Ссылки для упрощенного доступа

Переезд СПбГУ – необходимость или афера?


Коридор здания Двенадцати коллегий СПбГУ
Коридор здания Двенадцати коллегий СПбГУ

Петербургский университет переедет в Ленинградскую область?

Активисты петербургского отделения организации "Трансперенси Интернешнл Россия" опубликовали доклад, в котором привели данные о том, сколько средств было потрачено с 2007 года на реконструкцию, реставрацию старых и строительство новых зданий Санкт-Петербургского государственного университета.

Эта сумма, по подсчетам докладчиков, составила более 16 миллиардов рублей. Пикантность ситуации заключается в следующем: летом этого года ректор СПбГУ Николай Кропачев объявил, что университет готовится к переезду из Петербурга в Ленинградскую область, под Гатчину, где будет построен кампус. Кому достанутся отремонтированные и построенные за 16 миллиардов рублей здания?

В состав попечительского совета СПбГУ входят люди, имевшие опыт перевода государственной собственности в частные руки. По мнению авторы доклада, можно предположить, что дорогостоящая реставрация и переезд университета – часть потенциальной схемы по обогащению людей, близких к его нынешнему руководству, тем более что в Петербурге, как недавно выяснили журналисты из газеты "Деловой Петербург", система перевода зданий и земель от вуза к нужным фирмам уже была отработана ректором Горного института Владимиром Литвиненко.

В состав попечительского совета СПбГУ входят люди, имевшие опыт перевода государственной собственности в частные руки

Сегодня мы в гостях у авторов доклада, семейной пары, руководителя петербургского отделения организации "Трансперенси Интернешнл Россия" Дмитрия Сухарева и аналитика этого отделения Катерины Сухаревой.

– Почему вы решили провести расследование именно на эту тему? У вас, как и у многих, вызвала недоумение объявленная концепция переезда университета из Петербурга?

– Прежде всего, само место, которое предназначалось для переезда (а это деревня Верево Гатчинского района), представляет собой чистое поле. Нам все это показалось достаточно странным, тем более что петербургский университет – это старейший университет страны, а здания, в которых он сейчас находится, были построены еще в начале XVIII века, откуда и ведется летоисчисление этого вуза. Все это показалось нам, мягко говоря, странным.

Кроме того, до сих пор нет точной информации о количестве зданий, которые находятся в ведении университета. Кто-то говорит: 300 зданий, кто-то – 400. На самом деле их число никому не известно, а на сайте Росимущества такой информации нет. Но есть сайт Госзакупок, по которому мы можем проследить всю судьбу денег, потраченных на реставрацию, реконструкцию, ремонт и проектирование новых зданий университета. Мы, сталкиваясь с этими контрактами, задумались: а почему бы не подсчитать, сколько всего денег было потрачено и не были ли эти деньги потрачены просто впустую? Ведь сейчас эти здания реставрируются, реконструируются, а потом – раз, и передаются кому-то, продаются. Например, ансамбль Смольного собора планируется передать РПЦ.

До сих пор нет точной информации о количестве зданий, которые находятся в ведении университета

Мы начали смотреть, искать и в результате пришли к достаточно интересным выводам. Решение о переводе университета и создании единого кампуса стоимостью 50 миллиардов рублей (а это дороже, чем строительство стадиона "Зенит-Арена") показалось нам несколько странным. С другой стороны, если подсчитать стоимость этих 300–400 объектов недвижимости, которые находятся под управлением университета, то там сумма больше пятидесяти миллиардов рублей. Как вообще можно оценить здание Двенадцати коллегий или здание дворца Петра? Я не думаю, что их можно оценить в какой-то цифре. Это первые здания, которые были построены в Петербурге, и их передача частным лицам будет выглядеть, мягко говоря, странно.

Уже завершая это расследование, мы думали, каким заинтересованным лицам отослать обращение, чтобы они нам рассказали о целесообразности переноса университета. Естественно, мы сразу обратили внимание на то, что Дмитрий Медведев, который является выпускником университета, как председатель правительства является тем человеком, который принимает решения относительно этого вуза, потому что СПбГУ, как и Московский университет, в соответствии с законом не подчиняется Министерству образования, а подчиняется непосредственно Правительству РФ.

Дмитрий Медведев, который является выпускником университета, принимает решения относительно этого вуза

Мы решили посмотреть, кто находится в попечительском совете СПбГУ и, возможно, отослать им наши обращения. Но когда мы увидели состав этого попечительского совета, риторический вопрос, который мы себе задавали: а кому же достанутся здания после переезда университета, – стал немножко проясняться. В числе людей, входящих в этот совет, мы увидели, например, Андрея Якунина, который "прославился" тем, что выводил в частную собственность здания, принадлежащие РЖД, строил гостиницы и так далее. И у нас возникли оправданные опасения относительно этих зданий. Не будет ли в здании Двенадцати коллегий размещена какая-нибудь частная гостиница?

Дополняет Катерина Сухарева:

Очень хотелось бы, чтобы эти здания продолжали оставаться в государственной собственности

– Я немного поправлю Дмитрия. Ректор СПбГУ Николай Кропачев, судя по материалам, собранным журналистами газеты "Деловой Петербург", собирается сдать в аренду или продать все здания, принадлежащие университету, кроме здания Двенадцати коллегий. Но, кроме этого здания, существует множество зданий с не менее богатой историей. Это и здание дворца Петра II, и недавно переданный комплекс зданий Кадетского корпуса, который находится рядом на Васильевском острове, дворец графов Бобринских на Галерной улице и множество других, которые представляют историческую ценность. И очень хотелось бы, чтобы эти здания продолжали оставаться в государственной собственности, продолжали оставаться у СПбГУ. Для петербуржцев история с переездом его в Ленинградскую область – сумасшедшая история.

Дмитрий и Катерина Сухаревы
Дмитрий и Катерина Сухаревы

– Еще в 2008 году только что назначенному ректору Университета Николаю Кропачеву удалось забрать всю недвижимость университета (а это более 670 тысяч квадратных метров) у Смольного и перевести ее в федеральную собственность, причем это было вызвано его конфликтом с Валентиной Матвиенко, тогдашним губернатором Санкт-Петербурга. Дмитрий, вы в курсе этой истории?

Здания всех университетов находятся в федеральной собственности

– Здания всех университетов, не только СПбГУ, находятся в федеральной собственности. У государственных университетов нет ни собственных зданий, ни собственной земли. А у Матвиенко и Кропачева был скандал, ссора, связанная с его позицией в то время, когда он был председателем Уставного суда Санкт-Петербурга. Уставный суд принял ряд решений относительно состава правительства города, что не устроило Матвиенко. Кропачеву пришлось уйти из Уставного суда на должность доцента СПбГУ, после чего он был назначен ректором.

– Идея создания единого кампуса университета под Петербургом существует уже давно. Но только совсем недавно, 18 октября, распоряжением премьера Дмитрия Медведева была создана межведомственная рабочая группа под руководством министра экономического развития Алексея Улюкаева для проработки предложений по созданию и размещению единого университетского городка Санкт-Петербургского университета. Так кто же сегодня лоббирует этот проект переезда?

– Идея единого кампуса, действительно, существует давно. И именно под эту идею и были переданы СПбГУ здания, ранее принадлежавшие Первому кадетскому корпусу (а на момент передачи они принадлежали Минобороны). В то время министром обороны был Анатолий Сердюков, который и передал СПбГУ эти здания в рамках создания единого кампуса для того, чтобы Университет был в одном и том же месте. Кроме того, есть контракт на проектирование новых общежитий на Васильевском острове, на территории намыва, и стоимость этого контракта – 100 миллионов рублей. То есть идея о том, что СПбГУ будет располагаться в едином месте, в центре Санкт-Петербурга на Васильевском острове, никуда не делась.

Вдруг откуда-то появилась идея о переезде университета в Ленинградскую область, в чистое поле, где нет никаких коммуникаций

И лишь после того, как начали строить, реставрировать и реконструировать все эти здания, вдруг откуда-то появилась идея о переезде университета в Ленинградскую область, в чистое поле, где нет никаких коммуникаций. Там нет даже газа, нет нормальных подъездных путей, нет ничего! И эта идея о переводе университета, с моей точки зрения, была пролоббирована людьми, которые впоследствии просто заберут себе все эти прекрасные здания в центре Петербурга, как-то их переоборудуют и перепрофилируют. Вся эта идея о переезде придумана именно для этого.

– Давайте рассмотрим некоторые объекты университета, которые привлекли ваше самое пристальное внимание, когда вы готовили свой доклад. Это, прежде всего, здание Двенадцати коллегий. На реставрацию этого здания Министерство культуры в 2015 году выделило 700 миллионов рублей. И эти средства освоила известная компания "Балтстрой", основатель которой Дмитрий Михальченко сейчас арестован и с марта содержится в Лефортово. Арестован и курировавший эту реставрацию от Министерства культуры Олег Иванов.

– В случае со зданием Двенадцати коллегий (а это памятник федерального значения, и его реставрацией занималось Министерство культуры) всю документацию этих работ подписывал именно Олег Иванов. С компанией "Балтстрой" был заключен контракт, и когда мы стали изучать сметы и попытались понять, куда были потрачены деньги, просто волосы встали дыбом. Например, стоимость реставрации одного окна (а их там примерно 600) составляла от 350 тысяч до 400 тысяч рублей. Оно, конечно, деревянное, красивое, старое, но 400 тысяч? Стоимость погонного метра забора – 180 тысяч рублей. А ведь это не золотой, не платиновый, а обычный металлический забор. И так далее...

Сметы, которые фигурируют в контрактах, сильно завышены

Мы видим, что сметы, которые фигурируют в этих контрактах, сильно завышены. Более того, два раза проводилась реставрация одних и тех же фасадов, два раза были проведены одни и те же работы, и оплачивались они тоже дважды.

Это, собственно, те факты, с которыми мы обращаемся в ФСБ, которая сейчас ведет дело "Балтстроя" и Министерства культуры, с просьбой приобщить найденные нами материалы к существующему уголовному делу. Также мы обращаемся в Контрольно-счетную палату для того, чтобы они провели аудит по всем реставрационным работам, сделанным Министерством культуры в СПбГУ. Мы видим определенную тенденцию. При проведении таких конкурсов, при осваивании этих денег происходит что-то странное: завышенные сметы, стоимости работ. Естественно, это требует оценки аудиторов, которые получат доступ ко всем документам.

Результаты реставрации "Михайловской дачи" вызывают вопросы
Результаты реставрации "Михайловской дачи" вызывают вопросы

– Компания Дмитрия Михальченко "Балтстрой", как явствует из вашего доклада, реставрировала еще несколько объектов университета – дворец Петра Второго (филологический факультет) за 162 миллиона рублей, корпус для игры в мяч (кафедра физической культуры) за 73 миллиона рублей, Новобиржевой Гостиный двор (институт истории университета) за 101 миллион, ректорский флигель за 18 миллионов. Компания"Балтстрой" – такой монополист?

Стоимость реставрации одного окна (а их там примерно 600) составляла от 350 тысяч до 400 тысяч рублей

– Мы показали на примере СПбГУ, насколько "Балтстрой" был монополистом. Мы все помним времена десятилетней давности, когда монополистом была фирма "Интарсия", которая реставрировала все знаковые объекты культуры. Сейчас таким монополистом стал "Балтстрой". Эта фирма присутствует везде, где есть большие деньги. Например, "Балтстрой" реставрирует здание на Котельнической набережной в Москве, в котором располагается квартира Шувалова и других чиновников.

– Другой объект, который привлек ваше пристальное внимание: около трех миллиардов рублей ушло на строительство и выборочный капитальный ремонт имущественного фонда университета в Петергофе. Там находятся четыре естественно-научных факультета, несколько НИИ и общежития. Катерина, расскажите об этом.

– В Петергофе есть учебно-научный комплекс СПбГУ и отдельно стоящая "Михайловская дача", новый кампус университета, в котором расположилась сейчас Высшая школа менеджмента. Несколько лет назад университету передали несколько зданий дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" под Петергофом, и университет их реконструировал. Я не специалист в области строительства и реставрации, но я убеждена, что сейчас облик этого места совершенно разрушен.

Облик этого места совершенно разрушен

Сейчас университет отреставрировал несколько зданий, в которых и расположилась Высшая школа менеджмента – не все здания, некоторые так и остались стоять в лесу, не подключенные к коммуникациям. И рядом с одним из главных корпусов там сейчас понастроили очень много зданий из стекла и бетона. Со стороны это смотрится совершенно ужасно.

– А куда пошли эти почти три миллиарда рублей?

– На капитальное строительство новых зданий, на учебно-научный комплекс в самом Петергофе. А на саму реконструкцию и строительство комплекса "Михайловская дача" ушло более десяти миллиардов рублей. Ансамбль сейчас фактически разрушен. Весь парк разделен длинным забором на две части. С одной стороны – университет, с другой – эти несколько зданий, которые частично отреставрированы, но стоят с заколоченными окнами в лесу, – свидетельствует Катерина Сухарева.

Я перечислю, что входило в этот ныне разрушенный дворцово-парковый ансамбль, в котором из 26 объектов было 24 объекта федерального значения. В объекты федерального значения входили: дворец великого князя Михаила Николаевича, конюшенный корпус, гофмейстерский и кухонный корпуса, парк, оранжерея, пруды, семь мостов, плотина.

Главное преступление, которое сейчас совершается, – разрушение единого архитектурно-ландшафтного ансамбля уплотнительной застройкой

Еще три года назад известный петербургский журналист Михаил Золотоносов бил тревогу по поводу судьбы дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача". Вот цитата: "Главное преступление, которое сейчас совершается, – разрушение единого архитектурно-ландшафтного ансамбля уплотнительной застройкой, буквальная урбанизация парка. А так называемое "приспособление" этого объекта культурного наследия под "загородный университетский кампус" – Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского университета – означает уничтожение объекта, который должны были охранять".

– Катерина, как выглядит сейчас дворец великого князя Михаила Николаевича и сам парк?

Парк находится в ужасном состоянии

– Дворец совсем никак не реставрировался. Он продолжает ветшать, и смотреть на это со стороны страшно. Парк находится в ужасном состоянии. Там сломано огромное количество деревьев, и назвать это место парком сейчас очень трудно.

Здания СПГбУ в Петергофе
Здания СПГбУ в Петергофе

Дополнение Дмитрия Сухарева:

– Это сейчас типичная стройка. Можно себе представить парк в центре Петергофа, в котором строят здание из стекла и бетона или подземный бизнес-центр с каким-нибудь куполом, который заслонит дворцы.

– Не менее интересная ситуация складывается со Смольным монастырем, где располагаются факультеты социологии, политологии и международных отношений университета. На ремонт этих помещений еще в мае был выделен 31 миллион рублей. Там ведь, кажется, вообще удивительная ситуация?

Это неправильно, когда государство оплачивает нужды РПЦ, отделенной от государства

– Особую пикантность этой ситуации придает тот факт, что деньги на ремонт были выделены уже после того, как ректор Николай Кропачев заявил о том, что он готов передать эти здания РПЦ. Простите, а что вы там собираетесь ремонтировать, если там будут новые хозяева? Это очень большой вопрос, потому что у СПбГУ огромное количество зданий, которые нуждаются в ремонте, находятся в аварийном состоянии, и ремонтировать здание, которое, как уже стало известно, будут передавать новому хозяину, мне кажется нелогичным. Это неправильно, когда государство оплачивает нужды кого бы то ни было, а тем более РПЦ, отделенной от государства.

– Катерина, вы можете объяснить, каким образом можно осуществить эту схему "по обогащению людей, близких к нынешнему руководству Санкт-Петербургского государственного университета", как вы пишете в докладе? Ведь объекты недвижимости университета – это федеральная собственность, да и для переезда университета требуется не менее 50 миллиардов рублей…

– Буквально неделю назад журналисты газеты "Деловой Петербург" написали о том, как имущество Горного университета стоимостью семь миллиардов рублей его ректор Литвиненко фактически передал фирмам, аффилированным с его родственниками.

Такой пример у нас в Петербурге уже есть. И конечно, мы как петербуржцы очень переживаем и за имущество СПбГУ.

Дмитрий Сухарев:

Для переезда университета требуется не менее 50 миллиардов рублей

– Этих 50 миллиардов у университета нет, и взять их ему неоткуда, кроме как продав свои здания. Здесь возникает очень большой вопрос: кто выступит покупателем, насколько эти покупатели будут аффилированы с теми людьми, которые управляют всем этим переездом?

Если мы посмотрим, кому в итоге достались здания Горного университета, то увидим, что сделки были заключены между родственниками. А когда заключаются подобные сделки, государство теряет здание и не получает взамен ничего, и получается, что в выигрыше оказываются те люди, которые продают и покупают эти здания. С СПбГУ может произойти такая же история. Будут быстро найдены какие-то покупатели, аукцион пройдет так, чтобы никто ничего не заподозрил, и в итоге государство потеряет эти здания, – сказал в интервью Радио Свобода Дмитрий Сухарев, руководитель петербургского отделения "Трансперенси Интернешнл Россия".

XS
SM
MD
LG