Ссылки для упрощенного доступа

Выехать на спинах пенсионеров


Лев Гудков – об отношении россиян к возможному повышению пенсионного возраста

Почти 70 процентов россиян готовы согласиться с повышением пенсионного возраста при условии увеличения размера страховой пенсии. Таковы данные последнего соцопроса, организованного исследовательским фондом "Ромир". Но есть и другие соцопросы, которые говорят о прямо противоположных настроениях людей. Дискуссия о повышении пенсий привлекает внимание практически всех работающих россиян, приблизительно треть которых, как говорят в "Левада-центре", хотела бы выйти на пенсию не позже 55 лет. Получать пенсию еще до достижения 50 лет мечтает почти четверть респондентов, лишь каждый десятый хочет стать пенсионером после 60 лет.

Главным стимулом для более позднего выхода на пенсию, согласно данным "Ромир", может стать увеличение размера пенсии. За это высказались 69 процентов опрошенных "Ромиром". Причем женщины чаще мужчин указывали этот вариант ответа. Однако, как отмечает руководитель "Левада-центра" Лев Гудков, россияне по-прежнему негативно относятся к возможному повышению пенсионного возраста, о чем в правительстве России говорят уже давно – как о необходимом средстве для сбалансирования государственного бюджета.

Эксперты сходятся во мнении, что рано или поздно пенсионный возраст в России будет повышен. Бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил недавно, что без этой меры привести в порядок пенсионную систему России невозможно.

Прошлой осенью против повышения пенсионного возраста высказывались не менее 80 процентов опрошенных, и депутаты Госдумы и большинство высших государственных чиновников хорошо понимают непопулярность подобной меры. 21 сентября прошлого года, на встрече депутатов фракции "Единой России" в Госдуме и министра финансов Антона Силуанова, фракция высказала министру отрицательное отношение к такой перспективе. Вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявил тогда: "Что касается повышения пенсионного возраста, то на этот счет есть позиция – мы полагаем, что рано или поздно такое решение будет приниматься. Но в настоящий момент мы не считаем, что страна готова такое решение принять".

Очень осторожен в высказываниях по этому поводу и Владимир Путин. Во время прямой линии в апреле прошлого года он тоже высказался против повышения пенсионного возраста. "Отработал, в деревянный макинтош – и поехал?" – сказал тогда российский президент, указав, что в России 65 лет – средняя продолжительность жизни мужчин. И премьер Дмитрий Медведев прокомментировал эту "очень щепетильную тему", посоветовав принимать решение только после "аккуратной дискуссии".

Лев Гудков подчеркивает, что обещаниям государства сопровождать повышение пенсионного возраста увеличением размера пенсий и расширением льгот для пенсионеров россияне попросту не верят:

​–​ Еще в сентябре прошлого года вы отмечали крайне негативное отношение населения России к возможности повышения пенсионного возраста. Но идея явно продолжает "обкатываться". Изменилось ли что-то в ее восприятии среди россиян?

– Нет, ничего не изменилось, поскольку это очень устойчивые установки, массовые. И они практически не меняются на протяжении всех последних лет. Даже несмотря на пропагандистскую кампанию, подготовительную, которая сейчас идет. От 78 до 83 процентов россиян –против повышения пенсионного возраста. Особенно резко и негативно, причем явно подчеркнуто негативно, высказываются женщины. И чем ближе к пенсии, тем более резко. И в провинции идею воспринимают более негативно, чем в крупных городах, где все-таки у людей появились другие источники доходов. Люди недовольны не только просто возможным повышением пенсионного возраста, но и тем, что пенсии фактически сокращаются. Потому что они индексируются на 4 процента при инфляции в прошлом году в 16 процентов. В этом году инфляция поменьше, поскольку у людей денег стало существенно меньше, сейчас инфляция держится на 7-8 процентах в год. Но все равно это намного выше, чем индексация пенсий. Большинство людей надеются на то, что пенсии сохранятся в полном объеме, и всякие попытки их как-то урезать воспринимаются очень болезненно и с большим раздражением. Люди понимают, что при такой структуре расходов власть пытается на них сэкономить, как-то обмануть их. В общем, "отжать" у людей доходы и решить свои какие-то геополитические и прочие проблемы.

Люди понимают, что при такой структуре расходов власть пытается на них сэкономить, как-то обмануть их

​–​ Может быть, существуют какие-то способы изменить это настроение? Некоторые опросы показывают, что если пообещать значительное увеличение размера пенсии при условии более позднего выхода на пенсию, если увеличить какие-то льготы в области медицинского обслуживания, то якобы отношение будет более позитивным к такой мере…

– Я думаю, что люди в массе своей не доверяют таким заявлениям и относятся с большим скепсисом и настороженностью. Поскольку весь опыт советского и постсоветского человека основан на том, что государство всегда хочет выехать из трудностей и проблем, которые оно само создало, за счет населения. И здесь очень стойкое недоверие. Ресурсов у людей очень мало. Все-таки больше чем три четверти населения – это люди, живущие от зарплаты до зарплаты или от пенсии к пенсии. А учитывая, что коэффициент возмещения пенсий по отношению к средней зарплате в нашей стране крайне низок, – по разным оценкам, это около 30-35 процентов, даже в советское время он был около 60 процентов, – на пенсию очень трудно прожить. И разговоры о том, что то ли пенсии будут сокращаться и не выплачиваться работающим пенсионерам, то ли будут частично выплачиваться, создают атмосферу недоверия, подозрительности и повышенного раздражения. Я думаю, что, если будет принят закон о повышении пенсионного возраста и неполной выплате или просто невыплате ее работающим пенсионерам, это вызовет очень сильные социальные волнения, напряжение. Это будет повторение 2005 года, событий вокруг монетизации пенсий.

–​ А каков процент тех, кто собирается и после выхода на пенсию продолжать работать?

– Продолжают работать по достижении нынешнего пенсионного возраста примерно 75 процентов россиян. Эта цифра, правда, сильно различается по разным социальным группам. Чем более люди бедные, чем ниже квалификация и зарплаты, тем чаще люди хотят выйти на пенсию. Потому что не такой резкий перепад будет в доходах. Усталость, истощенность, болезни – характерны для этой социальной среды. Поэтому люди готовы скорее выйти на пенсию – прежде всего в деревнях, в малых городах. Но все равно это относительное меньшинство. А большинство, конечно, будет продолжать трудиться до тех пор, пока не свалится, пока здоровье позволяет. В крупных городах с повышением уровня квалификации, компетентности, уровня доходов люди хотели бы работать как можно дольше.

–​ Получается, что люди ждут пенсии не столько для того, чтобы отдохнуть после трудовой жизни, сколько чтобы сохранить каким-то образом свои доходы?

Кризис надолго, и люди довольно пессимистично смотрят в будущее​

– Именно. Он хотят сохранить какой-то приличный уровень жизни. Тем более что в условиях кризиса и падения доходов люди пытаются как-то подстраховаться, получить дополнительную надежду и дополнительные гарантии. По крайней мере, чтобы не было резкого снижения доходов. Кризис надолго, и люди довольно пессимистично смотрят в будущее в этом плане.

–​ А почему именно женщины особенно активно выступают против повышения пенсионного возраста в России?

– Во-первых, женщин просто больше, и они быстрее изживают свой ресурс жизненных сил. У них гораздо сильнее, особенно в предпенсионном и пенсионном возрасте, чувство усталости, ощущение нездоровья, тревожности. И их чаще увольняют, они менее защищены в этом смысле. Как правило, их быстрее отправляют на пенсию. Соответственно, они оказываются в худшем положении в материальном смысле.

XS
SM
MD
LG