В городе Орск Оренбургской области после пересчета компенсаций за услуги ЖКХ пенсионеры начали отказываться от получения этих денег в пользу президента России Владимира Путина, губернатора области Юрия Берга и даже в пользу собаки президента – хотя та уже давно умерла.
В январе этого года пенсионерка Мария Богуш, как и 400 тысяч человек, которым выплачиваются компенсации за услуги ЖКХ в Оренбургской области, этой самой компенсации не получила. Ей объяснили, что по новому закону выплаты будут производиться не авансом, а по факту, то есть рассчитывать на компенсацию Мария Ефимовна сможет через месяц.
Когда спустя месяц, вместе с пенсией 79-летняя Богуш, инвалид II группы, получила эти деньги, стало понятно, что закон изменил не только сроки, но и суммы компенсаций. Они стали значительно меньше.
Тогда Мария Богуш вместе с другими пенсионерами обратилась за разъяснениями в органы соцзащиты. Четких объяснений первое время никто дать не мог:
"Телефон нашла в интернете, позвонила – не отвечают, – рассказывает Мария Богуш. – Тогда я позвонила начальнику соцзащиты. Она сказала, что все пересчитают. Еще через несколько дней я снова звоню. Сказали, что у них ошибка произошла в компьютере. Я туда, там пришли люди с палочками, все бегут в эту соцзащиту, им надо за квартиру платить, а нечем. И там столько народу было, что яблоку негде было упасть! Все пришли, ждали очередь, чтобы попасть на прием".
"Указан был "горячий" номер телефона в Оренбурге и Орске. По этим телефонам звоним – сбрасывают. И все. Они не берут трубку, – рассказывает еще один орский пенсионер, инвалид по зрению Николай Сучков. – Люди, которые идут в райсобес, потом мне говорят: "Николай, не ходи, там народу – не пробиться. Бесполезно". А до Оренбурга я так и не дозвонился на эту горячую линию. Я обращался и к депутатам. Сказали – "разберемся и доложим". Вот до сих пор разбираются и докладывают. Это только у нас в Оренбургской области такое".
После перерасчета по новому закону все, кто получал компенсации, по сути их лишились. Суммы уменьшились в разы. Например, ветеран труда с 60-летним стажем, "ребенок войны" Мария Богуш до перерасчета в качестве компенсации за услуги ЖКХ получала 1817 рублей 74 копейки – что для российских пенсионеров существенные деньги. А после изменений в региональном законе ей начислили 110 рублей 62 копейки.
Чтобы привлечь внимание к проблеме, Мария Богуш решилась на отчаянный шаг. Она пришла на почту и перевела деньги, которые ей выплатили, президенту России Владимиру Путину. За перевод 110 рублей "Почта России" взяла еще 80.
На почтовом бланке пенсионерка написала "Ленинград, есть работа, капремонт – 2 рубля. Орск, нет работы, капремонт – 7 рублей. Разберитесь", имея в ввиду разницу по платежам за капитальный ремонт многоквартирных домов. Мария Богуш рассказала, что из-за отсутствия работы в Орске ее дети вынуждены уезжать из Оренбургской области: "У меня дети работают в Крыму, а который в Оренбурге – у него 9200 зарплата".
Примеру Марии Богуш последовали еще несколько пенсионеров.
Николай Сучков получил вместо 947 рублей 310. Тогда он тоже решил отказаться от компенсации. "Я решил провести акцию протеста: отказаться от этой "подачки". Я так и указал в заявлении, что я провожу акцию и прошу мне не начислять данную сумму, от получения которой я отказываюсь. Если заявление у меня не примут, то на этой квитанции, которую приносят мне, напишу: "В знак протеста я отказываюсь получать данную подачку". И могу даже добавить, что эти деньги прошу отослать господину Путину на содержание его собаки, которая у него имеется. Он же хвастался" (на самом деле, собака Путина, лабрадор Кони, умерла в 2014 году).
Министерство социального развития Оренбургской области, ответственное за эти выплаты, довольно быстро отреагировало на обращения пенсионеров и признало, что в начислениях могут быть допущены ошибки.
Через день после перевода денег Путину Марии Богуш пересчитали размер выплат и начислили еще 1172 рубля 46 копеек (14,7 евро). Однако пенсионерка осталась недовольна. "Меня не устраивает, это все равно на 500 рублей меньше. Я живу одна. Раньше получала 2500 рублей, потом 1800, а сейчас уже 1300. Есть разница? Не удовлетворюсь, пока мне не ответит Путин. Я буду добиваться до конца. Чтобы мои дети жили спокойненько и никто их не грабил".
К Николаю Сучкову лично пришла домой директор местного учреждения соцзащиты и сообщила ему радостную новость о том, что компенсация стала больше, правда, всего на 19 рублей. "Мне неудобно, что их заставили, хотя они и сказали, что сами пришли, но мне хотелось им плюнуть в лицо. 19 рублей насчитали! Сказали, что была ошибка. Я говорю, вы почему-то в большую сторону не ошибаетесь, а всегда в меньшую. Ну что им скажешь?" – говорит Сучков.
Уверения Министерства о том, что выплаты будут пересчитаны, не успокаивают пенсионеров Оренбургской области.
В конце прошлой недели еще один орский пенсионер, инвалид III группы, 76-летний Юрий Косяченко, получивший на 560 рублей меньше, чем раньше, отправил деньги губернатору Оренбургской области Юрию. Бергу. "Последний месяц нас ободрали как липку. Я думал, что это федеральный закон, а если это закон областной, значит, надо на коттедж Бергу отдать. У него коттеджа нет, как я слышал, все на жене!"
В первой половине марта в Оренбуржье ожидается сразу несколько митингов из-за внезапного снижения компенсаций пенсионерам за оплату услуг ЖКХ. Один из них устраивает местное отделение "Справедливой России". Лидер фракции партии в Законодательном собрании Оренбургской области Владимир Фролов ожидает, что в акциях протеста примут участие тысячи человек:
"Мне рассказывали, что в Орске в органы социальной защиты пришел разбираться участник боевых действий в Афганистане. И когда ему 100 рублей оставили по ЖКХ, он в порыве гнева разбил у чиновника компьютер прямо об пол. Вызвали полицию, скрутили его там и отвезли в отделение. Вообще, этот вопрос возник 5 ноября прошлого года на Законодательном собрании области, где в законы о ветеранах труда, о тружениках тыла, о реабилитированных и многодетных семьях вносились изменения. На основании 176-го федерального закона делали вывод, что сегодня по фактическим расходам будут выплачиваться компенсации, а не авансом. Хорошо, мы не возражаем. Но они что делают? В этом законе привязывают к квадратному метру все жилищно-коммунальные услуги. Вроде бы тоже ничего страшного. Но Министерство социального развития скрывает методику расчета. Люди получали по 1000 рублей, по 1200, а начали получать по 200-300 рублей. А 17 февраля 408 миллионов рублей снимают с Министерства социального развития и направляют в Министерство финансов для аккумуляции средств, видимо, для покрытия проблем по кризису".
В Министерстве социальной защиты считают, что эти изменения – требование федерального закона:
"У нас в области до января платили компенсации на основании регионального стандарта, т.е. по усредненным показателям, – рассказала радиостанции "Эхо Москвы" в Оренбурге представитель ведомства Ольга Георгобиани. – Но многие регионы еще с 2009 года приняли расчеты по факту ("копейка в копейку"). Это Ленинградская, Смоленская, Ростовская области, Республика Татарстан, Краснодарский край. Иначе нельзя, потому что это требование федерального закона, который диктует адресность, нуждаемость и начисления по факту. Очевидно, другие регионы пережили этот период раньше".
Возникшие в процессе перехода нестыковки в некоторых расчетах в министерстве считают вполне естественными:
"Информационная система запускалась очень быстро, всего лишь за полгода, – пояснила Георгобиани. – Некоторые регионы по пять лет ее отлаживали. Поэтому на первом этапе столкнулись с такими особенностями проявления системы. Она обрабатывает огромный массив информации: 2 миллиона счетов, 400 тысяч получателей и 400 поставщиков. Сейчас, естественно, какие-то слабые места были выявлены и сделано все, чтобы этого больше не случилось. Реакция была незамедлительной. Все недостоверные и некорректные расчеты, которые были сделаны в результате нестыковки информационных комплексов, все это исправлено. С 3 марта доплата уже идет тем, кто получил некорректно начисленные суммы".
Пострадавшие от перерасчетов пенсионеры сомневаются, что им вернут хотя бы прошлые суммы компенсаций, и призывают выходить на митинги не только тех, кого коснулся этот перерасчет, но и всех жителей области. Прийти и поддержать их. А ветеран труда с 60-летним стажем, "ребенок войны", инвалид Мария Богуш из Орска ждет ответа от Владимира Путина: "Я написала "Москва. Кремль. Путину". У меня должно быть уведомление почтовое, кто получил и как, и какой результат. Я хочу знать. Я хочу довести до конца!"