В марте 2008 года вокруг Европейского университета в Петербурге уже разворачивалась битва – тогда учебное заведение закрыла пожарная охрана. За этим последовали возмущенные письма, петиции, международное научное сообщество выступало в поддержку вуза, а студенты оплакивали свои несостоявшиеся дипломы и выступали с перформансами на тротуарах Гагаринской улицы. Восемь лет назад опасались, что кому-то мог приглянуться роскошный дворец графа Кушелева-Безбородко, где располагается университет.
Сейчас Европейскому университету вновь адресованы претензии государственных органов. Государственная аккредитация его программ высшего образования приостановлена. Пока она не будет восстановлена, вуз не сможет выдавать дипломы государственного образца.
Исполняющий обязанности ректора петербургского Европейского университета Николай Вахтин не видит в приостановке аккредитации ничего из ряда вон выходящего:
– Это была внеплановая проверка, и она выявила кучу всякий мелких формальных нарушений – вроде того, что уже зачисленные студенты, оказывается, по новым правилам должны писать заявление с просьбой о своем зачислении. Или вот еще мое любимое нарушение: программа магистратуры по одному из направлений выражена не в целых числах – на нее отпускается, допустим, 132,5 часа, а этого нельзя, надо, чтобы число часов было целым. Я хочу подчеркнуть самое главное: приостановлено действие не лицензии, а аккредитации, это очень важно, то есть это никаким образом не затрагивает учебный процесс, мы продолжаем учить студентов, ничего у нас не меняется, 13 апреля пройдет День открытых дверей. Для исправления нам дан месяц, и я надеюсь, что мы в него уложимся. Проверки и комиссии работают везде, сейчас проверяют очень много именно петербургских вузов, а почему – один Господь ведает.
В конце января Рособрнадзор лишил аккредитации шесть российских вузов, в конце февраля – восемь, причем в три из них даже запрещен прием. Что же касается петербургского Европейского университета, известно, что некоторое время назад он был вынужден отказаться от иностранного финансирования, чтобы не быть занесенным в список иностранных агентов. Николай Вахтин поясняет, что таково было решение попечительского совета вуза, принятое в октябре прошлого года, что отказаться пришлось от разных пожертвований и грантов, но не от приема иностранных студентов, которые по-прежнему платят за обучение. Правда, общая политическая атмосфера в стране не способствует увеличению их числа – иностранные студенты просто боятся ехать в Россию, хотя те, кто все-таки приезжает, об этом, как правило, не жалеют. По словам Николая Вахтина, в основном, Европейскому университету удается заменить иностранные деньги российскими, но не везде:
– Прежде всего страдает наш огромный, блестящий и очень дорогой проект по приспособлению этого здания для учебных целей. Мы собирали деньги на него по всему миру, но теперь это невозможно, и это отдаляет момент, когда наш университет станет образцом вуза, находящегося в здании, имеющем историческую ценность.
Преподаватель Европейского университета, антрополог Илья Утехин подчеркивает, что претензии Рособрнадзора касаются не качества обучения, а соответствия формальным требованиям бюрократических документов в условиях введения нового государственного образовательного стандарта.
– Недавно для ряда дисциплин были введены новые стандарты, но те, кто его принимали, не подумали, что вводить его нужно было не весной, а осенью. И получилось так, что многие студенты получили дипломы старого образца, ведь правила поменялись, когда они сдавали последние экзамены. Вот это и обнаружила проверка, и теперь нас спрашивают – а почему документы оформлены не по новым правилам? Да потому, что человек пришел в ресторан, заказал определенное блюдо, начал есть – а теперь ему предлагают поменять заказ. Большая часть предъявленных нам претензий связана с тем, что законодательные нормы не заточены под тот тип учреждения, которым мы являемся. Они касаются бакалавриата, а мы уникальное учреждение, где бакалавриата нет, а есть только магистратура и аспирантура. Но, боюсь, нашу правоту нам придется доказывать в суде.
Президент Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков смотрит на ситуацию в петербургском Европейском университете не так оптимистично.
– Это лучший университет страны в своей области, лучшая магистратура, и им предъявлены претензии, которые предъявляются рядовым вузам. Это означает, что Европейский университет стараются подогнать под общий стандарт, под общую гребенку. Это те стандарты, которые сейчас распространяются в вузах, представления о вертикали, которой должен быть университет, в отличие от либерального союза студентов и преподавателей. Посмотрите на наш большой университет – там все светлое давится, все приличные люди выдавливаются, шаг в сторону считается побегом. Зато все обязательно должны писать бумажки, которые уж не знаю чему соответствуют. И я не уверен, что Европейский университет делает правильно, все время поддаваясь государству, министерству образования, все время сдвигая свои практики в сторону тех, что приняты в Московском и Петербургском университетах. Так он перестанет быть тем творческим инновационным заведением, которым Россия могла бы гордиться, где бы могли учиться творческие люди, не выезжая за рубеж. И главное, все это не улучшает положение Европейского университета – он все равно воспринимается как подозрительный и готовый к нелояльности.
По мнению Виктора Воронкова, лучше бы петербургскому Европейскому университету ни в чем не уступать давлению государства – вплоть до включения в списки иностранных агентов. Воронков уверен, что, сколько не уступай, государство все равно не успокоится, пока не превратит ЕУСПб в стандартное учебное заведение.