Ссылки для упрощенного доступа

Чрезвычайное повседневное положение


Свечи в память о жертвах трагедии в Ницце
Свечи в память о жертвах трагедии в Ницце

Франция учится воспринимать терроризм как часть жизни и постоянную угрозу

Чрезвычайное положение во Франции может стать повседневным. Спустя пять дней после теракта в Ницце, унесшего жизни 84 человек, Национальная ассамблея – нижняя палата французского парламента – поддержала предложение правительства продлить режим чрезвычайного положения сроком на шесть месяцев. В среду эту инициативу обсудят в Сенате.

Расследование обстоятельств теракта продолжается, под предварительным арестом находятся шесть человек, возможно, имевших отношение к его подготовке. В том, что акция была тщательно спланирована, у следователей сомнений нет: установлено, в частности, что Мохаммед Ляуэйж-Булэль незадолго до теракта распродал свое имущество, опустошил банковский счет и купил оружие. В его компьютере были обнаружены видео и фотоматериалы организации "Исламское государство" (признана террористической и запрещена в ряде стран, в том числе в России. – РС).

Франсуа Олланд выступает с обращением к нации после теракта в Ницце
Франсуа Олланд выступает с обращением к нации после теракта в Ницце

В Ницце все еще госпитализированы 70 пострадавших в результате наезда грузовика на прохожих, возвращавшихся с Английской набережной после праздничного фейерверка по случаю национального праздника – Дня взятия Бастилии. 19 раненых – в тяжелом состоянии. За рулем машины находился Ляуэйж-Булэль, позднее застреленный полицейскими.

Родные и близкие погибших и раненых в последние дни неоднократно высказывали критику по поводу медлительности властей в том, что касается опознания пострадавших и предоставления необходимой информации семьям. Людям часами, а то и днями приходилось дежурить в больницах, не имея доступа к раненым близким и не располагая точными данными об их состоянии.

Франсуаза Рудецки, президент ассоциации SOS Attentat ("СОС покушения"), известная во Франции защитница прав пострадавших в терактах и заложников, рассказала в интервью Радио Свобода, как действует во Франции система предоставления психологической и социальной помощи пострадавшим при терактах:

У пострадавших и очевидцев может развиться посттравматическое стрессовое расстройство

– Люди после случившегося в Ницце находились в состоянии шока. Многочисленные психологи и психиатры были в срочном порядке направлены туда. У пострадавших и очевидцев впоследствии может развиться посттравматическое стрессовое расстройство. Этот феномен тщательно изучался в США, во Франции о нем тоже было несколько научных публикаций. Здесь в 1995 году были созданы так называемые ячейки экстренной медицинско-психологической помощи, цель которых – предоставлять необходимую поддержку всем, кто находился на месте трагедии. Главным образом в такой помощи нуждаются раненые и их семьи, – рассказывает Франсуаза Рудецки. В 1983 году она сама была серьезно ранена в результате теракта в парижском ресторане Le Grand Vefour и спустя два года после этого создала ассоциацию SOS Attentat ("СОС Покушения") в помощь пострадавшим при террористических актах.

– В настоящее время еще ведутся исследования касательно пострадавших в терактах в редакции еженедельника "Шарли Эбдо" и в супермаркете "Гипер кашер" в январе 2015 года. Цель – лучше понять это явление. В сентябре должно начаться научное исследование, касающееся терактов 13 ноября 2015 года в клубе "Батаклан". Думаю, это даст нам более эффективные инструменты в работе по предоставлению помощи пострадавшим.

Франсуаза Рудецки
Франсуаза Рудецки

Франция должна научиться жить в условиях постоянной террористической угрозы, считает Франсуаза Рудецки. По ее словам, каждое отдельное государство не может в одиночку бороться с терроризмом:

– Европа должна мобилизовать усилия, но это непросто, поскольку Европа сейчас переживает глубокий кризис. Тем не менее население европейских стран должно быть готово жить в этих новых условиях. Необходимо выработать специальные механизмы, направленные на предоставление помощи пострадавшим в терактах.

Франсуаза Рудецки была уполномочена президентом Франции подготовить создание национального "Центра по укреплению силы духа", аналогичного тому, что был создан в США после теракта на марафоне в Бостоне.

– Такие национальные центры существуют в США, Израиле, Норвегии, в ряде других стран. В рамках этого проекта мне необходимо будет координировать усилия между больницами, армией, ассоциациями – всеми, кто имеет отношение к данному вопросу. Наша цель – создать структуру, способную одновременно предоставлять и психологическую, и социальную помощь. Смысл в том, чтобы не только помочь людям пережить трагедию, но и преодолеть ее последствия в семейном, профессиональном, социальном плане.

Европа должна мобилизовать усилия, но это непросто, поскольку Европа сейчас переживает глубокий кризис

Франция психологически не была готова к подобной волне террора, считает французская правозащитница и юрист, за последние годы инициировавшая ряд законопроектов, призванных гарантировать соблюдение прав жертв терактов и заложников.

– Лучше готовы к этому только те страны, которые находятся в состоянии войны, как, например, Израиль. Американцы также не были морально готовы к волне терактов, даже пережив трагедию 11 сентября 2001 года. Необходимы специальные междисциплинарные программы, позволяющие проанализировать это явление, укреплять моральный дух людей и предоставлять всеобъемлющую поддержку пострадавшим и их семьям, – говорит Франсуаза Рудецки. По ее мнению, французы проявили стойкость перед лицом терактов последних полутора лет:

– О панике говорить не приходится. Все мы видели, что люди возвратились на Английскую набережную в Ницце наутро после трагедии, чтобы почтить память погибших. При этом каникулы в Ницце продолжаются, жизнь возвращается в нормальное русло, и она обязана в него вернуться, потому что иначе можно будет констатировать, что террористы победили. Люди возвращаются на террасы кафе, в концертные залы. Естественно, в некоторых поселился страх, но это не массовое явление. Пока французское общество проявило крепкий гражданский дух и спокойствие. Жизнь должна продолжаться, чтобы показать, что мы не сдадимся под напором терроризма и продолжим отстаивать наши ценности и устои нашей жизни.

Радикальный исламизм – явление крайне маргинальное

Франсуаза Рудецки огорчена тем, что некоторые правые политики во Франции после теракта в Ницце своими высказываниями подстрекали к межэтнической вражде и ненависти:

– Я осуждаю подобную риторику. Радикальный исламизм – явление крайне маргинальное, если говорить о восьмимиллионной мусульманской общине Франции, – подчеркивает французская правозащитница и призывает лидеров мусульманской общины безапелляционно и громко порицать не только подобные заявления политиков, но и деятельность исламских радикалов.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG