Исторический репортаж Владимира Абаринова в программе "Поверх барьеров - Американский час".
Владимир Абаринов: Распад Советского Союза и образование новой демократической России в США восприняли как конец Холодной войны и начало эры всеобщего мира и процветания. Американский философ Фрэнсис Фукуяма еще в 1989 году написал эссе под заголовком «Конец истории?» - правда, с вопросительным знаком на конце. В названии его книги 1992 года вопросительный знак уже отсутствует. Однако ход российских реформ, строптивый и противоречивый характер президента Ельцина снова внушили американцам тревогу. 16 лет назад в Вашингтоне вдруг обострился русский вопрос. От демократов в президенты тогда избирался вице-президент Эл Гор. Он отвечал в администрации Билла Клинтона за отношения с Москвой, и потому положение дел в России стало удобной мишенью для атаки на него.
Гору вменяли в вину снисходительное отношение к российской коррупции, а одним из ярких проявлений этой коррупции стало объявление Россией в сентябре 1998 года дефолта по своим долгам вскоре после предоставления Москве кредита Международного валютного фонда. В октябре 2000 года на теледебатах с Гором кандидат республиканцев губернатор Техаса Джордж Буш-младший, когда его спросили об эффективности американской финансовой помощи другим странам, сказал следующее.
Джордж Буш: Я думаю, мы можем помочь. Я знаю, мы должны поощрять демократию на этих рынках. Но возьмите, например, Россию. Мы пришли в Россию, сказали: «Вот вам деньги МВФ», и они оказались в карманах Черномырдина и других, а мы делаем вид, что это и есть реформы.
Владимир Абаринов: Исполнявший тогда обязанности премьер-министра Виктор Черномырдин ужасно обиделся на Буша и даже угрожал ему судом.
Виктор Черномырдин: Время от времени находятся желающие опорочить мою репутацию. Соблазн приплести мое имя и за счет этого как-то ущемить интересы России, видимо, весьма велик. Но высказывания губернатора штата Техас – особй случай. Господин кандидат должен и обязан знать, что оскорбительные слова в адрес российских полтико могут негативно повлиять на отношения между США и Россией. То, что сегодня подчеркивают именно официальные лица в Соединенных Штатах, оно не нанесло никакого ущерба Соединенным Штатам. Тем более. Он знает, что ради своих амбиций он ставит под удар будущие отношения США и России, ядерных сверхдержав, на которых лежит особая ответственность за безопасность в мире. Именно поэтому высказывания Буша-младшего не только оскорбительны, но и опасны.
Владимир Абаринов: Но вскоре после избрания президентом Буша в американо-российских отношениях наступило потепление. Восемь лет спустя демократы критиковали уже его администрацию за мягкотелость и бесприниципность его российской политики. Вот фрагмент теледебатов двух соперников-демократов – Барака Обамы и Хиллари Клинтон. Вопросы им задает обозреватель NBC News Тим Рассерт.
Тим Рассерт: В воскресенье 2 марта в России пройдут выборы преемника президента Путина. Что мы можете мне сказать о человеке, который станет преемником г-на Путина?
Хиллари Клинтон: Я могу сказать, что это тщательно отобранный преемник. Совершенно очевидно, что он поставлен Путиным, что Путин способен его контролировать, что у него мало независимости, насколько нам известно. Так называемая оппозиция не воспользовалась возможностью вести кампанию против путинского преемника, а так называемый лидер оппозиции в основном занимался восхвалением Путина. Так что для Путина это способ сохранить власть в своих руках, и отсюда возникает вопрос, как нам взаимодействовать с Россией в дальнейшем. Я критиковала администрацию Буша за ее беспорядочную политику в отношении России. Нам необходима более реалистичная и эффективная стратегия в отношениях с Россией. Но у меня нет сомнений в том, что когда я как президент буду физически встречаться с человеком, который называется президентом, решения будет принимать Путин.
Тим Рассерт: А кто это будет? Вы знаете его имя?
Хиллари Клинтон: Мевде... Меди... Медведев. Да какая разница.
Тим Рассерт: Сенатор Обама, а вы что-нибудь знаете о нем?
Барак Обама: Думаю, сенатор Клинтон выразилась о нем точно. Он тщательно отобран Путиным. Путин дал ясно понять, что он продолжит тот же стиль руководства. Вспомните самое начало президента Буша, когда он встретился с Путиным, заглянул ему в глаза, увидел его душу и решил, что он может иметь с ним дело. В отношениях с Россией он не обращал внимания на то, что Путин, укрепляя собственную власть, душит оппозицию, что он бряцает оружием в направлении своих европейских соседей и бывших сателлитов Советского Союза. Мы не доводили до сведения г-на Путина, что мы всерьез относимся к таким вопросам, как права человека и международное сотрудничество, которые критически важны для нас. Мы должны это изменить.
Владимир Абаринов: Хиллари Клинтон заняла в кабинете Обамы пост государственного секретаря и объявила «перезагрузку» в двухсторонних отношениях. Обама и Клинтон встречались с Дмитрием Медведевым и без запинки произносили его фамилию. В 2012 году президент Обама избирался на второй срок. На одном из международных форумов он наклонился к Медведеву и, не заметив включенный микрофон, пообещал ему после выборов проявить больше гибкости, а Медведев пообещал передать это Владимиру. Соперник Обамы Митт Ромни, со своей стороны, назвал Россию главным геополитическим противником США.
Сеул, март 2012 года. Барак Обама обещает Дмитрию Медведеву проявить после выборов больше гибкости в вопросе противоракетной обороны.
Барак Обама: Губернатор Ромни, я рад, что вы признаёте угрозой Аль-Каеду, потому что несколько месяцев назад, когда вас спросили, что вы считаете крупнейшей геополитической угрозой, с какой сталкивается Америка, вы назвали Россию, а не Аль-Каеду. А вы знаете, ведь Холодная война закончилась более 20 лет назад.
Митт Ромни: Прежде всего – я назвал Россию геополитическим противником. И я не собираюсь надевать розовые очки, когда я смотрю на Россию или на г-на Путина. И я уж точно не скажу ему, что после выборов я смогу проявить бóльшую гибкость. После выборов он получит больше твердости.
Владимир Абаринов: Но так остро, как в нынешней президентской кампании, русский вопрос еще не стоял никогда. Начало положил президент Путин, одобрительно отозвавшийся о Дональде Трампе. В декабре прошлого года, когда в США еще даже не начался сезон праймериз, он назвал Трампа «ярким и талантливым человеком» и «абсолютным лидером президентской гонки». Трамп стал чуть ли не в каждом своем выступлении ссылаться на эту оценку, перевирая и преувеличивая ее, и расточать ответные похвалы Путину. При этом он запутался в своих личных отношениях с российским президентом. Вот что он говорил в мае 2014 года.
Дональд Трамп: Я владею конкурсом «Мисс Вселенная». Я был в России, в Москве, недавно, и говорил, через посредников и напрямую, с президентом Путиным, который был сама обходительность, и мы достигли потрясающего успеха.
Владимир Абаринов: В этом году он стал говорить, что не помнит, встречался ли он с Путиным.
Дональд Трамп: У меня нет никаких отношений с Путиным. Не думаю, что я когда-нибудь встречался с ним. Никогда не встречался.
Владимир Абаринов: А потом оказалось, что никаких личных контактов не было.
Дональд Трамп: Я не знаю, кто такой Путин, я никогда не встречался с ним. Он сказал обо мне одну милую вещь – что я гений. Я сказал за это большое спасибо, и этим дело кончилось. Я никогда не встречался с Путиным.
Владимир Абаринов: Когда был взломан почтовый сервер национального комитета Демократической партии, и компрометирующая партийных функционеров переписка появилась в интернете, эксперты заявили, что взлом, скорее всего, дело рук «русских хакеров», которые действовали по заданию Кремля. Именно в этот момент Дональд Трамп обратился со своим скандальным призывом к России найти послания Хиллари Клинтон, удаленные ее помощниками.
Дональд Трамп: У меня нет ничего общего с Путиным. Я никогда не говорил с ним. Я не знаю о нем ничего, кроме того, что он будет уважать меня. Нашего президента он не уважает. Ели это сделала Россия – может быть, и не она, никто этого не знает – но если это сделала Россия, это действительно плохо, но по другой причине: потому что это показывает, как мало они уважают нашу страну – они взламывают компьютеры одной из главных партий и берут оттуда все. Россия, если ты слушаешь, я надеюсь, ты сможешь отыскать 30 тысяч пропавших электронных писем! Думаю, ты будешь щедро вознаграждена нашей прессой!
Владимир Абаринов: Тем самым невоздержанный на язык кандидат республиканцев дал основания для обвинений в тайном сговоре с Москвой. В ток-шоу NBC корреспондент Мэтт Лауэр попросил его прояснить его отношение к Владимиру Путину.
Дональд Трамп: У него рейтинг 82 процента по разным опросам – в том числе, между прочим, и нашим.
Мэтт Лауэр: А еще этот парень захватил Крым, вторгся на Украину, поддерживает Асада в Сирии, поддерживает Иран, пытается подорвать наше влияние в ключевых регионах мира и, согласно нашему разведсообществу, он, возможно, главный подозреваемый во взломе компьютеров национального комитета Демократической партии.
Дональд Трамп: Никто не знает этого наверняка. Хотите, чтобы я начал перечислять, что натворил президент Обама в то же самое время?
Мэтт Лауэр: А вы хотите слушать комплименты бывшего офицера КГБ?
Дональд Трамп: Ну, я думаю, когда он назвал меня блестящим лидером – да, я принял этот комплимент. На самом деле это не дает ему никаких преимуществ. Я – переговорщик. Тот факт, что он назвал меня блестящим или как-то иначе, не будет иметь никаких последствий.
Мэтт Лауэр: Вы полагаете, что в тот день, когда вы станете президентом Соединенных Штатов, он изменит свою позицию по этим ключевым вопросам?
Дональд Трамп: Возможно. Не знаю, Мэтт. Возможно. И это не будет иметь никаких последствий. Если он говорит обо мне прекрасные вещи, я тоже буду прекрасно говорить о нем. Он лидер в высшей степени. Конечно, вы можете сказать: ах, это так ужасно – он держит страну под строгим контролем. Это совсем другая система. Так уж вышло, что мне она не нравится. Но для той системы он определенно гораздо лучший лидер, чем наш президент для нашей.
Владимир Абаринов: Президент Путин, вероятно, не раз пожалел о своем комплименте. В июне он довольно нервно отреагировал на вопрос известного американского политического комментатора Фарида Закария, который спросил Путина, что заставило его дать такую высокую оценку Трампу.
Владимир Путин: Зачем вы все передергиваете? Ну посмотрите, что я сказал. Я на ходу сказал, что Трамп – яркий человек. А что, не яркий? Яркий. Никаких других характеристик я ему не давал.
Владимир Абаринов: Хиллари Клинтон, в свою очередь, постоянно заостряет внимание избирателей на этом заочном альянсе.
Хиллари Клинтон: Если г-н Трамп добьется своего, в Кремле по этому случаю будет рождественский праздник. Это сделает Америку менее защищенной, а мир - более опасным.
Владимир Абаринов: Высказалась она на эту тему и на теледебатах.
Хиллари Клинтон: Мы еще никогда в истории нашей страны не оказывались в ситуации, когда противник, иностранная держава, так упорно пытается повлиять на результат выборов. И уж поверьте мне: они делают это не для того, чтобы избрали меня. Они делают это, чтобы был избран Дональд Трамп. Может быть, потому что он хвалит Путина, может быть, потому что он согласен со многим, что хочет сделать Путин, может, потому, что хочет делать бизнес с Москвой. Я не знаю причин. Но мы должны получить ответы.
Владимир Абаринов: И наконец, совсем недавно Владимиру Путину пришлось снова отвечать на обвинения во вмешательстве в американский избирательный процесс.
Вопрос: Вице-президент США Джозеф Байден вчера пообещал послать вам сигнал – ответить за хакерские атаки, в организации которых США обвиняют официальную Россию…
Владимир Путин: Мы умеем друг друга послать…
Вопрос: Владимир Владимирович, вы знаете, что стали героем новой серии мультфильмов про Симпсонов? Там Вы агитируете голосовать за Трампа. А в жизни как? Вам много раз уже задавали этот вопрос: кто предпочтительнее, Клинтон или Трамп? И ещё: недавно вице-президент США заявил, что мы не сможем повлиять на выборы в Штатах. Признайтесь честно: мы стараемся влиять? Вообще, оно нам надо?
«Симпсоны». Гомер Симпсон приходит на избирательный участок и в очереди к кабинке спорит с другим избирателем: тот за Трампа, а Гомер за Хиллари. Гомер сомневается: Трамп обанкротился шесть раз – «это на два раза больше, чем я!» Но поклонник Трампа отвечает: «Послушай, оранжевый, парень построит стену, чтобы не пускать в страну королев красоты, которые едят слишком много. И у него есть план, как сделать Россию великой снова!» Услышав оговорку и странный акцент, Гомер срывает с незнакомца, как с Фантомаса, резиновую маску. Оказывается, это Путин! И он есть в списке избирателей, подделанных русскими хакерами. А Гомера нет. Пока Гомер спорит с членами избирательной комиссии, Путин уже проголосовал...
Владимир Путин: А как он сказал? Поточнее? Мы не можем кардинальным образом повлиять. Корреспондент должен был его спросить: кардинально не могут, а не кардинально? Он как бы признаёт, что мы можем повлиять, но я хочу всех успокоить, в том числе наших американских партнеров и друзей: мы не собираемся влиять на ход избирательной кампании в США...
А потом нам ещё на ухо шепчут: вы подождите, подождите, сейчас пройдет, и все нормализуется. Знаете, даже не смешно уже.
Владимир Абаринов: В новом эпизоде сериала про Симпсонов русские хакеры внесли Путина в списки американских избирателей, а Гомера Симпсона, который собирался проголосовать за Клинтон, там, наоборот, не оказалось. Из кабинки Путин выезжает верхом на коне и с обнаженным торсом и объявляет, что Трамп набрал 102 процента голосов.