Ярославский областной суд 1 августа признал экс-мэра Евгения Урлашова и его советника Алексея Лопатина виновными по делу о получении взятки в особо крупном размере. Еще одного фигуранта, заместителя мэра Дмитрия Донскова, судьи посчитали невиновным. Оглашение приговора Урлашову и Лопатину продолжится в среду. Ранее прокурор попросил для Евгения Урлашова 15 лет колонии строгого режима, для Алексея Лопатина - 8 лет.
О том, что приговор бывшему мэру Ярославля начнут оглашать 1 августа, было известно с начала лета – в первых числах июня в Кировском суде Ярославля завершились прения сторон и судья Михаил Ратехин ушел в совещательную комнату. За несколько дней до оглашения выяснилось, что приговор будут читать не в Кировском суде, самый большой зал которого вмещает не более 20 человек, а в Ярославском областном суде.
Утром 1 августа у старинного здания из бело-розового камня стоят несколько полицейских и журналистов. Здесь, в доме номер 4 по улице Ушинского, где в XIX веке располагался особняк купца Лопатина, находится Ярославский областной суд.
На входе журналистов встречает небольшого роста женщина в рубашке и юбке светлых тонов. Это Наталия Леонидовна Сарбунова, пресс-секретарь областного суда. "Вы кто?" – интересуется она у вновь пришедших и, получив ответ, проводит журналистов в здание суда.
Изнутри Ярославский областной суд действительно отчасти сохранил интерьер особняка: кованые перила центральной лестницы, старинные люстры и светильники, правда, уже с энергосберегающими лампочками, потолки и стены с лепниной белого и персикового цветов. Над входом в зал заседаний на цепочке висит табличка советских времен: "Тихо! Идет заседание". Наталия Леонидовна бодро отвечает на вопросы журналистов: "Можете снимать, транслировать, фотографировать всё, что хотите. Только тихо!" – поясняет она и рассаживает прессу: тех, кто готов слушать приговор весь день ,– в ту часть зала, где обычно сидят присяжные, а тех, кто всего на полчаса, – на место, отведенное для публики.
Зал заседаний не похож ни на один зал московских судов, в которых слушаются аналогичные уголовные процессы: не только потому, что здесь есть старинные люстры и лепнина, но и потому что в зале нет ни "аквариума", ни "клетки", в которых, как правило, находятся арестованные подсудимые во время судебного процесса. "Это корпус для гражданских дел, ну и такой порядок во исполнение решений ЕСПЧ", – объясняет Наталия Леонидовна в ответ на изумленные взгляды. Подсудимые будут слушать приговор за столом, словно свободные люди.
Первым заходит в зал и садится за стол для подсудимых человек в белом поло – это бывший заместитель мэра Дмитрий Донсков. После 2,5 лет в СИЗО в феврале 2016 года суд отпустил его под домашний арест. Через несколько минут в зал заводят бывшего мэра Ярославля Евгения Урлашова и его советника Алексея Лопатина. Приставы снимают с обоих наручники, мужчины садятся за стол. Евгений Урлашов выглядит бодро, он в костюме, но без галстука. Журналисты интересуются у бывшего мэра, каков его настрой перед приговором, Урлашов машет рукой близким и не отвечает. Еще через несколько минут в зал входит судья и бодрым громким голосом начинает оглашение, которое, по некоторым оценкам, может продлиться до среды.
Хотя в первый день чтения приговора судья так и не произнес, что бывший мэр Ярославля и его подчиненные признаны виновными, по тем выводам, к которым пришел суд, стало понятно, что приговор носит обвинительный характер. Судья согласился с версией обвинения, что Евгений Урлашов вымогал взятку в размере 18 миллионов рублей у директора компании "Радострой" Сергея Шмелева за победу в аукционе по ремонту и благоустройству улиц Ярославля. Изначально, по версии обвинения, Урлашов не хотел, чтобы компания Шмелева участвовала в аукционе, и пытался несколько раз уговорить директора компании отказаться. Обвинение полагает, что когда стало понятно, что отговорить Шмелева не получится, Урлашов "реализуя преступный умысел" стал требовать деньги за победу "Радостроя" в аукционе. Сам Евгений Урлашов вину не признает, он утверждает, что не вымогал денег у Шмелева, и называет его "агентом-провокатором правоохранительных органов".
При этом при изложении фабулы дела судья практически не упоминал заместителя мэра – Дмитрия Донскова, несколько раз судья подчеркивал, что Донсков "был не осведомлен о преступном умысле Урлашова". Адвокаты сразу не исключили, что это может означать более мягкий приговор для Донскова или же оправдание.
Примерно через полтора часа после начала чтения приговора суд прервал оглашение:
– Ваша честь, моей маме плохо! Она может умереть! Вызовите врача! – крикнул Евгений Урлашов, указывая в сторону зрителей, которые обступили пожилую женщину в черном, обмахивая ее веером и предлагая воду. Судья объявил перерыв на 30 минут. В зале запахло валидолом, женщину вывели в коридор. К суду приехала скорая. Подсудимых увели в "конвойную".
После вынужденного перерыва судья Михаил Ратехин предложил публике и подсудимым сесть "в силу физиологических обстоятельств". Судья огласил вводную часть и перешел к самой объемной части приговора – анализу доказательств сторон, которые участники процесса приводили в Кировском суде Ярославля в течение почти 9 месяцев. Материалы дела насчитывают 77 томов.
Признанные потерпевшими по этому делу Сергей Шмелев и Эдуард Авдолян в суд в первый день оглашения приговора не явились.