Ссылки для упрощенного доступа

Президентские дебаты вчера и сегодня


Карикатура 1860 года, изображающая поединок Дугласа и Линкольна за Белый Дом.
Карикатура 1860 года, изображающая поединок Дугласа и Линкольна за Белый Дом.

Александр Генис: Через неделю американская предвыборная кампания достигнет апогея - начнется пора президентских дебатов. Сегодня Владимир Абаринов со своим традиционным историческом репортажем поможет нам ориентироваться в этой самой важной процедуре американской демократии.

Владимир Абаринов: "Обсуждение политических проблем и ощущение причастности к их решению – предмет величайшего интереса для американцев, единственное доступное им удовольствие. Даже женщины зачастую приходят на партийные собрания и внимают политическим дебатам, дабы отвлечься от домашних дел. Дискуссионные клубы в Америке в какой-то мере заменяют театр".

Так писал о страсти американцев к политическим дискуссиям французский политический мыслитель Алексис де Токвиль в своем классическом труде «Демократия в Америке».

Тем не менее традиции предвыборных дебатов в XIX веке не существовало. Прецедент создал в 1858 году Авраам Линкольн. Он тогда был молодым политиком и претендовал на место в Сенате от Иллинойса, которое занимал маститый и популярный сенатор Стивен Дуглас. Он не желал публичной дискуссии с Линкольном. Но Линкольн преследовал его по пятам. После каждой речи Дугласа Линкольн произносил свою. В конце концов Дуглас принял вызов.

Соперники провели семь раундов дебатов в семи городах штата. В игровом фильме 1940 года «Эйб Линкольн в Иллинойсе» есть эпизод, где с протокольной точностью воспроизведена их дискуссия о рабстве. Незадолго до дебатов Верховный Суд США принял решение по иску раба Дреда Скотта – он требовал признать себя и свою семью свободными гражданами, поскольку они живут на территории, где рабовладение запрещено. Однако суд постановил, что лицо африканского происхождения не вправе претендовать на американское гражданство.

В отрывке, который мы сейчас услышим, Стивен Дуглас отвечает на вступительную речь Линкольна.

Фрагмент фильма «Эйб Линкольн в Иллинойсе» (1940). Режиссер Джон Кромвелл. В роли Линкольна – Рэймонд Масси, в роли Дугласа – Джин Локхарт.

Стивен Дуглас: Мои дорогие сограждане! Мой добрый друг господин Линкольн говорил перед вами со своей обычной безыскусной искренностью, своим непритязательным обаянием, со свойственным ему юмором. Он не скупился на любезные комплименты в мой адрес, превознося мои человеческие качества, за что я ему глубоко признателен. И все же я настоятельно умоляю вас не впадать в заблуждение, не поддаваться этой притворной невинности, этой изощренно-искусственной иллюзии доброй воли. В каждой его сладкозвучной тираде таится подвох. Подобно Бруту из бессмертной трагедии Шекспира, господин Линкольн – человек чести. Но он, как и Брут, мастер вонзить кинжал между ребер оппонента, когда тот менее всего ожидает этого. Смотрите, леди и джентльмены – я весь покрыт шрамами!

Г-н Линкольн постоянно твердит о равенстве. Он то и дело повторяет, что Декларация независимости объявила всех людей свободными и равными перед Богом. Стало быть, равенство есть неотъемлемое право негра. Этим утверждениям противоречит вердикт Верховного Суда по делу Дреда Скотта. Г-н Линкольн – юрист, и посему я предполагаю, что ему известно, что, стремясь разрушить доверие публики к Верховному Суду, он тем самым взывает к революции. Он требует от меня высказать мое мнение по делу Дреда Скотта и я отвечаю ему без всяких оговорок: я воспринимаю решение суда как закон, которому я намерен подчиняться. И меня не заставят изменить эту позицию никакие разглагольствования фанатиков, проповедующих расовое равенство и требующих от нас голосовать за негров, есть, спать и вступать с ними в брак.

Владимир Абаринов: Слово берет Линкольн.

Авраам Линкольн: Судья Дуглас похвалил мое умение обращаться с кинжалами. Я благодарю его за это, однако должен заметить, что он владеет этим орудием куда лучше меня. Он способен управляться с десятью клинками одновременно. К счастью, он так ловок, что ни одно лезвие не достигает цели и не причиняет никому вреда.

Вы слышали, как судья утверждает, что некто призывает голосовать, есть, жениться и спать с неграми. Уж не знаю, имел ли он в виду меня. Если имел, я могу лишь сказать, что из того, что я не хочу, чтобы цветная женщина оставалась в рабстве, отнюдь не следует, что я хочу взять ее в жены. Я не хочу ни того, ни другого. В некоторых отношениях она определенно не ровня мне – точно так же, как я в некоторых отношениях не ровня судье Дугласу. Но в том, что касается ее естественного права есть хлеб, заработанный ее собственным трудом не спрашивая ничьего разрешения, она равна мне и всем прочим.

Почтовая марка 1956 года, изображающая дебаты Линкольна и Дугласа.
Почтовая марка 1956 года, изображающая дебаты Линкольна и Дугласа.

Владимир Абаринов: Стивен Дуглас выиграл выборы в Сенат. Но дебаты, текст которых был опубликован в газетах, принесли Линкольну славу. Спустя два года Дуглас и Линкольн стали соперниками на президентских выборах, и на этот раз победителем стал Линкольн.

В 1940 году соперником Франклина Рузвельта на президентских выборах был республиканец Уэнделл Уилки, в чем-то очень похожий на Дональда Трампа. Главным вопросом кампании был вопрос о вступлении Америки в европейскую войну. Уилки был изоляционистом. Он считал идею участия в войне пагубной для страны и предложил Рузвельту обсудить эту и другие темы в публичных дебатах. Но Рузвельт отклонил это предложение.

Франклин Рузвельт: В ближайшие месяцы я, разумеется, буду, как обычно, обращаться к стране со своими регулярными сообщениями посредством пресс-конференций и радиовыступлений. У меня не будет ни времени, ни намерения участвовать в чисто партийных дебатах. Но я не побрезгую привлечь внимание нации у умышленному или невольному искажению фактов, которое подчас допускают политиканствующие кандидаты.

Август 1940 года. Уэнделл Уилки прибывает в свой родной город Элвуд, штат Индиана, после съезда Республиканской партии, избравшего его кандидатом в президенты. Город ликует. Уилки в своей речи критикует политику Рузвельта и призывает его сразиться в публичных дебатах.

Владимир Абаринов: Уэнделл Уилки продолжал настаивать.

Уэнделл Уилки: Во внешней политике Соединенных Штатов, как и во внутренней, я буду делать все, чтобы защитить американскую демократию и избегать всего, что может повредить ей. Нападки президента на иностранные державы бесполезны и опасны. Он заигрывает с идеей войны, к которой страна абсолютно не готова и которой она категорически не хочет. Президент заявил в своей речи, что он не имеет «ни времени, ни намерения участвовать в чисто партийных дебатах». Я тоже не хочу участвовать в таких дебатах. Но я считаю, что дебаты лицом к лицу справедливо считается одной из американских политических традиций. Я считаю, что именно теперь мы должны создать пример того, как работает американская демократия. Я предлагаю, чтобы в следующие два с половиной месяца президент и я встретились публично в различных местах страны и обсудили основные вопросы этой кампании.

На карикатуре Уильяма Гроппера Франклин Рузвельт, избиравшийся в 1940 году на третий срок, изображен в образе Людовика XIV, правившего 72 года и изрекшего известную фразу «Государство – это я». За его спиной на телеграфном столбе сидит Уэнделл Уилки с плакатом, на котором написано: «Я могу делать это лучше».
На карикатуре Уильяма Гроппера Франклин Рузвельт, избиравшийся в 1940 году на третий срок, изображен в образе Людовика XIV, правившего 72 года и изрекшего известную фразу «Государство – это я». За его спиной на телеграфном столбе сидит Уэнделл Уилки с плакатом, на котором написано: «Я могу делать это лучше».

Владимир Абаринов: Рузвельт все-таки отказался – быть может, опасаясь темперамента и красноречия соперника, а также щекотливого вопроса о третьем сроке. Чтобы сбить антивоенный пафос соперника, Рузвельт торжественно пообещал, что не пошлет американских солдат ни на какую иностранную войну.Проиграл Уэнделл Уилки с разгромным счетом.

В 1948 году дебаты, которые транслировались по радио, провели между собой два кандидата Республиканской партии - бывший губернатор Миннесоты Гарольд Стассен и губернатор Нью-Йорка Томас Дьюи. Тема дебатов была исключительно острой: следует ли запретить в США коммунистическую партию? Стассен говорил, что следует.

​Дебаты Стассена и Дьюи 17 мая 1948 года в Портленде, Орегон.

Гарольд Стассен: Коммунистическими организациями в мире всецело руководят правители России из Кремля, цель которых уничтожить свободы этого народа и поставить эту страну под контроль вождей иностранной державы. В этой стране всегда любому человек должно быть разрешено протестовать, возражать, не соглашаться. Но нет конституционного права для деятельности организаций, легальных или подпольных, созданных правителями иностранной державы с целью свергнуть правительство Соединенных Штатов, отнять у народа его свободы и подчинить правителям иностранной державы.

Гарольд Стассен (слева) и Томас Дьюи перед дебатами.
Гарольд Стассен (слева) и Томас Дьюи перед дебатами.

Владимир Абаринов: Томас Дьюи придерживался противоположной точки зрения.

Томас Дьюи: Я неизменно, всем сердцем, неуклонно против объявления вне закона людей вследствие их религиозных, политических, социальных или экономических взглядов. Я против этого, потому что это противоречит Конституции Соединенных Штатов и Биллю о правах, и противоречит явно. Я против этого потому, что это аморально и представляет собой не что иное, как тоталитаризм. Я против, потому что знаю по собственному опыту работы в правоохранительной системе: такое предложение не будет работать и, напротив, приведет к быстрому росту коммунистических настроений в Соединенных Штатах и по всему миру. Давайте не забывать, что в Соединенных Штатах человека наказывают за преступления, которые он совершил, а не идеи, которые он исповедует. Давайте иметь смелость быть свободными.

Владимир Абаринов: Томас Дьюи выиграл партийную номинацию и, по всем прогнозам, должен был выиграть выборы у Гарри Трумэна, но проиграл.

В 1956 году студенту Мэрилендского университета Фреду Кану пришло в голову пригласить в университет кандидатов в президенты, чтобы они ответили на вопросы студентов. Он написал письма президенту университета, председателям обеих партий штата и Элеоноре Рузвельт. Бывшая первая леди поддержала предложение, но совет попечителей университета решил, что такая политизация не отвечает целям образования. Однако идея не умерла, и в 1960 году первые президентские телевизионные дебаты состоялись. Соперниками тогда были сенатор Джон Кеннеди и вице-президент Ричард Никсон.

Модератор: Сенатор Кеннеди, коммунизм часто представляют себе как идеологию, существующую где-то далеко от Соединенных Штатов. Позвольте спросить вас, сэр: насколько серьезна угроза нашей национальной безопасности, исходящая сегодня от подрывных коммунистических элементов здесь, в Соединенных Штатах?

Джон Кеннеди: Думаю, она серьезна. Полагаю, это вопрос, которому мы должны и впредь уделять предельное внимание. Мы должны поддерживать законы, направленные против тех, кто пытается разрушить нас изнутри. Министерство юстиции и ФБР обязаны оставаться начеку. Думаю, если наше общество будет сильным, оно справиться с любой внутренней угрозой. Главные угрозы есть и будут внешние.

Модератор: Господин Никсон, ваш комментарий?

Ричард Никсон: В целом я согласен с мнением сенатора Кеннеди по этому вопросу. Проблема коммунизма внутри Соединенных Штатов беспокоила нас в прошлом. Она останется предметом беспокойства в ближайшие годы. Мы должны помнить, что холодная война, развязанная господином Хрущевым и его соратниками, ведется по всему миру, в том числе и здесь, на территории Соединенных Штатов. И потому мы должны оставаться начеку. Но мы боремся с коммунистами и их попутчиками у себя дома не только с помощью законов. Мы боремся с ними путем устранения несправедливостей, которые существуют в нашем обществе и которые составляют питательную почву для коммунистов.

Владимир Абаринов: Теледебаты стали катастрофой для Никсона. Он говорил не хуже Кеннеди, но безнадежно проигрывал ему в телегеничности. Он потел под яркими софитами, держался скованно и угрюмо. Помощники объясняли это плохим самочуствием Никсона: он только что перенес стафилококковую инфекцию и получил травму колена, в студии у него повысилась температура, к тому же он отказался гримироваться.

Кеннеди и Никсон во время первых теледебатов.
Кеннеди и Никсон во время первых теледебатов.

Кеннеди и Никсон провели четыре тура дебатов, причем третий был заочным: Никсон находился в Лос-Анджелесе, Кеннеди – в Нью-Йорке, модератор и трое журналистов – в отдельной студии. Вторые дебаты Никсон выиграл с небольшим преимуществом, третьи – вполне убедительно, в четвертых, по опросам, силы были равны.

Выборы с микроскопическим преимуществом в семнадцать сотых процента выиграл Джон Кеннеди.

За первыми в истории США теледебатами следила вся страна.
За первыми в истории США теледебатами следила вся страна.

После Кеннеди и Никсона президентских дебатов не было 16 лет. Первыми после перерыва стали в 1976 году избиравшийся на второй срок президент Джеральд Форд и губернатор Джорджии Джимми Картер. Перед вторым туром дебатов, состоявшимся 6 октября, Форд опережал в рейтингах малоизвестного Картера, однако допустил роковую ошибку.

Джеральд Форд: В Восточной Европе нет советского господства и никогда не будет при администрации Форда.

Макс Френкел (New York Times): Виноват, могу я уточнить? Я правильно вас понял, сэр: вы утверждаете, что русские не используют Восточную Европу как свою собственную сферу влияния, что они не оккупируют там большинство стран, не держат там свои войска ради того, чтобы Восточная Европа оставалась коммунистической зоной, в то время как итальянцы и французы заигрывают с идеей коммунизма?

Джеральд Форд: Не думаю, г-н Френкел, что югославы считают себя жертвами советского господства. Не думаю, что румыны считают себя жертвами советского господства. Не думаю, что поляки считают себя жертвами советского господства. Каждая из этих стран является независимой, автономной, обладает территориальной целостностью, и Соединенные Штаты не признают их сферой господства Советского Союза. На самом деле я посещал Польшу, Югославию и Румынию, чтобы народы этих стран поняли, что президент Соединенных Штатов и народ Соединенных Штатов преданы делу их независимости, их автономии и их свободы.

Владимир Абаринов: Рейтинг Форда мгновенно рухнул. Он проиграл выборы.

После 1976 года президентские дебаты стали обязательным и важнейшим этапом президентской гонки. Они проводятся на самом финише кампании, и ошибка в них может дорого обойтись кандидату. Форд – только первый из целой серии примеров. Кандидаты готовятся к ним, как оперная дива к премьерному спектаклю. В качестве спарринг-партнеров в тренировках участвуют опытнейшие ораторы, способные перевоплотиться в оппонента. Самым тщательным образом секунданты обсуждают условия поединка, в том числе высоту подиума, температуру воздуха в зале, количество и продолжительность рекламных пауз. И все же предусмотреть всего невозможно. Дебаты остаются самым непредсказуемым финальным актом предвыборной драмы.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG