Ссылки для упрощенного доступа

Примирился с кровавой цензурой?


Одним из главных героев последних дней - бесспорно, Константин Райкин.

Всю неделю после его "оппозиционного выступления" Рунет продолжал ломать копья. Вот, например, пост на личном сайте Владимира Познера:

Дорогой Константин Аркадьевич! Хочу поздравить Вас с Вашим недавним выступлением и выразить Вам свою полную поддержку. И еще хотел бы просить Вас не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа. Оставляю в стороне то, что голос народа далеко не всегда достоин уважения: немецкий народ поддерживал Гитлера, советский народ требовал «врагам народа» собачьей смерти, хотя эти люди ни в чем не были виноваты. История показывает, что власть, если того захочет, поворачивает народ именно туда, куда ей, власти, надо. И народ совсем плохой судья, когда речь идет об искусстве. Вспомните, как шельмовали великих Прокофьева и Шостаковича, Пастернака и Ахматову при полной и весьма горячей поддержке народа.<...>

На самом деле, в Ваших критиках и противниках говорит неграмотность, комплекс неполноценности, жажда разрушения и полное отсутствие толерантности ко всему, что им не по душе.

Еще раз поздравляю Вас, одного из немногих художников, у кого хватило мужества назвать вещи своими именами.

А вот - реплика писателя Андрея Константинова на "Фонтанке":

Константин Райкин – не мой кумир. Эстетика театра «Сатирикон» – не моя. Я знаю, что в профессиональной среде его ценят, уверен, заслуженно. Он – колдун, судя по тому количеству магической энергии, которое я в нем ощущаю. Но просто цвет этой магии – не мой любимый цвет. На многие вещи в жизни мы с ним смотрим по-разному. Он ближе к либералам, я от либералов стараюсь быть подальше.

Совершенно неважно, как я к этому отношусь.

Потому что при всех наших разных взглядах, под каждым словом, которое он сказал, я готов подписаться. Он сказал достаточно очевидные, абсолютно здравые вещи. Из серии «Волга впадает в Каспийское море». Это очевидно любому не взбесившемуся человеку, который имеет навык критического отношения к действительности.

Знаете, что это больше всего напоминает? Казус Парфенова, который на вручении премии Влада Листьева шесть лет назад, волнуясь, толкнул прокламационную речь. Там тоже не было ничего такого. Он не призывал выходить на улицы или свергать власть. После этой речи Парфенов был мягко репрессирован.

То, что говорил Райкин, важно, потому что он сформулировал вещи простые, но важные, про «здесь и сейчас». Я думаю, Райкин говорил не только о театре. Потому что пресс-секретарь Песков, реагируя на его реплику, сказал: «А кто Райкину что запрещает делать в «Сатириконе»?» Я думаю, что это лукавство, причем злонамеренное. Потому что Песков не такой дурак, чтобы не понимать, что речь идет о более общих вещах. Был бы дураком, не было бы у него таких часов и такой Навки. Просто он скользкий, как налим.

Так дело-то не в «Сатириконе». Райкин говорил в целом об атмосфере в нашей стране сейчас. Райкин очень четко дал оценку атмосфере в нашей стране сейчас. Атмосфера ужасная, затхлая, в которой причудливым образом сложилась такая странная комбинация запахов, которые, перемешиваясь, дают какой-то невообразимый эффект. Это запах плесени, ладана, скисших щей, казарменного гуталина, гламурно-<потаскушного> парфюма и чекистской параши, в которую кровью блюют с 37-го года не переставая. В такого рода атмосфере мало что хорошего может родиться. Мы ждем новых смыслов, творческих взлетов. А родится только какая-нибудь крыса-мутант или очередной поп с дорогими часами на руке, распевающий комсомольские песни. Но это не то, что нужно нашей стране.

Словом, как-то так.

Диляра Тасбулатова:

Райкин надоел))))
Как бы сместить "дискурс"))))

"Сместить дискурс" попробовали в министерстве культуры. В субботу на сайте ведомства появилась новость о том, что конфликт с Райкиным улажен:

27 октября в Министерстве культуры Российской Федерации состоялась встреча Министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского с директором театра "Сатирикон" Анатолием Полянкиным. Обсуждались общие вопросы творческой деятельности, реконструкции основной сцены и поддержки театра на 2017 год.

Владимир Мединский подтвердил готовность после утверждения федерального бюджета на 2017 год оказать содействие театру в будущем году. Во встрече участвовал заместитель Министра культуры Российской Федерации Александр Журавский.

"Состоялся взаимоуважительный и доверительный разговор. Мы уважаем талант и мнение творческого лидера «Сатирикона» Константина Аркадьевича Райкина. Естественно, что театр, учредителем которого является Минкультуры России, мы в сложном положении не оставим, - подводя итоги встречи, сказал Александр Журавский. - Как только будем утвержден федеральный бюджет, мы все вопросы решим. Министр дал такие указания.

Каждая из сторон допустила излишне эмоциональные и несправедливые, по оценке другой стороны, суждения, которые были усилены средствами массовой информации и придали ненужный негативный контекст простому техническому вопросу. Коллеги из «Сатирикона» посчитали несправедливой нашу оценку экономической ситуации, мы не готовы признать справедливой их оценку финансового состояния театра и претензии в цензуре. Однако после спокойного обсуждения и разговора Министра культуры с Константином Аркадьевичем, мы все посчитали, что инцидент исчерпан и непонимание преодолено. Мы договорились спокойно и без привлечения СМИ решать возникающие вопросы в рабочем порядке".

"Мы честно поговорили. Прояснили позиции друг друга. Принесли друг другу извинения за эмоциональность. Владимир Ростиславович переговорил с Константином Аркадьевичем. Все наши опасения развеяны. Взаимопонимание восстановлено", - сказал директор театра Анатолий Полянкин.

Юрий Пронько:

Несколько сот миллионов рублей от Минкультуры - цена "свободы творчества" по Райкину-мл, а все кинулись обсуждать свободы.
Господа, все прозаичней!

Павел Святенков:

Стих, посвящается Константину Райкину:

Давно известная всем дура —
Неугомонная цензура
Кой-как питает нашу плоть —
Благослови ее господь!

Юрий Васильев:

«Тигрёнок Тим ускользнул от коварного дяди Мопси! Новые приключения — в следующем номере!»

Поели амброзии? Отмокайте. До следующего борца с режимом, дорогие мои.

Лев Симкин:

Милые бранятся, только тешатся

Айдер Муждабаев:

Господи, какие же лохи, правда поверили, что с ног до головы облизанный властью, всю жизнь сосавший бюджет с проглотом за правду борется ) Россия точно неизлечима, если даже вроде бы умные поддались.

Эдуард Лимонов:

Все эти театральные свары похабно выглядят. С ножом к горлу лезут к государству,требуют денег, и государство даёт, чтоб не воняли.
Простые люди так не умеют. У дальнобойщиков - не вышло,да не у кого из простых не выходит нажать на государство, а "деятели культуры" как заправские шантажисты умело работают, и у них получается.

Давайте откровенно. Кому нужен сегодня театр, который давно перестал быть искусством ? Да ничтожному количеству людей.Даже кино уже мало кому нужно, а театр стал развлечением уходящей интеллигенции, полинялых старушек и старичков. Современные пьесы - дурь дурью, от десятитысячных если не стотысячных по счёту представлений дядей Вань, Трёх Сестёр и Вишнёвого сада (написанных до революции 1917-го, подумать только !) сдохнуть можно с тоски. Но Райкины насильно пытаются впихнуть в русские горла всё это замшелое дореволюционное нытьё.

И ещё один аспект. Такое впечатление, что государство боится обидеть нашу отсталую тухлую интеллигенцию, и потому уступает нажиму "деятелей культуры", и их девятнадцатого века вкусам,где царят Станиславский с Немировичем-Данченко в клетчатых штанах.

Такое впечатление,что имея уже более или менее здоровую почти национальную внешнюю политику (хотя с минскими соглашениями напартачили и Харьков бросили под бандеровских оккупантов, и в Сирии окриков США боятся), российское государство имеет фактически буржуазную, либеральную культурную политику. Послушно следуя в культуре в фарватере советской власти, отказавшейся в конце-концов от революционного искусства и адаптировавшей взамен буржуазную пошлость.

Игорь Яковенко:

Не знаю, что в данный момент испытывают Людмила Алексеева и Лия Ахеджакова, Владимир Войнович и Леонид Гозман, Алексей Симонов и Людмила Улицкая, Наталья Фатеева и Александр Филиппенко, которые подписали петицию в поддержку выступления Райкина, оказавшееся на деле лишь аргументом в решении "простого технического вопроса". Не знаю, что сейчас на душе у Льва Александровича Пономарева, который был инициатором этого письма поддержки, сделавшего Константина Райкина флагманом борьбы против цензуры.

Возможно, и даже скорее всего, никто из них не испытывает ощущения неловкости, чувства использованности. Возможно, ни у кого из этих людей, каждый из которых воплощает в себе то лучшее, что включает в себя понятие «русский интеллигент», не мелькнула мысль, что не любого из тех, что говорит правильные слова и протестует против безобразия, следует делать знаменосцем протеста. Что между чувством - "готов подписаться под каждым словом" и действием - подписанием петиции - должна быть некоторая пауза, в ходе которой происходит осмысление того, кого именно мы этим подписанием возводим на пьедестал, делаем символом борьбы.

Можно привести ряд примеров, когда тот же лидер ЛДПР не менее ярко и темпераментно, чем это делал народный артист Райкин, клеймил «Единую Россию», в том числе за то, что она постоянно тырит чужие голоса. Готовим петицию в поддержку позиции Ж.?

Владимир Соловьев гораздо ярче, чем это делает Навальный, клеймит коррупционеров и неэффективных чиновников. Конгресс интеллигенции уже собирает подписи, готов сплотиться под знаменем ведущего «Поединка» и всевозможных «вечеров»?(Для тех, кто в этом и предыдущем месте не увидел табличку «Гротеск», сообщаю, что она тут есть).

Наталья Холмогорова:

Ну вот и помирился Райкин с кровавым режимом и его сталинской цензурой. Взаимно извинились "за излишнюю эмоциональность", денег ему дадут, сколько надо, все норм.
А как совестливые люди его поддерживали! Какие открытые письма писали, как негодовали, что режим совсем распоясался, и такого дальше терпеть нельзя!
Нет ли для них чего-то унизительного в этом?
Ведь противно, когда тебя так используют.
Очень противен этот калейдоскоп " информповодов", за которыми стоят, в лучшем случае, разборки из-за денег или кресел. Стерджес, Райкин, Хайкин, Хирург, кого-то облили зеленкой, кого-то мочой, тут же какая-то полная инфернальщина, типа Панина с собакой - и все это сменяется все быстрее и быстрее, крутится, как в парке аттракционов, никто уже даже не даёт себе труда притворяться, что все это всерьёз - но люди послушно рассчитываются на первый-второй по стойлам и издают дежурные вопли: "Ура! Долой! Позор!"
И все это - на фоне вполне реальных трагедий и реальных мерзостей, не вызывающих и сотой доли такого энтузиазма.

Сергей Шмидт:

Специально не читал и не слушал выступление Райкина, от реакций на которое просто пухла френд-лента. Подумал, что прочитаю, когда "схлынет волна".
Сейчас читаю, что Райкин с Мединским уже принесли друг другу извинения. Теперь, как говорится, "в дилеммах": читать то, с чего начался сыр-бор или уж не тратить время, раз сыр-бор закончился?
Это все к моей любимой теории - не спешите за новостями(если того не требует работа или личностный "гражданский образ"). Если они не выветрятся за две-три недели, тогда можно тратить на них время.

Дмитрий Бутрин:

(механика)

страх начальства перед великим и могучим советским наследием необъятен. потому что народихлюбит.
ну как все было?
с огромной вероятностью был Звонок:
- куда ты вообще полез? ты знаешь вообще, чей это сын? вся страна знает, что это Райкина сын! ты вообще кто такой в сравнении с Райкиным? в греческом зале, мышь белая! вот теперь иди - сейчас - и дай ему все, что ему надо, и пусть что угодно, но молчит и не воняет! это твоя работа как министра, чтобы все эти - райкин пугачева кобзон валентинатолкунова - до смерти были или наши, или ничьи! быстро, ножками, ножками! просветитель хренов, осип волоцкий! а то щас все твое военно-историческое общество в полном составе пойдет окопы рыть под канализационные трубы! ты еще за маннергейма не отработал, историк сочинитель!
и пошел.
а, может, даже и звонка не потребовалось. просто в голове голос зазвучал с эти словесы.

Денис Драгунский:

Я КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ ПОНИМАЮ, ОТЧЕГО ВСЕ НАКИНУЛИСЬ
на К.А. Райкина из-за его "примирения с Минкультом".
Он что, взял назад свои слова? Заявил, что цензура нужна, а погромщики на выставках правильно поступают?
Он что, должен был взять ружье и уйти в леса (написать заявление об уходе, эмигрировать, вступить в "Парнас")?
Самое милое, что его упрекают в том числе и люди старшего поколения, те, которые не поперхивались дотированным батоном по 13 коп и молоком по 16 коп, а то и работали в советских СМИ. То есть, по их же собственному бескомпромиссному счету, "поддерживали советскую власть".

Дальше, впрочем, всё стало интереснее. В воскресенье на сайте "Сатирикона" появился совершенно обтекаемый и беззубый пресс-релиз об этой же встрече:

Призывая прекратить разнотолки в отношении деталей встречи руководства театра «Сатирикон» с министром культуры РФ, уточняем:

На встрече в Министерстве 27 октября 2016 года были обсуждены острые вопросы жизнедеятельности театра. Директор «Сатирикона» Анатолий Полянкин и министр культуры РФ Владимир Мединский достигли договоренности в отношении дальнейшего финансирования бюджетного учреждения. На встрече присутствовал замминистра культуры Александр Журавский.Худрук «Сатирикона» Константин Райкин в это время находился на гастролях в Новосибирске и не мог присутствовать на встрече.

Анатолий Полянкин, Владимир Мединский, Александр Журавский принесли взаимные извинения в излишней эмоциональности, признав, что ситуация была негативно усилена, в том числе средствами массовой информации. Министр Владимир Мединский по телефону принесизвинениялично Константину Райкину за оскорбительные выражения и тон первого замминистра культуры РФ Владимира Аристархова, которые тот позволил себе в адрес худрука «Сатирикона» на заседании в Общественной палате 17 октября 2016 года.

В ходе конструктивного диалога стороны выразили сожаление о текущем неверном развитии ситуации и договорились о дальнейшем взаимоуважительном сотрудничестве в спокойном рабочем порядке.

И удивительно, но именно этот комментарий чем-то разозлил министерство, ответившее своим пресс-релизом:

«Мы полагали, что инцидент исчерпан. Однако руководство «Сатирикона» продолжает комментировать ситуацию, излагая всё новые подробности того, что, как нам представлялось, уже является историей. Умножая сущности без необходимости, коллеги не только формируют новые медийные волны, но и пытаются дать общественные интерпретации служебному разговору», - сказал замминистра, комментируя распространенные театром «Сатирикон» «детали встречи в министерстве».

Закрытая встреча руководства ведомства с директором театра «Сатирикон» Анатолием Полянкиным прошла 27 октября, на ней была достигнута договоренность о выделении в 2017 году финансовой помощи театру Министерством.

«Ещё раз: все вопросы урегулированы, договоренности достигнуты. Министр культуры пообещал поддержать финансово дополнительную премьеру спектакля, о чём его просил Константин Аркадьевич, а также оказать содействие через столичные власти в предоставлении социальной рекламы, и в размещении рекламы театра на порталах Министерства, в том числе на одном из самых популярных - Культура.РФ», - подчеркнул он.

Александр Журавский также коснулся телефонного разговора главы Минкультуры России Владимира Мединского и художественного руководителя «Сатирикона» Константина Райкина, подчеркнув, что личные разговоры не должны быть предметом общественной дискуссии.

«Что касается телефонного разговора Министра с Константином Аркадьевичем, то, во-первых, не думаю, что все о чем говорилось должно быть предметом общественной дискуссии, а, во-вторых, любые фразы, вырванные из контекста приобретают искажённый смысл. Министр извинился, если кто-то из наших министерских сотрудников в пылу полемики вольно или невольно лично, персонально чем-то обидел Константина Аркадьевича. Это не касается субстантивной стороны открывшейся дискуссии», - сказал замминистра культуры.

«Как я понимаю, Министр исходил из побуждений по-человечески и по-христиански всем нам понятных - преследуя цель достижения мира в театральной семье, поскольку многие участники в полемике перешли на личности, а к дискуссии подключились общественные и государственные деятели. Трактовать это как согласие со всем тем, что было сказано Константином Аркадьевичем за последние дни - неверно. При этом Министерство по-прежнему считает, в целом, справедливой свою оценку финансовой обеспеченности театра, а претензии в цензуре - эмоциональными и безосновательными», - заключил Александр Журавский.

Станислав Кучер:

Райкин не приносил никаких извинений Мединскому за свои слова о цензуре. Минкульт по-прежнему не считает претензии Райкина обоснованными. Как таковой "закрытой встречи" худрука "Сатирикона" и министра культуры, о которой первоначально не поспешил сообщить только ленивый, вообще не было - был телефонный разговор, поскольку Райкин оказался на гастролях в Новосибирске, а в Минкульт ходил директор театра Полянкин.
Вопрос с театром, видимо, решен, однако разговор на тему "Художник и власть", вопреки многим прогнозам и "либералов" и "государствеников", точно не закончен. Больше того, я уверен, что дело уже не в Райкине, его театре, и не только в позиции лояльных или не лояльных "политике партии" творцов.

Юрий Богомолов:

Мавр (Райкин) сделал свое дело. Он выпустил джина из бутылки, в которую дух неповиновения мастеров культуры спешат загнать чиновники минкульта. Этим и объясняется скорое объявление минкультом особого режима благоприятствования для Сатирикона. Райкина они могут и загнать обратно в бутылку, но утечка-то уже случилась.

Олег Пшеничный:

Казус Райкина говорит о том, что околопутинский консенсус умолчания объективно дает незапланированные трещины, которые невозможно скрепить ни воплями бесноватых клоунов, ни извинениями малохольных комсомольцев.

Вектор случившегося - ясный и понятный, независимо от генеральной мотивации возмутителя спокойствия, и независимо от пререканий окружающих наблюдателей и наблюдателей за наблюдателями.

За телевизионной картинкой идут другие процессы, у системы нет ни стабильности ни сбалансированности. Нужно смотреть вперед и заниматься делом, в меру сил и таланта.

XS
SM
MD
LG