Ссылки для упрощенного доступа

Вокальная партия


Юрий Вачнадзе колумнист
Юрий Вачнадзе колумнист

Несколько лет назад в тексте, посвященном реакции на российско-грузинский конфликт деятелей культуры, я привел пример со знаменитым болгарским басом Борисом Христовым. В Советском Союзе этот певец фактически был персоной нон грата из-за того, что выступал в Софии в период немецкой оккупации. Зато после Второй мировой войны уже американцы отказались выдать Христову въездную визу для гастролей в "Метрополитен-опера" как гражданину входящей в советский блок страны так называемой народной демократии. Можно продолжить смысловой ряд и упомянуть схожие примеры, скажем, с дирижерами Гербертом Караяном и Вильгельмом Фуртвенглером. Некоторые знаменитые музыканты, такие как Артур Рубинштейн или Игнац Фридман, отказывались играть со своими коллегами не только из Германии, но и из других стран, бывших союзницами Гитлера. Значительно позже по этому же поводу в беседе со мной режиссер Роберт Стуруа высказался так: "Искусство не является слугою ни народа, ни правительства. Вообще, искусство слугою не является. Это самостоятельная, отдельная область человеческого бытия. Искусство имеет право говорить обо всем, как хочет. Иногда это может показаться ошибочным, но повторяю – это другой вид бытия".

И вот тема "искусство и политика" получила продолжение в новых политических катаклизмах в Грузии (осенью в стране пройдут парламентские выборы). Напомню, что после российско-грузинского военного конфликта официозные грузинские телеканалы буквально "прилепили" к кадрам выступления известного баса Пааты Бурчуладзе на благотворительном концерте в Москве видеоряд с участием Владимира Путина. Певец тогда удостоился хулы грузинских медиа: "Нельзя петь в стане агрессора!" Все вроде бы по делу, но при этом не принималось во внимание, что еще в 2004 году Бурчуладзе основал благотворительный фонд "Иавнана" ("Колыбельная"). Если с искусством обнаружились проблемы, то уж благотворительность, казалось бы, действительно не должна была бы иметь границ. Много лет фонд Бурчуладзе с максимальной пиар-раскруткой помогал многодетным семьям бесплатно получать квартиры, а также выделял деньги на строительство храмов. При этом руководитель фонда постоянно – публично и настойчиво – демонстрировал свою независимость от политических партий и властных структур.

Неважны дела в стране, в которой известные деятели искусства становятся политиками

Однако со временем выяснилось, что сам Бурчуладзе ни одного тетри из личных средств в фонд не вкладывал: пользуясь своим именем и престижем, певец привлекал деньги гордящихся дружбой с ним грузинских нуворишей. Криминала, конечно, в этом никакого не было, но, естественно, вставал вопрос о моральных принципах основателя фонда. На днях в социальных сетях обнародован список с адресами якобы приобретенных Бурчуладзе в личную собственность на пожертвованные фонду деньги нескольких десятков квартир. Подтверждений этой информации нет, но она, конечно же, взволновала общественность. А вот что в деятельности "Иавнана" вызывало безоговорочное уважение, так это то обстоятельство, что Бурчуладзе привлекал к участию в благотворительных концертах своих друзей, певцов и музыкантов с мировыми именами, что лишний раз свидетельствовало о его связях и популярности в сфере искусства.

Несмотря на заявления о своей политической неангажированности, певец с поистине артистической эластичностью в годы правления партии "Национальное движение" демонстрировал преданность Михаилу Саакашвили, а после его поражения на выборах – злейшему врагу Саакашвили, вождю "Грузинской мечты" миллиардеру Бидзине Иванишвили. Об этом свидетельствовали многочисленные интервью Бурчуладзе с восхвалением до небес "избавителя от гнета националов". Все эти годы на вопросы журналистов о возможности создания политической партии и участия в выборах Бурчуладзе настойчиво отвечал категорическим отказом. Однако ближе к концу весны руководимый им фонд сначала неожиданно сменил вывеску – стал "Фондом развития Грузии", а потом трансформировался в политическую партию "Государство для народа". Созданная за четыре месяца до выборов партия поставила целью не только принять в них участие, но и получить значительное число мест в будущем парламенте. Бурчуладзе подтвердил свою приверженность прозападному курсу страны, особо подчеркнув, что страной не должен руководить неформальный правитель (читай: Бидзина Иванишвили). По мнению певца, в случае победы его партии к управлению государством придут не связанные с нынешними политиками профессионалы, для которых руководство страной не будет "предметом развлечения". В ряды новой партии буквально ринулись представители самых разных политических движений, от крайне правых до крайне левых, от бывших ярых сторонников Саакашвили до недавних сторонников правящей "Грузинской мечты". По данным опроса международного Республиканского института, рейтинг самого Пааты Бурчуладзе достиг 75%. Политолог Гия Нодиа объяснил это "тоской людей по персонам без политического прошлого".

Невольно возникают вопросы, связанные как с фундаментальной проблемой "искусство – благотворительность – политика", так и с истинными побуждениями деятеля искусства, решившего бросить театральную и концертную сцены ради политической арены. Приведу в этой связи высказывание грузинского композитора Джемала Сепиашвили: "Неважны дела в стране, в которой известные деятели искусства становится политиками". От себя добавлю: видимо, неважно идут творческие дела у деятелей искусства, если они уходят в политику.

Юрий Вачнадзе – тбилисский журналист и политический комментатор

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG