Ссылки для упрощенного доступа

Сергей Константинов: Свойскость


Работаю в бюджетном учреждении. В среду перед выборами к нам прибыл десант в виде члена Совета Федерации, бывшего начальника нашей областной управы, главы района и его заместителя. Я, конечно, много слышал, что бюджетников заставляют голосовать за "Единую Россию", но это первые выборы, когда я сам являюсь бюджетником. И пусть вполне предсказуемо, что в этих случаях может происходить, но все-таки изнутри я это наблюдал впервые.

Понятно, что не обошлось без нарушения закона – агитация происходила в наше рабочее время в течение 1 часа 45 минут. Если для члена Совфеда это было время для работы в регионах, то у нас случилось почти 2 часа простоя. Впрочем, сенатор начала с того, что она приехала к "своим" и общается со "своими". Вот, собственно, причина, почему с образованием "Единой России" у нас стало не принято проводить "громкие", яркие предвыборные кампании, вообще исчезли программы партий. Они, единороссы, общаются со "своими", в узком кругу, здесь не нужны лозунги и обсуждение программ – к чему это, ведь все свои.

Много говорится о том, что минувшая избирательная кампания оказалась самой скучной за всю историю новой России. Да, потому что эта свойскость окончательно оформилась, и оппозиционным партиям по сути уже нечего сказать всему электорату, их слышим только мы, которые и так за этих либералов голосуем. А для основной массы населения это чужаки, если не сказать инопланетяне. Процентов восемьдесят административного ресурса – это вот такие разговоры "по душам". Но представьте себе, если в ваш маленький коллектив в маленький городок приезжает член Совета Федерации, только в вашу организацию и начинает рассказ с того, что была на съезде "Единой России", видела и слушала президента. Он сказал, что сам был основателем этой партии, и, конечно, она очень горда, что тоже в этой партии – вместе с президентом.

Формат общения в узком кругу позволяет пренебречь предвыборными договоренностями и использовать "черный пиар" против других партий. У нас был подвергнут уничижительной критике кандидат от "Яблока" одного из районов области в основном за то, что у него доход указан 1000 рублей в месяц. Так и было сказано: как может человек с таким доходом быть во власти? И вообще прозвучало: бедные не должны руководить, не помню в связи с каким конкретно поводом, но была фраза "Какой же ты директор, если не заработал денег".

Разумеется, были заготовлены сюжеты для двух главных внешнеполитических тем – Украина и Сирия. Например, соседка нашей визави по заседаниям в Совете Федерации – из Симферополя. И она в 2014-м бросилась к дверям администрации города и остановила толпу, шедшую туда на штурм. Или как "на аэродроме натягивали проволоку, чтобы не могли сесть самолеты с нашими "вежливыми людьми", а она вместе с другими это все убирала. Вступление к сирийской теме было просто театральным: "Помню, как говорила моя мама: "Все переживем, лишь бы не было…" – и после паузы аудитория хором ответила: "...войны". Короче, если бы мы не ввели войска в Сирию, то боевые действия были бы уже сейчас на нашей территории. Вот так, путем закрепления пройденного по телевизору, окончательно формируется избиратель "Единой России".

Не было никакого общественного договора, а был возврат в старый добрый СССР

Для меня же наиболее интересным на этом партийном "квартирнике" (комната, где проходила встреча, вполне может поместиться в средних размеров квартиру) стало выступление заместителя главы районной администрации. Он вдруг вспомнил, как создавалась "ЕР". "Единство", говорит, было Гусинского, "Россия" была под Березовским, подсказывает сенаторша. "Наш президент смог их объединить, и мы, – он говорит "мы", – вытеснили этих людей". Вот вам и реванш тех, "кто проиграл в 90-е". Не было никакого общественного договора, а был возврат в старый добрый СССР – это если для коммунистов, когда сплоченное население и один, ни в коем случае не экстравагантный, не бунтарь, не революционер, а такой среднестатистический человек, но "твердый, как несгораемый шкаф" лидер, одно главное телевидение. А потом, когда лидер повел страну дальше, вернее, назад в империю, то это преспокойно трансформировалось в головах в другую знакомую картину: мы покорный народ, он – добрый государь.

Еще, если заметили, все ораторы от "Единой России" и иже с ними могут употребить крепкое словцо, разные народные мудрости и поговорки, но я никогда не слышал от них цитат из классики, ну хоть бы басню какую вспомнили. Но, впрочем, они же еще никогда над собой не смеются и не шутят. Зато какими тихими и вкрадчивыми, почти няшными голосами говорят наши лидеры-гэбисты (Путин, Иванов, Нарышкин). Увы, мы имеем дело с абсолютно серой массой.

Если в Советском Союзе уже со школьной скамьи мы получали приличное образование, да и "серость" отнюдь не приветствовалась, по крайней мере, насколько я помню свои восьмидесятые, то Союз пал в том числе и под натиском накопившейся критической массы тех ярких и свободных людей, которые и превратили девяностые в "лихие", в хорошем смысле, разумеется. Как будто в последнее десятилетие XX века наш котел под названием СССР закипел и из него стали выскакивать бывшие сверху самые свободные и активные, а мы все вместе булькали и бурлили. Кто-то очаровывался поступками этих первых и устремлялся за ними, кто-то, наоборот, пугался и стремился вниз, на дно. Таких оказалось больше, они своей пассивностью снова заморозили пространство вокруг себя. И вот реванш произошел.

Сергей Константинов – блогер и политический активист

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG