Ссылки для упрощенного доступа

"Он умел жить с поднятой головой"


Прощание с Павлом Шереметом в Минске

В Минске простились с Павлом Шереметом. Журналист погиб в результате подрыва автомобиля в Киеве 20 июля. Похоронен Павел на Северном кладбище белорусской столицы рядом с отцом.

22 июля самолет с телом Павла Шеремета приземлился в национальном аэропорту Минск. Погибшего журналиста доставили авиарейсом из Киева, где в "Украинском доме" прошла траурная церемония прощания. Высказать слова поддержки родным и близким пришли сотни людей, в том числе президент Украины Петр Порошенко, депутаты парламента, министры. В Белоруссии на гибель Шеремета, который в середине 1990-х начинал карьеру на Белорусском телевидении, никто из официальных лиц не откликнулся.

Гроб сопровождали родственники и представительная украинская делегация – среди двух десятков пассажиров, появившихся в зале прилета, были пресс-секретарь украинского президента Святослав Цеголко, журналисты и депутаты Верховной Рады Мустафа Найем и Сергей Лещенко, а также чиновники, общественные активисты. После этого гроб с телом Павла Шеремета был доставлен в минский храм Всех Святых, где в пятницу вечером и утром в субботу была возможность с ним проститься.

На траурной панихиде было многолюдно – за три часа, отведенных для прощания, этой возможностью воспользовались несколько тысяч человек. Коллеги-журналисты, политики, деятели культуры, просто неравнодушные люди – Павла Шеремета знали, уважали, любили.

В храме рядом с гробом сидели самые близкие люди, в том числе мама Людмила Станиславовна, жена Наталья, подруга и коллега Алена Притула, дети Елизавета и Николай.

На церемонию пришли практически все представители белорусской оппозиции – Анатолий Лебедько, Владимир Некляев, Александр Козулин, Татьяна Короткевич, Сергей Калякин, Алесь Михалевич и другие. Из России приехал Илья Яшин, соратник Бориса Немцова, с которым Павел Шеремет близко дружил.

Много было журналистов – в 1990-х Павел успел поработать в ряде редакционных коллективов. Вспоминает обозреватель "Белорусской деловой газеты" Борис Тасман:

Таким людям в нашем придавленном обществе очень душно, тяжело

– Павел Шеремет – из того же разряда, что и Борис Немцов. Это люди, которые перешагивали рамки страха, ига, ярма. Они умели жить без этого, умели жить с прямой спиной, расправив плечи, с поднятой головой. Видели не только перед собой, они смотрели вперед и вокруг. И пытались открыть миллионам людей глаза на то, что происходит. Наверное, таково их предназначение. Конечно, таким людям в нашем придавленном обществе очень душно, тяжело. Поэтому Паша уже не мог ни на родине работать, ни в России – когда там тоже сгустились тучи, ему пришлось уехать в Украину. Оказалось, нигде в постсоветском мире не хотят правды. Не хотят посмотреть вокруг, не хотят оценить ситуацию. Павел был из тех, кто это мог делать и говорил об этом вслух. Поэтому его убрали.

Мустафа Найем и Илья Яшин на похоронах Павла Шеремета
Мустафа Найем и Илья Яшин на похоронах Павла Шеремета

В прицелы объективов фото- и видеокамер чаще других попадала заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Светлана Калинкина – близкий друг Павла Шеремета, соавтор их совместной книги “Случайный президент” о феномене взлета Александра Лукашенко:

– Павел не высказывал никаких опасений. Он говорил, что Киев – достаточно спокойный город, что страшилки, которые показывают по российскому и белорусскому телевидению, – это все неправда. Приглашал приезжать, обещал провести экскурсию лично. По крайней мере я не чувствовала, что он за что-то опасался. Что касается последних новостей о ходе расследования, то основная версия – все же профессиональная деятельность. Появились и объяснения, почему дело возбуждено не по статье "Теракт" – хотя это демонстративное убийство в центре города известного человека. Объяснение простое: пока не будут найдены убийцы и не понятны мотивы, нельзя это квалифицировать как "теракт". Поэтому далее вполне возможна переквалификация.

Павел Шеремет родился в Минске 28 ноября 1971 года. После школы поступил на истфак Белгосуниверситета, но, окончив три курса, перевелся на факультет международных экономических отношений Белорусского экономического университета. Получил экономическое образование, работал в отделе валютных операций коммерческого банка и постепенно связал жизнь с журналистикой – стал консультантом экономических программ на Белорусском телевидении. В 1994 году Шеремета утверждают автором и ведущим еженедельной аналитической программы “Проспект", а уже на следующий год его признают лучшим журналистом страны.

Вскоре после прихода к власти Александра Лукашенко вынужден был покинуть государственный телеканал, "национализированный" новой властью. Становится редактором "Белорусской деловой газеты", а через некоторое время возглавляет бюро Общественного российского телевидения в Минске с функцией собкора по Белоруссии.

В 1997 году во время съемок на белорусско-литовском пограничье Павел Шеремет и оператор Дмитрий Завадский были арестованы по обвинению в "незаконном пересечении государственной границы и в сотрудничестве с западными спецслужбами". От длительного пребывания в тюрьме их спасло вмешательство Бориса Ельцина. В итоге журналист получил два года условно, проведя за решеткой в общей сложности 3 месяца. Оператора осудили условно на полтора года лишения свободы. В 2000 году Завадский при невыясненных обстоятельствах пропал в минском аэропорту, куда приехал встречать Шеремета, возвращающегося из Москвы. С тех пор о нем ничего не известно.

Светлана Завадская, жена Дмитрия, также пришла на церемонию прощания с Павлом Шереметом. По ее словам, он до последнего не мог простить, что не предотвратил убийство друга:

– Я знаю, что эта трагедия с Димой на Павла очень сильно повлияла, для него это была личная трагедия, личная боль. Все эти дни я читала воспоминания людей, которые его знали. Так вот большинство говорило, какой он был улыбчивый, всегда шутил и т. д. Но при этом поймала себя на мысли: когда виделись с ним до отъезда в Украину (а пересекались мы достаточно часто), он был другим – как-то зажат, подавлен. Году в 2008-м я ему даже сказала: Паша, если ты думаешь, что мы тебя в чем-то виним, то это абсолютно не так, нет даже мыслей таких. На что он ответил: я сам себя виню, что не смог предугадать эту ситуацию, не мог ее предотвратить, слишком долго тянул с тем, чтобы забрать Диму в Москву. То есть он считал, что, если бы вовремя его увез, смог бы спасти ему жизнь.

В 1998 году, вскоре после выхода на свободу, Павла Шеремета позвали в Москву, он стал специальным корреспондентом программ "Новости" и "Время" дирекции информационных программ ОРТ. В январе 1999-го занял пост шеф-редактора российской и зарубежной корреспондентской сети дирекции информационных программ.

В 2000 году ушел из новостей и продолжил работать на "Первом канале" как автор документальных фильмов и специальных проектов в рамках информационных программ, спустя два года получил премию ОБСЕ за демократию и защиту прав человека в области журналистики.

Окончательно ушел с телеканала в 2008 году. С 2009-го был редактором отдела политики и общества в журнале "Огонек".

В 2010 году по "совокупности заслуг" руководство Белоруссии лишило Шеремета белорусского гражданства. В Минске устали наблюдать, как набирает популярность созданный им сайт “Белорусский партизан", который жестко критиковал власть Лукашенко; на ура расходился политический бестселлер “Случайный президент"; получали призы на фестивалях документального кино фильмы "Дикая охота" и “Дикая охота-2”, посвященные пропавшим оппонентам белорусского режима.

Я запомню его борцом, который в любом случае оказался победителем

Впрочем, в России в услугах журналиста, позволявшего себе слишком много критических высказываний, также перестали нуждаться: он недолго был ведущим передачи “Приговор” на телеканале РЕН ТВ, поработал на Общественном телевидении России, но покинул канал по политическим причинам. Подобное отношение, как считает известный режиссер-кинодокументалист Юрий Хащеватский, автор нашумевшего фильма о Лукашенко "Обыкновенный президент", лишь укрепило Павла в уверенности, что он все делает правильно:

– Павел Шеремет – это был большой человек, стоик, который очень много перенес, который очень много переборол. Поэтому лично я запомню его борцом, который в любом случае оказался победителем. Да, с одной стороны – это трагедия. Но с другой стороны – пусть даже короткая, но очень хорошая, яркая жизнь. А это уже не трагедия, это уже что-то, проникнутое оптимизмом. Я думаю, что Павел свой срок на этой земле отмерил достойно, во всех отношениях. Если не сегодня, то завтра это станет очевидно всем. Жаль, конечно, терять таких людей. Жаль, но мы должны жить дальше, чтобы победить вместе с ним.

Политический обозреватель Александр Федута два десятка лет тому назад вместе Павлом Шереметом работал в редакции Белорусской деловой газеты. Последние годы живет в Киеве, поэтому вполне закономерно, что встречался с земляком чаще других:

– Мы с ним постоянно контактировали, в последний раз встречались меньше месяца тому назад. Собирались белорусские журналисты, живущие в Киеве. Павел был очень веселый, очень оптимистичный (хотя, ради справедливости, он всегда был оптимистом). Поэтому то, что произошло, попросту не укладывается в голове. Я вот смотрю в записную книжку своего телефона – уже несколько номеров моих киевских друзей, знакомых… не поднимается рука их вычеркнуть. Знаешь, что с этого номера больше тебе никогда не позвонят, но для меня эти люди все равно остаются живыми. Теперь та же ситуация с Павлом…

В 2013 году Павел Шеремет окончательно перебрался в украинскую столицу. Сначала вел блог на сайте "Украинская правда", а позже стал исполнительным директором медиаресурса. В 2015-м пришел на "Радио Вести", где вел передачу “Утро Павла Шеремета".

Похоронен Павел Шеремет рядом с отцом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG