Новости о беспощадной войне "правоохранительных" органов с мирными верующими уже давно опустились на уровень рутинных сводок, но осенью складывается впечатление, что эта война приобретает новые грани. Качественных изменений три: а) силовики перестали стараться маскировать свои методы, такие как подброс компромата; б) они перестали должным образом оформлять следственные действия и стали вести себя как обычные бандюги; в) война перетекает из провинций в столицы.
Сотрудники правоохранительных органов перестали бояться видеокамер. Камеры теперь или игнорируются, или заклеиваются, или похищаются. Совсем недавно на YouTube пользовался популярностью видеоролик, на котором сотрудники ФСБ в открытую, без всякой маскировки, раскладывают запрещенную литературу по столам и шкафам в богослужебном здании свидетелей Иеговы в станице Незлобная (Ставропольский край), прямо под объективами камер наблюдения. Это произошло 20 сентября. Раньше такие кадры были редкостью, а теперь нам дарят целые видеофильмы.
Этот инцидент поражает безбашенностью поведения силовиков даже на фоне десятков аналогичных инцидентов за последние два года: без всяких предупреждений, болгаркой были вскрыты двери, когда внутри находились люди, дети. Ворвавшись в здание, силовики сломали еще несколько внутренних дверей, конфисковали видеооборудование – и все это без ордера на обыск, без протокола, без объяснений.
Спустя несколько дней, 11 октября, группа молодчиков из 25–30 человек, кто-то в униформах, кто-то в штатском, ворвалась и сорвала богослужение этой же конфессии, на этот раз в Санкт-Петербурге. Как можно назвать людей, которые вторгаются в частное здание под угрозой взломать двери, не предъявляя никаких документов, никак не представляясь и не объясняя свои действия? Ворвавшись в здание, они первым делом принялись заклеивать малярным скотчем камеры наблюдения и отбирать у граждан личные вещи: Библии, телефоны, планшеты. Снова без ордера, без протокола, без предъявления обвинений.
Ролик подготовлен пресс-службой Управленческого центра свидетелей Иеговы в России
Точно так же могла ворваться банда головорезов и грабителей, и никто не увидел бы разницы. Становится все сложнее отличить их от представителей органов правопорядка. Когда один из верующих попытался было возражать, его увели, заломив руки. Допоздна допрашивали несовершеннолетних, запрещали пользоваться телефоном. То, что ворвавшиеся имеют отношение к правоохранительным органам, стало ясно лишь тогда, когда верующих повезли в следственное управление. И это не Чечня и не война с бородатыми моджахедами. Это культурная столица России и война с беззащитными домохозяйками, детьми и мужчинами в костюмах, которые по идейным соображениям не тронут даже мухи и которые в СССР десятилетиями страдали за эту позицию.
По всей стране группы вооруженных лиц совершают набеги на религиозные мероприятия, не имея для этого никаких законных и формальных оснований
Спустя всего два дня, 13 октября, в Саранске группа неустановленных лиц в количестве примерно 20 человек в масках под предлогом пожарной проверки вторглась в помещение свидетелей Иеговы, построенное ими на собственные средства, и, ничего не предъявив, сломала шкаф и "нашла" в нем очередную порцию запрещенной литературы. При этом они очень быстро встали так, чтобы закрыть обзор видеокамерам. Откуда они знали, где находятся камеры? Всего двумя днями ранее сотрудник ФСБ Чушкин потребовал дать ему возможность… осмотреть камеры видеонаблюдения в этом здании.
23 октября в Снежногорске (Мурманская область) "правоохранители" ворвались на богослужение свидетелей Иеговы, снова без всякого судебного постановления. Они потребовали впустить их под угрозой применения физической силы, как обычные головорезы. Войдя в здание, продолжили эту линию поведения – отняли у верующих ноутбук, с которого транслировались религиозные песнопения, и по уже привычному сценарию "обнаружили" подброшенную запрещенную литературу.
По всей стране группы вооруженных лиц совершают набеги на религиозные мероприятия, не имея для этого никаких законных и формальных оснований. Они добиваются своего исключительно угрозами и запугиванием. Каждый раз на мероприятиях не выявляется никаких нарушений, более того, вооруженные лица сами эти нарушения генерируют, распространяя (!) запрещенную литературу.
Подобные вещи приводят к ожидаемому (их режиссерами) результату: у верующих конфискуют построенные на собственные средства скромные богослужебные здания, штрафуют по надуманным предлогам, ликвидируют их религиозные организации (как недавно в Орле), запугивают, конфискуют Библии и личные вещи, годами таскают по судам, лишая средств к существованию (как в случае с "делом шестнадцати" в Таганроге). При очередном налете, который может произойти в любом месте в любое время, верующих фактически запирают в помещении, часами не дают выйти, отнимают телефоны, а с недавнего времени могут даже заставить ложиться на пол (как это было в Петрозаводске и Чапаевске).
Подобные систематические и унизительные полицейские разгоны граждан по признаку религии – граждан, которых эти полицейские призваны защищать, – не могли бы остаться без внимания во многих европейских странах, но в России об этом почти не пишут. О штрафе для блогера Антона Носика знают и переживают гораздо больше людей, чем о масштабной, вот уже двухлетней войне правоохранительных органов с гражданами по признаку "неправильной" религии последних. Даже многие средства массовой информации, считающие себя правозащитными, предпочитают воздерживаться от освещения нарушения прав людей, чья вера отличается от условно понимаемой традиции. Этим рядовым россиянам пока не может помочь ни один адвокат. Правда, они убеждены, что им поможет Бог. И сломить эту убежденность не смогут никакие вооруженные набеги.
Антон Чивчалов – журналист, переводчик, блогер