На церемониях закрытия Олимпийских игр президент МОК Хуан Антонио Самаранч неизменно говорил: "Эта Олимпиада была лучшей в истории". Фраза громкая и натянутая: Самаранч, например, в 1984 году закрывал игры в Лос-Анджелесе, на которых не было сборных СССР и стран Варшавского блока (кроме Румынии, занявшей в итоге второе место в медальном зачете). В 1980 году, когда Самаранч был избран президентом МОК, прошла скандальная Олимпиада в Москве, куда не поехали официальные делегации западных стран (правда, многие европейские спортсмены все же смогли выступить под нейтральным флагом).
Олимпиада в Рио-де-Жанейро, увы, тоже не сулит стать лучшей в истории. Страх болельщиков перед местной преступностью и вирусом Зика, плохая готовность спортивных объектов, глубокий политический кризис, в который провалилась Бразилия... Ну и, конечно, крупнейший допинговый скандал за всю олимпийскую историю.
Череда унижений, на которые обрекли спортсменов бездарная (или даже преступная) политика российских чиновников и жестокость (подчас даже излишняя) международных федераций, показывает очень важную вещь: затяжной и довольно счастливый роман путинской России с мировой спортивной бюрократией серьезно омрачен.
Богатые авторитарные режимы вообще ходят в лучших друзьях у этой самой бюрократии. Жители Давоса, Мюнхена и Кракова поочередно отказались на референдумах от идеи принять зимние Игры 2022 года, и до итогового голосования на сессии МОК впервые за много лет добрались не три, а только два города: Алма-Ата и Пекин. Теперь Пекин станет первым в истории городом, в котором пройдут и летняя, и зимняя Олимпиады, но и Казахстану не стоит унывать: при таком положении вещей МОК рано или поздно отдаст игры Алма-Ате, ну а проводить референдум там точно не станут.
Россия совсем не стала исключением. Пусть немецкая желтая пресса и напрасно называет Томаса Баха "пуделем Путина", но и президент МОК, и глава мирового хоккея Рене Фазель, и теперь уже бывший президент ФИФА Блаттер – все они поддерживали или поддерживают с Путиным самые теплые отношения. Некоторые спортивные федерации Россия контролирует напрямую – например, шахматную ФИДЕ или Международную федерацию фехтования (ее возглавляет Алишер Усманов).
В 2014 году состоялась сочинская Олимпиада. Через два года пройдет чемпионат мира по футболу. В последние несколько лет Россия принимала Универсиаду, чемпионат мира по легкой атлетике, чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по хоккею... Сочинскую заявку на сессии МОК в Гватемале в 2007 году представлял, как все помнят, Владимир Путин, и эта заявка победила. Для сравнения: когда через два года Барак Обама приехал поддержать заявку своего родного Чикаго, это не помогло – Олимпиада отправилась в Рио-де-Жанейро.
Дружба путинского режима со спортивной бюрократией не знала границ
В общем, дружба путинского режима со спортивной бюрократией не знала границ. Но вдруг что-то надломилось. И вот WADA инициировала проверку на допинг российских футболистов. Некоторые наблюдатели даже усмотрели в этом повод для того, чтобы отобрать у России тот самый чемпионат мира.
Мне в это почти не верится. Во-первых, в мировом футболе никогда не снимали сборную команду с крупного турнира по допинговым обвинениям. Во-вторых, снятие команды не означает переноса турнира в другое место, хотя опять же страну-хозяйку тоже никогда не отстраняли. В-третьих, попытка отобрать у России чемпионат мира по футболу неизбежно поднимает вопрос о судьбе чемпионата мира в Катаре, а ФИФА вряд ли захочет нарушать хрупкое спокойствие, совсем недавно установившееся после коррупционных штормов внутри организации.
Так что за русский мундиаль я бы пока не беспокоился. Но вообще спорта у россиян станет поменьше. Рассказы Родченкова о том, что творилось в московской и сочинской лабораториях, неизбежно сократят число спортивных соревнований в России, а ведь Казань претендует (или уже претендовала?) на Олимпиаду 2024 года. Продолжение антидопинговых расследований неизбежно вернет МОК к вопросу о поездке России в Пхёнчхан.
Думаю, обиднее всего эти удары воспринимаются именно потому, что посыпались оттуда, где еще вчера были мир, дружба, взаимопонимание и совместное освоение финансовых потоков. Но вот спортивный роман, кажется, закончен. Смотрите танковый биатлон.
Иван Беляев – журналист Радио Свобода