Ссылки для упрощенного доступа

Российская нация или советский народ?


Вчера Фейсбук оказался взбудоражен словами Владимира Путина, сказанными на заседании Совета по межнациональным отношениям.

Что любопытно, сказанными почти между делом, уже в самом конце заседания:

Но что точно совершенно можно и нужно реализовывать, прямо над этим нужно подумать и в практическом плане начать работать, – это закон о российской нации. Вячеслав Александрович предложил нашу Стратегию, которую мы вместе с вами вырабатывали, преобразовывать, только над этим нужно поработать тоже как следует.

И Владимир Юрьевич, по‑моему, предложил провести Год единства российской нации. Мне кажется, хорошее могло бы быть мероприятие с привлечением всех, кто собрался сегодня здесь, в этом зале, для того чтобы мы вместе с вами поработали. Только выбрать нужно год. У нас уже какие‑то планы есть по годам, нужно, чтобы одни мероприятия не накладывались на другие. Это могло бы быть очень большим знаковым, консолидирующим событием, которое коснулось бы практически каждого этноса, каждого народа, который проживает в России.

Иван Курилла:

А есть ли прецеденты таких законов?
Можно ли законодательствовать в этой области? (Или это все же сфера науки?)

Александр Коляндр:

Означает ли закон о Российской нации необходимость переписать третью статью конституции?
Означает ли это, что если есть нация, должен быть и отец нации?
Означает ли это, что есть ещё один повод думать о грядущих неожиданностях?

Александр Коммари:

- Ты, пацанчик, с какой нации будешь?

- С российской.

Олег Козырев:

какие новости о российской нации? уже известно, кого туда возьмут, а кого нет? сколько собирать документов и куда сдавать?

Глеб Черкасов:

Все-таки с иными друзьями и врагов не нужно
"Закон всегда является отражением наиболее значимых ценностных смыслов общества. Единство российской нации - это самое главное историческое достояние и преимущество России", - сказала Яровая журналистам в понедельник, комментируя предложение.

Дмитрий Бутрин:

(все не то, не так и не тем местом воткнуто)

нужен закон о русской душе.
потом закон о бабьей доле.
а затем закон о двух железных шариках в поддержку развития промышленности.

Интересно, что разные люди поняли Путина совершенно по-разному. Часть комментаторов видит в его словах чистую "русофобию".

Станислав Яковлев:

Итог четырехлетних экспериментов с русским миром: русских решили от греха подальше вовсе отменить.

В принципе, разумное решение.

Эрик Лобах:

Что это за ахинея с "российской нацией"?!

Мне сейчас только сказали. Кто так омерзительно троллит русских - и зачем? Путин - пьян?!! Я просто не знаю - где это сказано было и зачем (в каком контексте).

Андрей Разумовский:

Большего "подарка" к 4 ноября от российского националиста Путина представить трудно.

А что в этом, собственно, удивительного?

Запрос на создание политической нации, а соответственно, на политический национализм в обществе есть...

Бороться с внешними и внутренними угрозами, а также закручивать гайки - нужно...

Короче, просили нацию и национализм - жрите.

Только не подавитесь, ибо главными националистами в стране отныне будут Путин, Кадыров, братья Ротенберги, Шойгу, Лавров, Сурков, Кириенко и прочие Абрамовичи, главной партией националистов - Единая Россия, главными символами - Иван Грозный, Иосиф Сталин и Ахмат Кадыров.

В общем, с наступающим Российским Маршем, товарищи!
Ура!

Борис Цейтлин:

Полистайте российский список Форбс. Включите трансляцию заседания Госдумы и посмотрите на лица депутатов. Вглядитесь в честные глаза полковника Захарченко и прочих держателей ментовских и чекистских общаков. А теперь попытайтесь вообразить, что ВЫ и ОНИ - это единое сообщество, обладающее суверенитетом в пределах границ РФ. Или представьте, что ВЫ и ОНИ - есть "множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству". Иными словами, попробуйте поверить в существование российской нации. Не получается? Тогда представьте, что ОНИ хотят, чтобы ВЫ поверили. Как они поступят? Поделятся с народом властью и богатством, подчинят свои интересы общему благу? Нет, они добавят в УК статью, чтобы за отрицание "российской нации" давали двушечку.

Другие усматривают в президентской реплике неприкрытый русский фашизм.

Саша Сотник:

А вот, собс-но, и нацизм. Интересно: какие разрез глаз и цвет волос будут в тренде в лубянском Рейхе?

Александра Гармажапова:

Президент России Владимир Путин поддержал предложение о создании закона о российской нации.

Да-да. А до этого, конечно, не Кремль клепал ролики "Родине", которая призывала убрать "мусор", то есть кавказцев/мигрантов-среднеазитов с улиц Москвы.
Не Кремль стоял за БОРНом с их убийствами.
Не Кремль сутками крутил сюжеты о "понаехавших", которые только и делают, что бьют, насилуют, грабят, убивают.
Не Кремль утверждал русских, с которыми Бог, в мысли, что нерусь их объедает, обдирает и вообще не уважает.
Не Кремль, разумеется, придумал День народного единства, который стал днём русских маршей.
Не Путин хвалил Медведева, называя его "русским националистом в хорошем смысле".

Лицемеры, а.

Михаил Крутихин:

Если без шуток, то инициатива принятия закона о российской нации - очередная попытка снабдить нас национальной идеей. Глядя на волну патриотизма, поднятую путинскими патриотами (Россия вне критики, а остальные нации - <дерьмо>), понятно, что достойное название для закрепленной в законе национальной идеи - нацизм.

Линор Горалик:

Амбициозный какой мальчик. Что в детстве ни читал - все, видимо, вызывало соревновательный раж. "Это еще что - а вот я буду по-настоящему великим вором!", "Это еще что - а вот я буду по-настоящему великим гэбистом!", "Это еще что - а вот я буду по-настоящему великим милитаристом!", теперь еще и по-настоящему великим фашистом хочет быть, не отпускает его. Всего добьется такой мальчик.

Александр Морозов:

неужели никогда не кончится глумление дураков над нашим народом? (это я про "закон о российской нации"). неужели все-таки дойдет до того, что - русские - являясь титульной нацией де-факто (85% русских по переписи) - постыдно закрепят себя в законе в качестве титульной нации (это будет в XXI веке!). А ведь к этому дело идет. Неужели этот детсад никогда не кончится? (Склони, гордый бурят, голову перед "титульной нацией", записанной в законе! Спрячь свой золотой пистолет, дерзкий чеченец, ты - "вторичен", не-титулен... Какой же это все позор!)

Дмитрий Гудков:

«Давайте напишем закон о российской нации», – сказал президент. Несколько человек в зале сразу вскинули руки, вспомнив детскую игру «Покажи, где солнце», но поддержки не получили. Пришлось делать вид, что просто хотелось почесать в затылке у соседа.

По рядам пошли перешептывания: «А про что закон-то? Что писать?» Раздались первые звонки референтам и помощникам. «Сергей! – послышался старательно приглушенный голос из-за чьего-то портфеля. – Завтра чтобы закон у меня был, я внесу, а они пусть присоединяются. Да не знаю я, про что. Про нацию. Ну да, да, одна нация, один во… Тьфу, дурак, я тебе пошучу».

Тем временем по залу уже пищали смски и посвистывали мессенджеры: собравшиеся раздавали поручения, пытаясь успеть написать закон про нацию первыми. Общее мнение оказалось единодушным: главным в нации, безусловно, является ее Отец. Детали разнились: одни присутствующие настаивали, что в новом законе нужно прописать благоденствие нации, а кто не благоденствует – тот нацпредатель. Другие предполагали ввести статус «национального агента» и наградить им друзей и членов семьи Отца. Третьи вовремя вспомнили, что про членов семьи лучше не говорить и заменили их на патриотически настроенных байкеров. Они почему-то пришли в голову в первую очередь.

Назавтра было готово сразу три десятка законопроектов, но они оказались уже неактуальны. Президент поставил новую задачу: создать закон о земном диске, лучшую и центральную часть которого занимает Россия. Депутаты привычно выдохнули и вновь принялись набирать помощников.

Альфред Кох:

Нет, Дима. Ключевым понятием этого закона будет не "Отец нации". Этот закон пишется, чтобы прописать кто есть "враг народа".

А вот ещё одна очевидная многим аналогия.

Николай Травкин:

Затея с законом о российской нации чем то напоминает утверждение о том, что сформирована новая нация - "советский человек".

Валерий Соловей:

Ничего не забыли. Ничему не научились

Это я об идее "российской нации" - "уникальной гражданской общности ".
Была уже "новая историческая общность людей - советский народ". И вся вышла.

Как там у Ключевского: история ничему не учит, а лишь наказывает за незнание ее уроков?

Илья Лазаренко:

В общем-то неосоветизм - это в некотором смысле злая пародия на советизм. В СССР не было мыслей оформить "закон о многонациональном советском народе", то бишь советской квазинации. Эту квазинацию просто строили как могли и понимали, что палкой не загонишь, дело тонкое. Сегодняшний призыв Путина принять "закон о российской нации" - это жест отчаяния. В реальности проект "российской нации" давно провалился и теперь, как принято в России, будет воздвигнута очередная потёмкинская деревня, с подписью и печатью. "Российская нация" - это новая редакция многонационального советского народа, ухудшенная и ужатая. Любопытно, что в полном соответствии с концепцией советского фашизма (которую по моему мнению бессознательно, но последовательно реализует начальство РФ) используется термин Всероссийской фашистской партии, которая первой собственно и сформулировала понятие "российской нации": "48. Что такое российская нация?
Российская нация есть духовное единение всех русских людей на основе сознания общности исторической судьбы, общей национальной культуры, традиций и т.д. В российскую нацию, таким образом, входят не только великороссы, белорусы и малороссы, но и другие народы России: грузины, армяне, татары и т.д." (Азбука Фашизма, Харбин, 1934 г.)

Фёдор Крашенинников:

Про российскую нацию мне вспоминается даже не "советский народ", а попытка маршала Тито вывести югославов.
В итоге, несколько процентов населения (дети от смешанных браков) действительно стали считать себя югославами. Вот только потом все снова поделились на сербов, хорватов, словенцев и так далее, а югославы остались в дураках.

Кирилл Шулика:

Я вот никак в толк не могу взять, что может быть написано в законе "О российской нации".

Начнем с того, что я вообще не понимаю, как можно законом установить нацию. До такого даже советская власть со своей новой исторической общностью не додумалась. Строили ее, отчитывались, но закон не принимали.

Что такое российская нация? Означает ли это, что не будет больше никаких наций, кроме одной? Ну вот запретят все нации и всё - мы россияне, других нет. Потому что нация эта некая общность, а где общность у тувинцев и чеченцев я не понимаю. Как раз наоборот, достоинство в том, что они принадлежат к разным нациям, а живут в одном государстве.

Кстати, нация ведь может быть объединена по этническому и общественно-политическому признаку. У нас по этническому, понятное дело, не получится, значит, остается только общественно-политический. Тогда вот вопрос, а где общность-то? У чеченцев, тувинцев, бурятов есть республики, автономия и более политические широкие права, чем у русских областей. Пусть у большинства на бумаге, но все же. Означает ли это, что у каждого народа будет своя автономия и нация будет общностью этих автономий или же наоборот все автономии разгонят и будет единая нация без всяких особых статусов? Тут третьего-то в принципе быть не может.

Екатерина Макаревич:

Есть что-то метафизическое в словах "создать закон о российской нации".

Я завидую, если честно, этому персонажу современности, который верит в то, что нацию можно создать на бумаге.

Я бы могла поверить в то, что можно написать роман о нации, или нарисовать шедевральную картину, которая, как улыбка Мона Лизы будет являть для каждого зрителя свой, особенный смысл, но при этом оставаться для всех Моной Лизой. Общей в своей неповторимости.

Я могла бы ещё поверить в то, что нацию можно описать в притче, где каждое слово - ключ к раскрытию символов национальной идентичности. Но человеку придётся тогда всю жизнь разгадывать смысл.

Я даже готова поверить в то, что песня может стать символом целой нации, в которой музыка в сочетании со словами может оказывать очень сильное воздействие на слушателя, помогая рождать образы. Так же для каждого свои.

Создание нации - это творчество, которое потому и является таковым, что не подвластно описанию по частям.

Я, правда, не знаю, в какой реальности существует президент России, но предлагать создать закон о российской нации, это как если бы предложить художнику, или писателю, или философу разработать инструкцию по созданию идеального произведения искусства.

Никакую нацию нельзя прописать или создать законом. Она народом создаётся, а не чиновниками. Между людьми на улицах, а не в кабинетах, пропахших затхлостью мозгов-бюрократов.

Анатолий Несмиян:

Не стану вдаваться в теоретические рассуждения о происхождении нации. В нашем сугубо конкретном российском случае российская нация в принципе возможна - как принудительно сконструированная проектная конструкция, однако для формулирования такого проекта требуется не закон, а идеология. И время. У Путина нет ни того, ни другого. Он действует в привычном поле - достаточно принять указ о проблеме, и она станет частью решения.

Судя по всему, если за год наш президент не переобуется еще пару раз, в 17 году нас может ожидать феерический "Русский марш" с перекрасившимися в государственных националистов членов партии Единая Россия и примкнувшими к ним православно-националистическими коммунистами, эсерами и либеральными демократами. С хоругвями, балалайками, медведями и водкой. Хотя еще время есть - кто знает, может, к 4 ноября этого года и успеют.

Правда, к идеологии это имеет крайне отдаленное отношение.

Кроме того, нация - атрибут индустриального общества. Россия, уверенной поступью идущая в средневековье, строит сословно-феодальное общество, в котором национальному нет места. Тем более, искусственно сконструированному.

Сергей Худиев:

Кстати, украинский опыт очень ярко показывает, что люди, которые "объединяют нацию", на самом деле ее раскалывают - потому что у них "нация" это только те, кто ходит строем строго под их барабан, а остальные - ничтожные отщепенцы. Поскольку на самом деле ходить под их барабан и кланяться их божествам не хочет заметная часть людей, производят они, на самом деле, раскол и смуту.

Может показаться, что все просто запутались. Но нет, одно простое и понятное определение мы приберегли для самого конца.

Александр Володарский:

Русская нация - это воображаемое сообщество людей, извиняющихся перед Рамзаном Кадыровым.

XS
SM
MD
LG