Уважаемый Михаил Борисович!
Начиная с Вашего выступления в берлинском отеле "Адлон" в 2003 году (за месяц до ареста, вылившегося в десятилетнее тюремное заключение) я внимательно и заинтересованно следил за Вашей судьбой, был соорганизатором прямой трансляции Радио Свобода концерта в Берлине 7 октября 2013 года в Вашу поддержку, вел репортаж с открытия Вашей выставки в берлинском музее Чекпойнт Чарли, где имел честь беседовать с Вашей мамой Мариной Филипповной. Вел репортажи с двух Ваших встреч в Берлине после Вашего освобождения из колонии и коротко побеседовал с Вами в кулуарах. Недавно посмотрел новый фильм о Вас, снятый немецким режиссером Кириллом Туши, и так как не нашел в нем, как и в первом фильме, ответов на некоторые свои вопросы, то решил обратиться к Вам лично. Меня интересует многое, в частности, эволюция Ваших взглядов на советское диссидентское, правозащитное движение, на КПСС, на путч 1991 года, расстрел Белого дома в 1993 году и так далее. Но есть вопросы и посущественнее.
Уважаемый Михаил Борисович! Вы по-прежнему вызываете уважение проявленной стойкостью во время десятилетней отсидки, но после Вашего освобождения и появления в Европе вызываете также все же больше разочарования своими высказываниями и действиями. Я хотел бы понять причины, которые, как мне кажется, находятся в сфере выстраивания Вашего имиджа. Оговорюсь заранее, что остаюсь в спортивном смысле Вашим "болельщиком" и желаю Вам сыграть заметную роль в российской истории относительно ближайшего "послепутинского" будущего. И все же я принадлежу к тем людям, которым не хватает информации о Ваших убеждениях и об их эволюции.
Вот некоторые из моих вопросов. В Вашем выступлении 2003 года в Берлине мне запомнился следующий пассаж: "Многих удивили результаты недавно состоявшегося опроса, который показал, что, несмотря на то что 70% российских граждан не одобряют то, как прошла в России приватизация, тем не менее 60% российских граждан считают: передел собственности в стране не принесет пользы. И это разумные люди. Потому что им собственность все равно не достанется, а все передряги, все проблемы, которые были в нашем обществе на этапе приватизации, упадут на голову этих самых простых людей в регионах". Не следует ли Вам сегодня еще раз оглянуться на ту приватизацию, бенефициаром которой Вы стали? Ваша тогдашняя мысль диктовалась желанием оправдать эту, как говорили в народе, "прихватизацию". Но что принесла она россиянам?
Если исходить из опыта Германии после поражения нацизма, то на перезагрузку мозгов россиян потребуются десятилетия
Вы сказали тогда же в Берлине: "Естественно, часть или все мое состояние сегодняшнее является частью моей страны… Я готов и заинтересован передать то, что я заработаю за свою жизнь, обществу через благотворительность, через различного рода программы". Вам не дали осуществить сформулированную программу. А все другие бенефициары как не шли до Вашего ареста по вашему пути, так не пошли по нему и в дальнейшем. Не следовало ли бы Вам, претендующему на роль одного из демократических лидеров России, публично осудить ту приватизацию, ее реальные последствия и результаты, даже если для Вас она была и остается безальтернативной? Вы говорили о 60 процентах населения России, что "им собственность (в сценариях ее передела. – Ю. В.) все равно не достанется". Она им не досталась так и так, но сторонники у Вас в этой большой части населения России могут появиться только при условии поддержки справедливости и возвращения достояния народу цивилизованными способами.
Или Вы по-прежнему считаете бенефициаров той приватизации "своими" и полагаете, что и Вы для них "свой"? Во всех случаях для большинства обделенного или, точнее, обворованного российского населения Вы по-прежнему выглядите, несмотря на преследование и 10 лет отсидки, человеком из "семибанкирщины", несмотря на то что живете внешне скромно.
Я недавно видел новую яхту Алишера Усманова стоимостью в 600 миллионов долларов. Ныне это самая вместительная яхта в мире. Ее украшают две светящиеся лестницы наподобие дворцовых. Кто, если и когда хозяин созовет гостей, взойдет по этим ступеням? Что у Вас общего ныне с этой публикой? В Вашем судьбоносном выступлении в 2002 году вы предлагали Путину и компании положить конец коррупции, но сделали это как раз в тот момент, когда в ближайшем окружении Путина уже, по всей видимости, была принята ровно противоположная установка – дозволить и даже простимулировать коррупцию, сделав именно ее основой для системы управления страной.
За одно только зомбирование населения в последние годы, за превращение его в толпу патриотизированных дикарей нынешние правители России должны оказаться на скамье подсудимых. А Вы, отсидев по воле Путина 10 лет, все продолжаете повторять мантру, что Путин – это Ваш политический противник, который-де соблюдает некие известные вам обоим правила борьбы. Если исходить из опыта Германии после поражения нацизма, то на перезагрузку мозгов россиян потребуются десятилетия. Как справиться с миллионом прикормленных режимом новых богатых? Что делать с выкормышами нынешней власти, с выросшими и наделенными миллионами (а иногда и миллиардами) наворованных долларов детьми нынешних властителей? Гамлет говорил: "Из жалости я должен быть жестоким". Чтобы заслужить внутреннее право судить преступников и жестко их карать, надо отделить себя от них окончательно и бесповоротно. Готовы ли Вы?
Эти и многие другие вопросы я был бы рад задать Вам в личной беседе.
Юрий Векслер – театральный режиссер и журналист, корреспондент Радио Свобода в Германии