На смену авторским и продвинутым школам приходят лицеи, ориентированные на высшее образование и построенные по западному образцу.
Политика собирания под одной крышей учебных заведений разного уровня – от детских садов до профессиональных училищ, включая туда же коррекционные школы и языковые, принесла ожидаемый результат – школ с собственным индивидуальным лицом, авторскими программами почти не осталось. Ориентированные на высшее образование лицеи также переживают трудные времена – к ним, как к паровозу, цепляют неблагополучные школы, расположенные поблизости.
Очевидно, что качественное среднее образование должно было бы переместиться в сторону репетиторства, реализуя описанный в федеральных стандартах индивидуальный подход за счет родителей, но тут забеспокоились вузы. Качественный абитуриент – это не только подтверждение статуса и репутации, но и минимальный отсев во время обучения, не говоря уже о преподавательских усилиях. Учитывая, что число отличников из регионов по понятным экономическим причинам сократилось, главные университеты страны рискуют получить менее мотивированных, чем прежде студентов.
Еще одна причина для взаимодействия со школьниками, по мнению директора Центра по работе с талантливыми школьниками Московского политехнического университета Андрея Андрюшкова заключается в том, что у родителей и детей сформировано ложное представление о будущей профессии. Традиционно вузы жалуются как на недостаток академических знаний, так и на отсутствие самостоятельности у вчерашних школьников.
Однако сегодня конкуренция за продвинутого студента начинается уже на школьном уровне. Сильные лицеи забирают лучших учеников из хороших школ, а дальше за них начинают сражаться университеты. Вузы, обладающие достаточным ресурсом, открывают собственные лицеи. Но если раньше этой стратегии придерживались немногие – МГУ, МИФИ, Бауманка, например, и такое сотрудничество принципиальным образом не влияло на учебный процесс, то нынешняя практика университетских лицеев основывается на ином, зарубежном опыте.
Каким образом университеты выстраивают образовательные траектории учеников старшей школы Радио Свобода рассказали директор лицея Высшей школы экономики Дмитрий Фишбейн и председатель комиссии Московской городской Думы по образованию Антон Молев, который стал научным руководителем открывшегося в этом учебном году Лицея РАНХиГС.
Антон Молев, научный руководитель лицея РАНХиГС:
- Я бы не сказал, что это прямое заимствование исключительно западного опыта. Существует достаточно широкое поле успешного московского образования, есть и региональные успехи. Ну и, конечно, общие принципы зарубежной школы, которые не являются чем-то закрытым - например, международный бакалавриат.
Речь идет о потоковом обучение, в рамках которого формируются индивидуальные образовательные траектории, в зависимости от потенциала ученика и его последующих планов. Выстраивается расписание, где ребята объединяются в условно-профильные группы. Скажем, с теми, с кем я изучаю право, я нахожусь вместе в рамках этого часа, потом я иду на математику, а они на литературу, потому что мы выбрали разные факультеты. Таким образом складываются сложные маршруты, которые гарантируют и определенную направленность для каждого отдельно взятого ребенка, и возможность выбора.
- Что касается учебного плана. Он, как и в любой образовательной организации, которая выдает аттестат государственного образца, ориентируется на федеральные государственные стандарты. Правда, для старшей школы новые ФГОС вступят в силу только в 2020 году. В этом году заработали новые стандарты средней ступени, которые дают возможность выбирать профильную направленность и варьировать объем часов. Можно сделать больший упор на изучение базовых фундаментальных дисциплин в 9-м классе и высвободить время в 11-м на изучение нужных профильных предметов.
Второе важное отличие лицейской программы - углубление профиля за счет его, я бы сказал, академического понимания. Не хочется делать большую разницу между школой и ВУЗом, тем не менее, общее видение того, что такое профильное углубление, часто не совпадает. Нам кажется важным, что профильное содержание традиционных предметов все-таки задается высшей школой.
абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ не готовы брать на себя ответственность, публично выступать и многое другое
И, наконец, третья часть - это блок, ориентированный на развитие soft skills. Пять часов, которые мы включили в учебный план, предполагают два часа критического мышления, которое преподается в обязательном порядке всем. Еще три часа ребята набирают самостоятельно из огромного спектра дисциплин - развитие мнемотехники, публичные выступления, психология общения и т. д. Это модульные курсы, благодаря которым за два года они успевают попробовать что-то, чему-то обучиться, что-то в качестве навыков получить. Плюс дополнительное образование, без которого мы никуда не можем деться.
Хотя в РАНХиГС приходят абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, у них есть очевидная нехватка того, что называется soft skills. Они не очень понимают, как работать в команде. Для них проект - не всегда понятная и доступная форма деятельности. Они не готовы публично выступать, брать на себя ответственность и многое другое.
И получается, что первый курс уходит исключительно на адаптацию. Естественно, это большие временные потери, особенно в условиях бакалавриата. Поэтому студенты, поступившие на первый курс и готовые работать в академической среде, понимающие, что такое культура взаимоотношений, академическая честность, как правильно выстроить свой рабочий график и пр., достигнут лучших результатов.
Дмитрий Фишбейн, директор лицея ВШЭ:
- Мне кажется, что появление университетских лицеев и вообще предуниверсариев - интересная и правильная тенденция. Таким образом создается пресловутая вариативная среда для учащихся, и они могут выбирать. Понятно, что возникают некие конкурентные отношения, но у нас своя специфика, у коллег – другая, и это нормально.
Для университетов кардинально важная вещь - качество абитуриента. В ВШЭ один из главных факторов - это уровень учебной самостоятельности. Есть такое ощущение, что ученики с высокими академическими результатами привыкли к тому, что им все время указывают - сделай раз, сделай два, столько, тогда-то. И, попадая в большое поле свободы, они с ней не справляются. Поэтому по ряду факультетов от 15 до 20% студентов уходят с первого курса. И мы работаем, в первую очередь, для того чтобы поднять уровень учебной самостоятельности и ответственного принятия решений и своих действий.
Что касается отбора детей. Мы все время, особенно в этом году, думаем над тем, какое соотношение должно быть между достаточно серьезной конкурентной средой и кооперативной. Мы уверены в том, что ситуация индивидуального успеха на уровне старшей школы не дает нужного результата. Ситуация кооперации намного более эффективна и будет полезна в будущем. И в этом контексте мы настраиваем детей на то, что не результат будет главным, что зачастую сам процесс важнее, чем результат. То, что с точки зрения взросления с учеником за два года старшей школы происходит, более важно, чем конкретный результат, который он получит за олимпиаду. Поэтому мы пытаемся сделать так, чтобы у нас не было каких-то буквальных рейтингов, мы их настраиваем, в первую очередь, на взаимопомощь, на совместную деятельность.
выбор ученикам необходимо давать, но этот выбор должен быть ограничен
В лицее работает накопительная система оценивания. Классическая школьная ситуация, всем известная - либо Ваня, который совсем не учится, но в конце сдал все контрольные, либо Машенька, которая училась, училась, училась, а потом плохо сдала экзамен. Получается, что очень много зависит от позиции учителя и всякого разного. Поэтому разные типы работ, особенно у старшеклассников, должны иметь разный вес. Контрольная работа - это одно дело, а выход к доске - другое. Здесь важно даже не то, что они весят по-разному. А важно то, что заранее зная формулу оценивания, учащийся может выстраивать разные траектории и стратегии, как ему достигать своих целей. И это как раз к вопросу, что процесс важнее, чем результат.
Когда к нам в лицей приходят дети, понятно, что они прошли достаточно серьезные испытания. В своей родной школе он были лучшие, "царь-горы". А здесь все такие. Потом, в течение 10 класса, рано или поздно выстраивается некий интеллектуальный рейтинг: кто-то совсем умный, а кто-то нет. И мы нашли своеобразный выход, который связан с учебным планом и очень важным предметом ОБЖ, который, как мы считаем, невозможно изучать за партой. Поэтому мы попробовали решить две задачи путем одного действия - организовали выездные практики для учащихся между 10-м и 11-м классом, связанные с этим предметом. Когда ребята выезжают на две недели в лагерь выживания, они вдруг видят, что тот, кто был в первом рейтинге по интеллектуальному уровню, не может поставить палатку, а тот, кто всеми не замечался, оказался здесь лучшим. И тогда начинают перемешиваться роли, возникают совершенно другие герои, антигерои и т. д. Возникает очень важная ситуация, в которой они понимают, что успешность бывает не только академическая, что она бывает очень разная, и зримо видят эту разность.
Изначально лицей давал ребенку возможность выбрать и перевыбрать свое направление много раз. Сейчас мы приходим к тому, что если конечным результатом должен стать ответственный выбор, то надо поставить определенные ограничения. Потому что выбирая, мы все время находимся в явных ограничениях - времени, сил, денег и т. д. Выбор необходимо давать, но этот выбор должен быть ограничен. А значит, ребенок должен нести рюкзак ответственности за этот выбор.
В этом контексте мы с родителями и пытаемся разговаривать, по сути просим их постоять в стороне. Потому что, во-первых, ребенок многое должен выбрать сам. Во-вторых, он точно ошибется. И он должен отрефлексировать - почему ошибся, перевыбрать и т. д. Была ситуация, когда через год обучения в 10 классе приходит папа и говорит: "Она дизайнер? Вы серьезно?! Она будет юристом!" Мы возражаем: "Подождите. Вы с ней говорили? Вы понимаете, что она стремится к этому, она рисует, у нее выставки". Он отвечает: "Нет, она будет юристом". Задача любого лицея в том, чтобы дать детям возможность самостоятельного реального выбора. При этом мы прекрасно понимаем, что должна быть система красных флажков, которая периодически срабатывает.