 27 раз – зоозащитное видео на своем канале в YouTube. Смедьебак вовлек тысячи людей в веганский пищевой коуч-проект Veganutmaningen: была создана специальная группа в Facebook, в которой люди, привыкавшие к веганской диете, могли получить советы.
На Международной конференции по защите прав животных в Люксембурге Смедьебак прочитал лекцию "Гражданское неповиновение для животных". Около бойни Tulip Meats в британском городе Эштон Мартин проводил воркшоп "Как говорить с мясоедами". На рождественском фестивале в Осло Смедьебак выступил с лекцией "Почему мы любим собак, едим свиней и носим шкуры коров". Я присутствовала на этой лекции. Желающим послушать Мартина не хватило места – в аудитории студенческого общества поместилось всего двести человек. Люди сидели на лестницах, на полу, толпились у дверей. О чем же говорил веган?
Прежде всего – о методах, с помощью которых всеядные люди преодолевают когнитивный диссонанс. С одной стороны, никому не хочется причинять страдания животным, с другой – животных принято употреблять в пищу. Люди не могут жить в состоянии когнитивного диссонанса: кто-то перестает есть мясо, кто-то использует психологические механизмы – отрицание реальности, оправдание своих поступков и искажение фактов. Но отрицать получается только первое время. Радикальные зоозащитники неоднократно пробирались на фермы, снимали шокирующе видео, начинали дискуссии о реальной ситуации с отношением к животным в индустрии. Мартин показал отрывок из нового фильма Djurfabriken, фильма о том, что животные переносят чудовищные страдания даже в такой развитой и благополучной стране, как Швеция.
Федерация фермеров Швеции, равно как международное мясо-молочное лобби, прикладывает много усилий, чтобы скрыть от общественности отрицательное влияние промышленного животноводства на окружающую среду и на здоровье людей. Однако в медиа попадает все больше и больше информации. Еще в 2006 году в докладе ООН Lifestock’s long shadow говорилось о том, что на животноводство приходится 18% выбросов парниковых газов – больше, чем от всего транспорта на планете. Документальный фильм о разрушительном влиянии животноводства на окружающую среду "Скотозаговор" посмотрели миллионы людей по всему миру. В 2015 году вышла новая редакция этого фильма, которую продюсировал Леонардо ди Каприо.
Раньше нормальным для большинства считались убийства, войны и насилие над женщинами
Важной связанной с животноводством проблемой, которую игнорирует мировое сообщество, является проблема мирового голода. Миллиард человек на планете недоедает, 70% сельскохозяйственных земель заняты под животноводство, несмотря на то что растительные фермы могли бы производить на тех же землях в 10–20 раз больше продуктов питания. Когда информации об отрицательных факторах животноводства становится так много, что уже невозможно опровергать ее реальность, в ход идут оправдания – все на "н": нормально, натурально, необходимо.
Мартин рассказал, что в детстве сам был мясоедом, потому что не знал, что у него есть выбор. Он не думал, правильно это или нет – употреблять в пищу животных. Но то, что считается нормальным, не обязательно является правильным. Раньше нормальным для большинства считались убийства, войны и насилие над женщинами. Кстати, насилие над женщинами теснее, чем это принято считать, связано с мясоедением. В обществах, где существует гендерное неравенство, особенно широко распространено стереотипное мнение о связи "мужественности" и мясоедения. Мартин продемонстрировал удивительный рекламный ролик Am Man компании Burger King.
Рекламная история начинается в кафе: мужчина сидит напротив женщины, на их столе почти пустые тарелки. Мужчина встает и начинает петь "Я мужчина, я не могу есть цыплячью еду". Присоединяется хор мужчин, все они поют о мясе. Из Burger King выбегают мужчины с бутербродами, толпа разрастается, идет вдоль по улице, из окон разворачиваются транспаранты "Ешь это мясо" и "Я мужчина". Мужчины демонстрируют силу – что-то разбивают, напрягают бицепсы, толкают друг друга, и, пародируя феминисток, сжигают белье в мусорном баке. К демонстрации присоединяется водитель – он счастлив обменять свою машину на бургер. Машину сбрасывают с моста, она попадает в кузов стоязего под мостом грузовика. Силач, обмотанный цепями, тянет грузовик, потому что женщина в розовой одежде несет перед ним бургер на лопате. Стоящая на мосту толпа скандирует "Я мужчина" – и все поднимают над головами руки с бургерами. Во время просмотра ролика зрители смеялись, но это была норвежская аудитория, для которой гендерная дискриминация является признаком глубокой неадекватности, ненормальности. Вполне возможно, что русскоязычные зрители не увидят в рекламе никаких противоречий.
В Швеции депутаты нескольких муниципалитетов проголосовали за то, чтобы провести один школьный день без мяса. Однако активисты Ассоциации шведских фермеров в этот день раздавали у входов в школы бесплатные гамбургеры. Организатор акции Ловиса Нурберг заявила: "Мы просто хотим, чтобы дети получали правильное питание ежедневно. Это особенно важно для девочек, которые растут, занимаются спортом и хотят быть привлекательными". Это высказывание о связи женской привлекательности и мясоедения вызвало резкую критику в шведских средствах массовой информации.
Мартин Смедьебак говорит: да, люди всегда ели мясо, но это обстоятельство не является сильным аргументом – если что-то существует долго или всегда, оно не обязательно является правильным. Мнение о том, что "веганы не получают всех необходимых питательных веществ", опровергается медицинскими исследованиями. Веганская диета является более здоровой, чем смешанная. Наоборот, появляется все больше свидетельств того, что мясоедение плохо влияет на здоровье. В 2002 году медицинский факультет Гарвардского университета провел большое исследование о влиянии мяса на здоровье. За здоровьем 120 тысяч человек наблюдали в течение 25 лет, и результаты этих наблюдений показали: регулярное употребление красного мяса, особенно обработанных мясных продуктов (колбас, сосисок), вносит значительный вклад в статистику преждевременной смерти. Мнение о том, что для развития силы и мускулатуры требуется мясо, также опровергнуто. Немец армянского происхождения Патрик Бабумян – вегетарианец с 2005 года и веган с 2011-го, установил в 2015 году мировой рекорд в yoke-walk, атлетической дисциплине для самых сильных: он в течение 28 секунд переносил на плечах груз весом в 560 килограммов.
Есть признаки того, что отношение людей к мясоедению в разных странах мира меняется. В начале 2014 года в Швеции основана Партия защитников прав животных. Такие партии существуют в Канаде, США, Швейцарии, Нидерландах, Австралии, Финляндии, Германии, Италии, Португалии, Испании, Швеции, Турции, Великобритании, на Кипре. Все большее распространение получают представления о недопустимости вегефобии и фобии благополучия животных. В десятках городов мира (Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Торонто, Прага, София) проходят тысячные международные демонстрации вегетарианцев и веганов – Вегги-прайды. На этих демонстрациях активисты требуют отказа от поедания животных, заявляют о том, что животные являются жертвами, утверждают этический образ жизни и выступают против стигматизации вегетарианцев. Еще больше гостей – десятки тысяч – приходит на вегетарианские фестивали (например, на передвижную европейскую ярмарку VeggieWorld). Число веганов и фирм, производящих веганские товары, растет. Министерства здравоохранения развитых стран делают заявления о том, что веганство – стиль жизни, допустимый для взрослых и детей. К борьбе за освобождение животных подключились политики и звезды шоу-бизнеса. Помните композицию Don’t speak I know just what you’re saying, апельсиновые деревья и бас-гитариста Тони Кэнела, для которого пела Гвен Стефани? Тони и другие знаменитости поддерживают международный проект Animal Equality. Вы можете увидеть фотографию Тони на главной странице сайта ianimal360.com, отсюда же начинается чудовищная экскурсия по фабрикам смерти. На фестивале в Осло был стенд с очками виртуальной реальности от Animal Equality. Я не смогла заставить себя посмотреть, а вы решились бы?
Еще десять лет назад невозможно было предсказать подобного развития ситуации – движение защиты прав животных было абсолютно маргинальным. Однако непримиримость, нежелание идти на компромиссы, требования "невозможного" сделали свое дело – и мир переменился.
Любава Малышева – гражданский активист, фотограф-документалист, живет в норвежском городе Берген