Турецкие блогеры ведут наблюдение за тем, что перевозится по Босфору российским военным флотом. По их данным, корабли ходят перегруженными и их эксплуатируют выше их технических возможностей.
Около семи утра в сторону Черного моря проследовал большой десантный корабль Черноморского флота "Саратов". Судя по всему, он возвращался из Сирии обратно в Россию и преодолел пролив за двадцать минут в сопровождении турецкого вертолета и катеров береговой охраны. Около семнадцати часов в Босфоре появился еще один российский корабль "Александр Отраковский". Он проследовал в сторону Средиземного моря. Было хорошо видно, что корабль сильно осел. Его ватерлиния была почти не видна, что говорило о наличии большого количества груза.
"По ватерлинии лучше всего понять степень загрузки судна", – говорит стамбульский фотограф и блогер Альпер Болер, с которым мы вместе наблюдали передвижение кораблей российского флота в этот обычный день 24 апреля. Альпер дежурит у Босфора днями. Рассказывает, что недавно произошел инцидент с военно-транспортной "Двинницей". Не так давно этот следующий в Сирию корабль был настолько перегружен, что не мог балансировать в воде. "Он так сильно накренился на правую сторону, что казалось, вот-вот утонет, – говорит Альпер. – Возможно, команда не смогла правильно загрузить это судно или случилась техническая неполадка".
Альпер Болер внимательно следит за передвижением российских кораблей в турецких проливах и публикует свои наблюдения в "Твиттере". Вот его комментарий, сделанный 8 апреля: "Выглядит пустым. Пожалуй, можно прекратить наблюдать за ватерлинией, тенденция ясна. Нагруженные – на Юг, пустые – на Север".
Или замечание от 20 марта о том, что для заявленного вывода российских войск из Сирии транспортная "Двинница" идет уж слишком налегке.
Он рассказывает, что характер груза на борту кораблей понять очень сложно. Российские военные обычно поднимают сигнальный флаг "держитесь в стороне", который используют при наличии на борту опасного груза. Содержимое тщательно замаскировано брезентом или специальными защитными сетками. Турецкие власти не могут досматривать корабль. Это равносильно объявлению войны. Однако турецкому блогеру удалось сделать фото следующих в Сирию российских кораблей, на которых можно видеть грузовые автомобили, большие КАМАЗы, грузовики ГАЗ-66 и модели современной военной техники, которая ранее, если судить по военным контрактам, не поставлялась в Сирию. Вот фотография палубы "Саратова-150".
"До августа российские военные не афишировали, что участвуют в сирийской войне. Каждый такой корабль перевозил около пятисот тонн грузов. Однако в августе по очертаниям груза на борту одного из кораблей мы разглядели БТРы и другие самые современные виды оружия и боевой техники, в том числе бронетранспортеры нового типа БТР-82, – рассказывает Альпер. – Долгое время российские военные отрицали, что поставляют этот тип вооружения сирийскому режиму, хотя в различных средствах информации уже появлялась информация о том, что в Сирии видели эти новые российские бронемашины. Но после наших "неудобных" для них фото они признались, что это оружие в Сирии есть".
В декабре минувшего года кто-то из следивших за передвижением российских кораблей в черноморских проливах блогеров сфотографировал большой десантный корабль Черноморского флота "Цезарь Куников" с изображением одного из бойцов, который направляет переносной зенитно-ракетный комплекс в сторону Стамбула. На фото было хорошо видно, как человек в черной военной форме держит руку на спусковом крючке.
Фотография разлетелась по интернету и вызвала негодование в Турции. Это назвали "демонстративной игрой мускулами" и откровенным неуважением к турецкому государству. Чтобы прояснить провокационную ситуацию, турецкие власти даже вызвали для объяснений российского посла. Представители партии Националистического действия, третьей ведущей силы в парламенте, высказали предположение, что российские власти начали против турок необъявленную войну. Раздавались призывы в случае необходимости на это соответствующим образом ответить.
Стамбульский фотограф Альпер Болер, впрочем, считает, что это была просто глупость или чья-то ошибка. Как бы то ни было, в условиях напряженных отношений двух стран это вызвало массу эмоций.
В России, однако, посчитали, что на этом фоне турки начали тихую блокаду российских судов и пытаются затруднить их прохождение в Черноморских проливах. "Такой контроль – обычное дело в проливах, – говорит бывший капитан Ясин Туран, – его осуществляют в целях безопасности, во избежание возможных террористических атак". Всем движением в Босфоре руководит трафик-контроль. Суда могут двигаться только в одном направлении. Для этого власти перекрывают пролив. То есть говорят судну, которое подошло со стороны Черного моря: стой и жди, пока мы тебя пропустим. Судно стоит и ждет. Оно не имеет права идти в Босфор. "Босфорский пролив очень трудный, и здесь много подводных течений, – говорит капитан Туран, – иногда иностранные суда не могут преодолеть пролив из-за сильного шторма. Тогда наши власти закрывают проливы, и судам приходится сутками ожидать разрешения на проход".
А вот что случается, когда над Босфором утром туман.
Несмотря на шум и разбирательства по поводу "человека с оружием", подобные инциденты на самом деле случаются, последний – 13 апреля.
В Турции также недовольны неуважительным отношением к своей стране со стороны российских военных, которое проявляется в том, что российские корабли по непонятным причинам "забывают" поднимать на кормовом флагштоке так называемый "гостевой" турецкий флаг, традиционное приветствие в знак уважения к стране. Альпер Болер тоже заметил, что в какой-то момент "Яуза" была единственным российским военно-транспортным кораблем, на котором остался турецкий флаг.
А 25 апреля корреспондент Радио Свобода сама наблюдала, как российский корабль "Александр Отраковский" проследовал через Босфорский пролив без традиционного турецкого гостевого флага. Случались и более непонятные казусы. Газета "Хюрриет" сообщала, что российский корабль "Сметливый" был окутан дымом неизвестного происхождения. Инцидент произошел ранним утром 7 марта и вызвал много споров. То же самое произошло с эсминцем "Быстрый" 28 апреля. Комментарий пользователя "Твиттера" под ником 7FBTK: "Это не машина на мосту горит, это эсминец "Быстрый" под мостом проходит".
А вот фотография с берега.
Бывший капитан Ясин Туран считает, что такая дымовая завеса может возникнуть в результате неполадок с двигателем: "Российские корабли, перевозящие военные грузы в Сирию, очень старые и уже отработали свое. Мы боимся, что очередной корабль, проходя через Босфор, может просто взлететь на воздух..."
Альпер Болер тоже замечает, что корабли изношены и выполняют слишком много рейсов. По его наблюдениям, прошлым летом Босфор ежедневно пересекали российские корабли – по два в день. Сначала они следовали без остановки. Потом их трафик несколько уменьшился, но ненамного. "Возможно, это произошло из-за напряженного графика работы, – говорит Альпер. – Многие корабли просто "устали" и им необходим профилактический ремонт. Один поход в Сирию и обратно длится в среднем около десяти суток. Они загружаются обычно в Новороссийские или Севастополе, через пару суток приходят сюда, потом направляются в Сирию. Через десять дней мы поджидаем их обратно. Сейчас в перевозках военных грузов в Сирию задействованы около шести российских судов. Они постоянно курсируют между странами, начиная с 2012 года".
Поначалу для перевозок грузов российские военные использовали обычные десантные суда. Однако по мере усиления военных действий в Сирии их стало катастрофически не хватать. Гражданские суда не годились для перевозки военных грузов. В случае подозрения на наличие запрещенного груза, в соответствии с международным морским правом, турецкие власти имели полное право досматривать гражданские суда, конфисковать грузы и отправлять их обратно на Родину. Подобный инцидент произошел в 2012 году в Кипрском порту, когда совершавшее рейс в Латакию из Санкт-Петербурга торговое судно было задержано после обнаружения на борту российского военного груза. Во избежание неприятностей и международных скандалов России пришлось пойти на создание вспомогательного военного флота. Бывший капитан Ясин Туран рассказывает, что в этом процессе непосредственно участвовала Турция: турки продали России восемь бывших в эксплуатации транспортных судов. Их покупка стала, скорее, вынужденной мерой. "Поначалу заказы на производство военных кораблей, перевозящих грузы для Сирии, хотели разместить на российских предприятиях, – говорит Туран. – Их строительство необходимо было закончить в рекордно короткие сроки. Но, зная сегодняшнее состояние российской промышленности, можно сказать, что их специалисты оказались не готовы к столь масштабным задачам". Поэтому военные решили сделать подешевле и побыстрее, замечает Туран. Они просто отправились на международный рынок и купили старые суда, которые местные турецкие судовладельцы с радостью отдали им по бросовым ценам.
Длительное время судно догнивало на причале в Измире, но потом оно неожиданно для всех появилось под российским флагом в составе вспомогательного российского военного флота
Первым к берегам Сирии отправился бывший турецкий сухогруз Alican Deval. Он прошел пролив Босфор в южном направлении в середине октября прошлого года. Корабль грузоподъемностью шесть тысяч четыреста тонн был построен более тридцати лет назад на болгарских верфях и принадлежал турецкой компании Deval Shipping & Trading. Турецкие судовладельцы давно собирались его списать из-за аварийного состояния судна. Очевидцы утверждали, что российский покупатель в спешке даже не успел замазать старое название. Это было заметно, когда корабль миновал Босфор. По свидетельству очевидцев, рядом со старым турецким названием Alican Deval красовалось русское "Двинница-50". О судьбе еще одного турецкого корабля, который оказался в составе "Сирийского экспресса", рассказывает проживающий в Стамбуле сорокалетний морской инженер Кемаль Кырыкчи. Судно это появилось под именем "Вологда". Оно было построено в восьмидесятых годах на верфях в пригороде Стамбула. "Отработав свой срок, судно оказалось непригодным к эксплуатации, его решили отправить на металлолом, – говорит Кырыкчи. – Длительное время судно догнивало на причале в Измире, но потом оно неожиданно для всех появился под российским флагом в составе вспомогательного российского военного флота". Есть в числе кораблей и судно "Новороссийск", которое не принадлежит напрямую России. Владельцем его до сих пор является Турция. Но судно сдано в аренду Республике Палау, которая находится около Австралии. На нем до сих пор можно увидеть закрашенные опознавательные турецкие знаки.
Когда отношения между Турцией и Россией расстроились, факт продажи судов российским военным всплыл в прессе и вызвал весьма негативную реакцию.
Местные предприниматели отказались обнародовать финансовые подробности сделок, заявив только о том, что сделки произошли спешно и спонтанно. В сентябре минувшего года в Стамбуле неожиданно появились торговые представители российских компаний, которые предлагали хорошую цену за каждый такой поношенный турецкий корабль, заявил мне на условиях анонимности представитель турецкой судовладельческой компании. Местные судовладельцы с радостью отдали им суда, которые стояли на приколе в морских портах и ожидали своей очереди на металлолом. Российские специалисты пришли в ужас от технического состояния судов. Средства информации сообщали о том, что отдельные члены российских экипажей отказались выходить на них в море, опасаясь за свою жизнь. В частности, 26 октября минувшего года российский портал FlotProm написал о том, что предназначенное для отправок грузов в Сирию судно "Вологда" оказалось "убитым в хлам": "Работники 13-го судоремонтного завода Черноморского флота не смогли полностью отремонтировать бывшее турецкое судно "Вологда-50", недавно купленное Россией и зачисленное в состав вспомогательных сил ВМФ. Они говорят, что сухогруз попал к ним в слишком плохом состоянии… Главным объектом для ремонта на сухогрузе была автоматика главных двигателей, в частности, система дистанционного управления ими, в которой почти все элементы были неисправны. Особенные проблемы возникли при ремонте сенсорной составляющей, с которой представители завода просто не сталкивались ранее, поэтому ремонтировать не умеют. В итоге починить ее так и не удалось".
Морской инженер Кемаль Кырыкчи замечает, что эти старые убитые корабли отправляются в Сирию с опасным военным грузом. "Каждое такое судно, проходя через Босфор, может взлететь на воздух и представляет опасность для людей, – говорит он. – Побережья пролива весьма плотно заселены, на его берегу находится Стамбул с населением более 11 миллионов человек".
Под словами Кемаля Кырыкчи может подписаться практически каждый житель Стамбула.
Что же касается стамбульских блогеров, то их занимает далеко не только российский флот. Вот российская президентская яхта "Чайка" возвращается в Сочи после зимовки в хорватском Сплите. Она тоже стала предметом интереса.