Ссылки для упрощенного доступа

"Ольгинские" вернулись


Избитый оппозиционный активист Егор Алексеев
Избитый оппозиционный активист Егор Алексеев

В Петербурге оппозиционные активисты требуют от полиции расследовать продолжающиеся угрозы в их адрес. Весной журналисты нескольких петербургских изданий рассказали о целой системе слежки и "физического воздействия" на критикующих власти пользователей интернета. Вскоре выяснилось, что эта система имеет прямое отношение к "фабрике троллей", которая финансируется и управляется "поваром Путина" Евгением Пригожиным.

Начало этой истории было положено еще 9 февраля 2016 года, когда был избит активист общественной организации "Наблюдатели Петербурга" Данила Александров. 31 марта был избит участник паблика "Преступная власть" в социальной сети "ВКонтакте" Александр Марков. 7 апреля сожгли автомобиль активиста "Наблюдателей Петербурга" Русланы Старостиной. 31 мая неизвестные подожгли машину активистки "Наблюдателей Петербурга" Юлии Чернобродовой, которая за неделю до этого обращалась в полицию с заявлением о постоянно поступающих угрозах. 9 июля был избит администратор "Преступной власти" Егор Алексеев. Полиция установила, что информация о потерпевших или их родственниках была выложена на сайте whoiswhos.me, который содержал целый список "врагов народа".

Недавняя история Ольги Мальцевой, сбежавшей с питерской "фабрики троллей" на улице Савушкина, пролила свет на происхождение этого сайта. IP-адрес компьютера, которым пользовалась Мальцева для написания проплаченных постов в блогах в поддержку власти, совпал с адресом, с которого производились изменения на сайте whoiswhos.me. О том, что "фабрика троллей" спонсируется Евгением Пригожиным, стало известно еще осенью 2013 года.

IP-адрес компьютера, с которого Ольга Мальцева писала комментарии и посты на "фабрике троллей"
IP-адрес компьютера, с которого Ольга Мальцева писала комментарии и посты на "фабрике троллей"

С тех пор Пригожин оказался замешан еще в нескольких скандалах, например, с питанием для детсадов и финансированием наемников в Сирии. Он пытался заставить "Яндекс" удалить информацию о себе из поисковой выдачи, но пока не преуспел в этом. Гонялся по городу за журналистами "Фонтанки", расследующими его темные дела, но попался ФСБ. Не бросил Евгений Пригожин и слежку за оппозиционерами. 10 сентября администратор паблика "Преступная власть" Егор Алексеев решил обратиться в полицию с заявлением о постоянно поступающих ему угрозах и слежке.

Я опять замечаю за собой слежку, которая, в принципе, особо и не прекращалась. Был какой-то перерыв, но все возобновилось. Опять стали поступать какие-то угрозы. Мне, наверное, будет тяжело приобщить их каким-то образом к делу, они составлены очень аккуратно. Но все это очень неприятно. Приходишь в кафе, заказываешь себе что-то, в это время заходят два молодых человека, садятся напротив и весь обед смотрят в упор на тебя. Или провожаешь сына в детский сад. А там у ограды опять стоят эти двое… То ли это стало демонстративно явным, то ли это я стал лучше замечать слежку. До нападения я не обращал внимания на нее. Я сейчас направляюсь полицию, чтобы написать заявление. Мне очень некомфортно.

Евгений Пригожин
Евгений Пригожин

– Почему вы решили обратиться в правоохранительные органы именно сейчас? Из-за возобновившейся слежки?

Да, вчера я еще раз ее увидел. И решил, что, наверное, лучше сообщить об этом. Хотя особого смысла в этом, как мне кажется, нет. Там ничего не делают.

C 10 июля, когда Егора Алексеева избили и он первый раз обратился в полицию, никаких результатов расследования не последовало:

После того как меня избили 9 июля, 10 июля я подал заявление в полицию. Полиция не открыла дело. Я об этом узнал уже не от полиции. Не дождавшись от них ответа, я подал заявление в прокуратуру с просьбой выяснить, что происходит с моим обращением в полицию. Выяснилось, что дела они не открыли по причине того, что невозможно найти преступников. Прокуратура направила указания провести дорасследование. Это было буквально две недели назад. Сейчас дело находится на дорасследовании у 9-го отдела полиции.

– Вы зафиксировали побои в медицинском учреждении?

Да, я отнес в полицию свой больничный, там было все указано – о переломах, сотрясении мозга, повреждении челюсти и так далее. Мне говорили, что они сейчас устанавливают степень нарушения моего здоровья, и в зависимости от того, какая будет степень, они будут решать, по какой статье открывать уголовное дело. В принципе, они долго кормили меня этими байками, а все уже было решено.

Егор Алексеев после избиения
Егор Алексеев после избиения

В конце апреля в полицию Невского района пришла с заявлением о поступающих в ее адрес и в адрес ее мужа угрозах активистка общественной организации "Наблюдатели Петербурга" Юлия Чернобродова:

Первые угрозы были опубликованы 22 апреля. Но мы их получили 25 апреля, так как у меня и у мужа страницы "ВКонтакте" были закрыты. Поэтому угрозы были опубликованы на страницах моей свекрови. Там были не только угрозы, там были фотографии слежки за моим мужем. Вся эта история тянется с апреля. Поскольку все это носило политический характер – тот, кто мне угрожал, высказывал свое недовольство моими политическими взглядами, моими публикациями на страницах в соцсетях – первая мысль, которая пришла мне в голову, заключалась в том, что мы "попали под раздачу" со стороны некоей правительственной организации, которая выделяет, наверное, определенные деньги на все это. Слежка бесплатно никогда не ведется. "Ура-патриотов", которые будут бесплатно выслеживать кого-то из нас с утра до вечера, чтобы поймать момент, когда кто-то из нас возвращается домой, вряд ли сегодня можно найти. Однозначно это кем-то финансируется.

Юлия Чернобродова
Юлия Чернобродова

– Что было дальше?

Я написала заявление в полицию. Потом очень долго пыталась узнать судьбу своего заявления, так как участковый, которому я написала его, активно от меня скрывался. Хотя я неоднократно обращалась и к начальнику отделения полиции, и приходила к участковому в его рабочие часы. Его не было никогда. Я писала заявления в прокуратуру. Все это длилось до ночи с 30 на 31 мая, когда нам сожгли автомобиль. При этом муж, возвращаясь вечером домой, видел двух молодых людей, которые стояли между соседними домами. После того как мы стали получать угрозы, машину мы парковали каждый раз в разных местах, так как знали, что подобные случаи в Петербурге уже происходили. И поджоги автомобилей, и нападения на недовольных властью людей уже были. Через полчаса, после того как вернулся муж, я услышала крики во дворе, выглянула в окно, увидела огонь. Я сразу поняла, что горит наша машина. Мы выбежали, и это оказалось так. Мы застали момент, когда она полыхала. Люди вызвали пожарных. По их заключению, это был именно поджог с применением горючей жидкости.

– Как правоохранительные органы расследовали эти преступления?

С момента получения угроз до поджога автомобиля они не реагировали никак. После поджога автомобиля, когда появились публикации в прессе, они стали делать вид, что занимаются этим делом. Во всяком случае, следователи у меня принимали все ходатайства, но найти они по-прежнему никого не могут. Мы обратились непосредственно в Управление "К", которое занимается борьбой с киберпреступностью, с просьбой выяснить с каких фейковых аккаунтов идут угрозы, на кого они зарегистрированы. Угрозы всем, на кого нападали, носили политический характер, и нападения и поджоги машин совершались уже после многочисленных угроз. Однако управлением "К" наше заявление было почему-то переадресовано в уголовный розыск, хотя, по идее, должно было быть с точностью до наоборот. И никто владельцев этих аккаунтов так и не "пробил".

Примерно с середины августа, видимо, после окончания сезона отпусков у "ольгинских троллей", количество угроз в адрес петербургских оппозиционных блогеров резко возросло. Не избежала этого и Юлия Чернобродова:

Очередные угрозы я получила 18 августа. Это уже были угрозы убийством. Сообщалось, что мне недолго осталось жить. Фотографии зарезанной свиньи в крови. А потом, в свой день рождения, 3 сентября я получила очередную угрозу с таким текстом: "Поздравляю тебя в этот солнечный осенний день с твоим праздником. А совсем скоро начнутся темные осенние вечера, темные переулки, темные парадные и тебе надо быть особенно осторожной мало ли что". Угрозы продолжают приходить, а от меня продолжают поступать заявления в прокуратуру, и точно так же правоохранительными органами не ведется никакой работы.

Эксперты по кибербезопасности помогли проводящим свое расследование журналистам "Фонтанки.ру" установить IP-адрес, с которого производились изменения на сайте whoiswhos.me – том самом, где появлялись паспортные и иные данные оппозиционеров, подвергавшихся потом атакам. Выяснилось, что этот адрес совпадает с тем, который сфотографировала на своем рабочем компьютере работавшая в то время на "фабрике троллей" Ольга Мальцева.

Юлия Чернобродова уверена, что к этим угрозам, избиениям, слежке и поджогам машин "фабрика троллей" Евгения Пригожина имеет самое прямое отношение:

Самая большая и известная "фабрика троллей" - это организация на Савушкина, 55. Вы знаете, какие результаты получены в ходе расследования этой истории журналистами. Я, конечно, не думаю, что нападают те же, кто пишет угрозы, но уверена, что у троллей есть связь с нападающими. Это некое организованное преступное сообщество. Те, кто нападает, черпают информацию от тех, кто пишет угрозы и выкладывает информацию на сайте whoiswhos.me. У каждого – своя роль. И выбирают не особо активных по той простой причине, что люди активные, люди известные "прикрыты" публикациями в прессе, вниманием общественности. Проще всего запугать того, кто малоизвестен, того, кто мало кому знаком.

С Юлией Чернобродовой согласен активист и администратор группы "Преступная власть" в социальной сети "ВКонтакте" Егор Алексеев:

Скорее всего, это связано с сайтом whoiswhos.me. Данные обо всех, кто пострадал, находились на этом сайте. Таких совпадений не бывает. А физически это сделать мог кто угодно. Это могли быть "вагнеровцы" (солдаты "Частной военной компании Вагнера". – РС), могли быть, и скорее всего это так, люди, которые вернулись из "Новороссии". Возможно, они чем-то очень недовольны. Возможно, это акция устрашения. Понятно, что, узнав об этом, могут испугаться многие. Помимо того, чтобы и нас превратить в параноиков, чтобы мы боялись своей тени, прослеживается желание воздействовать и на остальную публику. Кто-то задумается: писать или не писать, ходить на митинги или не ходить, а может, лучше и безопасней будет сидеть дома.

Евгений Пригожин из всех этих историй пока выходит сухим из воды. А вот его приближенным это удается не всегда: 8 сентября Василеостровский районный суд Петербурга приговорил к двум годам лишения свободы условно охранника Пригожина Сергея Плащенко, который совершил нападение на сотрудника ФСБ во время той самой погони спецслужб за кортежем ресторатора в мае 2016 года. Сам Пригожин отвергает все обвинения в причастности к "фабрике троллей" и нападениям на оппозиционеров: "Это абсолютно беспочвенная и абсолютно не основанная на чем-то информация".

XS
SM
MD
LG