В апреле в городском суде Выборга началось противостояние судебной системы со свободой вероисповедания и Конституцией РФ. По иску Ленинград-Финляндского транспортного прокурора Александра Ганихина идут слушания о том, чтобы признать Библию (!) "экстремистским материалом". Новые слушания ожидаются до конца июня. Речь идет о Библии, изданной международной христианской организацией свидетелей Иеговы. Целая партия таких книг, предназначенных для бесплатного распространения среди верующих в России, была задержана на выборгской таможне и теперь ждет приговора. И приговор этот может сделать Россию единственной страной в мире, в которой запрещена Библия в данном издании, а оно выпущено миллионными тиражами на десятках языков. В сообщении информационно-аналитического центра "Сова" говорится: "Нам неизвестна мотивировка иска, однако, с нашей точки зрения, „Перевод Нового Мира“ не содержит признаков экстремизма и в целом мы расцениваем преследование Свидетелей Иеговы в России по антиэкстремистским статьям и практику запрета их литературы как религиозную дискриминацию".
В процессе состоялось только два слушания (15 и 26 апреля), и они уже сопровождались целым рядом нарушений. Начать с того, что Библию в принципе нельзя признавать "экстремистским материалом" после того, как в ноябре 2015 года Госдума РФ приняла закон, запрещающий признавать таковым священные писания основных религий. Но это не помешало прокуратуре отправить Библию на экспертизу с целью выяснить, экстремистская она-таки или нет. Затем суд должен будет решить, какую Библию гражданам России читать можно, а какую – нельзя. Газета "Вашингтон пост" недавно метко описала, как в современной России ведется борьба с "экстремистами" от религии: "Собирают группу так называемых экспертов, которым просто не нравятся свидетели Иеговы, и просят написать, что их литература является экстремистской". Такой метод уже не один год активно применяется к литературе свидетелей Иеговы в целом: к настоящему моменту в Федеральный список экстремистских материалов внесены 88 изданий, включая крупный международный сайт. Это делается по самым вымученным предлогам, в основном потому, что верующие верят в истинность своей религии. И вот теперь этот же подход обращен на Библию.
Доводы прокуратуры звучат странно в светском государстве. Так, эксперт Наталья Крюкова утверждает, что Библия, "взятая как книга, перестает быть Библией, которой она становится только в Церкви". В составленном ею заключении о Библии свидетелей Иеговы говорится: "Она позволяет транслировать иную, отличную от христианской традиции, систему вероучительных и нравоучительных текстов". Таким образом, эксперты утверждают, а прокуратура явно соглашается с ними в том, что гражданам России отныне можно читать только такую Библию, которая соответствует "христианской традиции". На деле это означает, что требуется штамп "Одобрено Московской патриархией", все остальное – экстремизм. Ранее эксперт Крюкова уже признавала экстремистскими фильм "Невинность мусульман" и надпись на футболке "Православие или смерть".
Ставка делается на то, что данная Библия действительно не является Библией, поэтому на нее не распространяется действие вышеупомянутого закона и ее можно запретить, как какую-нибудь листовку (в материалах суда она проходит просто как "брошюра"). Защита пыталась доказать, что это все-таки Библия, для чего на слушание был приглашен специалист-религиовед. Но допросить его не дали, судья Роман Петров отклонил все ходатайства защиты: верующие были лишены любой возможности заявить любые ходатайства, приобщить к делу любые доказательства и даже просто представить возражения. Притом что ходатайство обвинения было удовлетворено мгновенно.
Это не только процесс о запрете Библии, которая, кстати, имеет десятки переводов на русский язык, большинство из которых тоже не выполнены "в лоне Церкви"
Вероятно, процесс задумывался как очень быстрый, "технический" и не предполагалось, что кто-то посмеет на него явиться и защищаться. Было похоже, что судью раздражает само присутствие в зале адвокатов, а заодно и верующих, которым скоро запретят читать Библию. Суд не сразу согласился допустить к слушаниям представителей свидетелей Иеговы в качестве стороны защиты, что уже стало их небольшой победой. Кстати, такой же метод закулисных слушаний использовался при запрете официального сайта свидетелей Иеговы: два ключевых заседания, в областном суде Твери и в Верховном суде РФ, были проведены в отсутствие стороны защиты.
Третьим нарушением стало то, что суд отправил дело на экспертизу в то же самое учреждение, которое уже выполняло заключение о наличии признаков экстремизма в данной Библии, а именно АНО "Центр социокультурных экспертиз". Между тем законодательство запрещает заказывать экспертизу учреждению, руководитель которого уже выступал экспертом по данному вопросу. Сторона защиты трижды заявляла отвод судье. Первый был отклонен, два других проигнорированы. На процессе присутствовали представители посольств зарубежных стран: Германии, Великобритании, США. Все они с изумлением наблюдали, как в светском суде ставится вопрос об экстремизме в Библии и обсуждаются вопросы неправильной "христианской традиции". "Если их не остановят знающие люди, это будет позорище на весь мир, потому что Библия – это великая книга, которую читают не только христиане всего мира, а вообще во всем мире", – комментирует процесс правозащитник, член Совета по правам человека при Президенте РФ Людмила Алексеева.
Этот процесс может стать знаковым для свободы вероисповедания в России. Это не только процесс о запрете Библии, которая, кстати, имеет десятки переводов на русский язык, большинство из которых тоже не выполнены "в лоне Церкви". Читателям этих переводов скоро может стать очень несладко. Что важнее, процесс покажет, хочет ли государство, (пока) именующее себя светским, уважать право своих граждан верить в то, во что они хотят. Существует ли действительно 28-я статья Конституции о том, что каждый волен выбирать религию и действовать в согласии с ней, или же это музейная ценность, реминисценция о "лихих девяностых", о которых сегодня надо вспоминать с содроганием?
Антон Чивчалов – журналист, переводчик, блогер