5 марта - особая памятная дата.
Всех с праздником Чейна и Стокса!
Те, кто не помнит, кто такие Чейн и Стокс, могут навести справки в Википедии либо пересмотреть фрагмент фильма "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви".
В этот день бывшие узники ГУЛАГа выпивали за то, "чтобы не воскрес".
Не все. Некоторые, сами отсидевшие, считали, что "с нами только так можно", "при нем был порядок" и т.п.
Россия не делится, как казалось многим в 50-60 годы, на сидевших и сажавших. Сажавшие садились. Отсидевшие оправдывали сажавших. В прямом смысле - не делится.
Но метафорически, может быть, делится. Незримая линия условных баррикад в тот советский период, который многие вспоминают ностальгически, проходила именно здесь. Для меня тогда фраза "Сталин сложная неоднозначная фигура" означала примерно то, что сейчас фраза "конечно, с Крымом не очень красиво вышло, но люди сами хотели".
На одной стороне баррикад люди поздравляют друг друга и рассуждают о том, что в некоторых случаях смерть - вполне себе повод для праздника:
Вспомнилась и знаменитая афиша ресторана в Вашингтоне, где по случаю смерти Сталина давали бесплатный борщ.
Хорошо ли, правильно ли, морально ли, говорят некоторые, называть праздником смерть человека - да, пусть нехорошего и даже преступного, но все же...
Праздновать чью-то смерть, понимаю, как-то не очень.
Хорошо, давайте праздновать не чью-то смерть, а просто некое событие, спасшее от смерти и страданий тысячи и даже миллионы все еще живых людей.
Так годится?
Все это: "можно ли праздновать смерть человека" - обсуждать, что жевать траву. Мне посчастливилось в моей юности бывать в этот день в доме Георгия Александровича Лесскиса, где этот день, точнее - ночь, праздновали всегда, неизменно и обязательно как день собственного рождения. Люди, которые собирались там, совершенно точно знали, что они празднуют, какое событие.
Они праздновали невечность зла.
Сталин не был гением, даже гением зла. Интеллектуально абсолютно убогий, скособоченный и низкорослый, обезображенный грузин был лишь формой, которую зло выбрало для своего триумфа. И когда он лежал сутки в луже собственной мочи, и вся могущественная система, выстроенная им, способная легко убить миллион человек и подчинить себе полмира, не подошла к нему, чтобы достать его из лужи, перенести на диванчик и вызвать врача, то это не была смерть человека. (Но это ведь и была его идея - не быть человеком.) Это было такой реализацией парадокса зла. Могущество убивать есть лужа мочи, в которой могущий узнает предел своего могущества.
С праздником!
И еще 5 марта вспоминается анонимная эпитафия, сочиненная вскоре после смерти Робеспьера:
Passant, qui que tu sois, ne pleure pas mon sort.
Si je vivais, tu serais mort.
("Прохожий, не печалься над моей судьбой.
Ты был бы мертв, когда б я был живой")
Очень важный сегодня день.
День-напоминание о том, что даже самые страшные безумцы и самые кровавые преступники — всего лишь смертные люди.
Другими словами - "Кто не помер, тот помрет", как откомментировал Алексей Навальный в Фейсбуке фотографию с московской остановки:
Плакат, который целый день провисел неподалеку от метро "Павелецкая", ругали за дурновкусие:
логично, конечно! мы все помрём когда-нибудь... но как-то фу
Катя, знаете почему не фу? потому что он сам выбрал этот жанр расставания с нами. ))
Ругали и за посыл. Как сторонники, так и противники оппозиции задавались вопросом: неужели это единственный выход из нынешнего тупика?
Это что, единственное на что можно надеяться? Там еще Осень Патриарха нас ждет.
А кто-то просто каламбурил.
По указанию властей на плакате с посмертной маской Сталина текст "Помер тот, помрет и этот" заменен на "Помер тот, а этот не помрет".
Многие оппозиционеры никакого фатализма в плакате, впрочем, не разглядели:
Ннне понял. Понятно, что в хорошем произведении каждый найдет свой смысл, ннно.
Где вот в плакате «Помер тот, помрет и этот» видят надежду исключительно на бога и провидение?
Как говорят в таких случаях летчики, «в воздухе еще никто не застревал». Не подменяйте господом богом биологию: мы все смертны.
Медицинский, так сказать, факт. Многократно проверенный.
Нет, ребята. Если человек устраивал выборы под лозунгом «если не Путин, то кто?», если человек настойчиво дает понять, что с поста он уйдет только ногами вперед — и этот человек, и его подданные заслуживают напоминания: это не навсегда. И этот помрет.
Страшно, правда?
Пятый срок неизбежен.
Актуально ли сегодня говорить об этом?
О да, более чем. Именно сегодня. Бессмертность, вечность Путина — это стыдливая фигура умолчания, бессмысленный и одновременно краеугольный камень консенсуса современной российской политической элиты. Володинское "Нет Путина — нет России": это же сущая правда, все они прекрасно знают, что от их любимой дойной России после Путина ничего не останется. <...>
Думать об этом крайне неприятно Путину и его команде. Поэтому-то мы и должны говорить об этом, напоминать, форсить эту повестку.
Путин — немолод. Путин — смертен. Он скоро умрет, а его сторонники плюнут на его могилу, отвернутся от него и устроят адскую грызню раньше, чем он успеет разложиться на плесень и на липовый мед. Об этом сегодня важно не забывать.
День смерти тирана в СССР праздновали и раньше.
В СССР отмечали дни смерти Ленина и Сталина. Вывешивали красные флаги с черными лентами по краям. Торжества отменили году в 56-ом. Хрущев объяснял свое решение тем, что народ траур превращает в праздник.
Многие делились яркими историями:
Напоминаю: это было в шесть утра. Луна, сугробы, маленький эстонский городок. Закрытый магазин и замкнутые ставни. Боковую лесенку на второй этаж Юра одолел единым махом. Постучал сначала вежливо и тихо, а потом руками и ногами. Дальнейшее я попытаюсь передать, как это много раз от него слышал (а мемуар его куда-то затерял).
Издалека послышались шаркающие шаги немолодого человека и отчетливое вслух брюзжание по-русски, но с немыслимым эстонским акцентом:
– Черт побери, опять эти русские свиньи напились. Юра сложил ладони, чтобы так было слышней, и через дверь отчаянно вскричал:
– Пожалуйста, откройте, очень надо!
И услыхал через дверь вопрос, по-моему, просто гениальный:
– А что, разве уже?
– В том-то и дело! – радостно ответил Юра. Отворяя дверь, пожилой эстонец в халате и с керосиновой лампой в руках нетерпеливо спрашивал:
– Но я только что слушал радио, и там только какое-то дыхание…
– Вот в нем и дело, – пояснил Юра, – у нас в палате врач, он говорит, что всё теперь в порядке.
– Что вы говорите! – эстонец излучал любовь и радость. – Поскорей пойдемте в магазин. Извините, я в таком виде. Сколько вам бутылок? Извините, что я такое говорил спросонья о ваших русских. Это пустяки, что у вас деньги только на одну, берите две, вы всё равно придете снова. Я благодарю вас от всего сердца.
Но есть и люди, для которых этот день по-прежнему траурный. Сеть облетел фоторепортаж Алексея Наседкина о людях, стоявших в очереди к могиле Сталина с букетами красных гвоздик.
ад в том, что это потомки жертв
Немыслимо
Это мрак, который с нами
А тем временем депутат Носов подвергает сомнению количество жертв в годы репрессий и раздаёт интервью, что "Архипелаг ГУЛАГ " - "заказуха".
Было бы более уместно, если бы все эти люди не носили Сталину гвоздики, а мазали ему губы кровью (не обязательно своей или младенцев, кровь наверняка можно купить на рынке).
Съездили на Бутовский полигон. Вообще, конечно, когда своими глазами видишь эти огромные рвы по несколько десятков метров длинной, в которые и закапывали людей, это действует. Сильно.
Люди есть. Приходят. Немного - но есть.
Рассказали ребенку, кто, что и зачем.
- А где Сталин похоронен? - спрашивает.
- Зачем тебе?
- Хочу жвачку ему на нос прилепить.
Иноформагенства сообщают, что тысячи людей пришли почтить память Сталина. Могила была завалена цветами.
Девятилетний ребенок сразу все понял.
А эти...
Необучаемые.
В противоположном лагере тоже есть антисталинисты:
По непонятной причине из Фейсбука оказался удален пост карикатуриста Андрея Бильжо, в котором тот откомментировал фоторепортаж Наседкина (копия сохранилась в сети ВКонтакте):
Могу лишь предположить....
Люди эти,скорее всего не способны самостоятельно анализировать,сопоставлять события.
Они не любопытны,не любознательны.
Они легко подпадают под чужое влияние (мнение).
Ведомы.
У них сильна семейная традиция. ПАПА И МАМА ГОВОРИЛИ,ЧТО СТАЛИН....
и они усвоили это с детства.
Ну и ,конечно,те кто получал от той системы призы.
Лейтенант НКВД въехал в квартиру моего деда,бабушки и мамы в Старосадском переулке. Его дети ,внуки и правнуки,не могут не любить вождя-поэта.
Я не говорю сейчас о тех,кто торгует брендом этого вождя-параноика..
Плюс психопаты и сумасшедшие...Их много в очереди.
Многие отметили, что такое количество одинаковых букетов выглядит не вполне натурально, и попытались понять, кто и зачем мог организовать подобную акцию.
Интересно: все цветы одинаковые, то есть централизованно закупленные или просто доставленные откуда-то
Акция возложения цветов на могилу тирана была не "народная" и не "стихийная", а организованная, причем, скорее всего, структурами, близкими Кремлю (и вероятно, за наш с вами счет).
Правильно? Если правильно, то это новость и плохая (очевидно, что сталинизм в качестве современной государственной идеологии - это преступление и позор), и парадоксально хорошая (получается, что народ не настолько тоскует по усатому, как то хотят представить влиятельные политические структуры, подвергающие нас всех насильственной и многолетней ползучей сталинизации; получается все-таки совсем другой коленкор, куда более поправимый: сменить даже "сильный" режим все же, по определению, возможно, а народ, даже "слабый", по определению, нельзя).
Кроме того, есть немало вопросов в отношении современных форм сталинизма. На мой взгляд, они в почти неизменном виде сохранились, к стыду людей мыслящих и совестливых, в устройстве и принципах функционирования наших силовых структур, начиная, например, с ФСБ и ФСИН. Эти структуры с их отношением к человеку как к пыли, представляют собой беспримесное зло, доставшееся нам от большевиков, и именно их демонтаж необходим нашей стране, по моему мнению, в первую очередь. (К слову, это глубоко уловил ведущий современный акционист нашего времени Петр Андреевич Павленский.)
По сути же - если возложение цветов к стене было организовано с другой стороны той же стены, то возникает вопрос - зачем, с какой целью?
Что ФСБ и т.д. есть зло, это можно не обсуждать, но, скажем, Путин лично вроде бы в популяризации Сталина замечен не был. То есть это вряд ли для того, чтобы порадовать его личные чувства.
Если хотели показать всенародную любовь к памяти Сталина, то получилось слишком жидко - сколько там было этих пенсионеров на десятимиллионную Москву? Сто, двести, триста? То есть ноль.
Может быть, цель как раз и состояла в том, чтобы потроллить публику, от нас с вами до тех же западников? Например, отвлечь от реальных проблем на бессмысленные разговоры о "народном сталинизме". Или подкинуть дровишек в известную топку под названием "только Путин удерживает Россию от погромов".
При желании в очереди можно увидеть даже антироссийский заговор:
Короче, все эти одинаковые жирные махровые букеты гвоздик купил Обама и раздал своим марионеткам, чтобы они отнесли их под прицелами камер к Сталину и тем самым скомпрометировали перед всем миром нашу страну, особенно в последние годы знаменитую своей демократичностью, гуманностью, и приверженностью принципам мирного сосуществования.
Но кому-то такое внимание к могиле диктатора не кажется странным.
А чего все удивляются очереди к Сталину? У Путина президентский рейтинг 74, Путина с Гитлером уже только ленивый не сравнивал. Сталин при этом не воровал. Все логично.
Держать такого рода могилы в "самом сердце столицы" --тоже довольно странная затея. Ну а раз нашелся резон держать, найдутся те, кто завалит цветами. Ведь в этой нерешительности "кровавый диктатор или эффективный менеджер, м?" -- неокончательность позиции, презрение к мертвым, к жертвам и дурацкая попытка всем угодить, даже тем, кто не просил, а теперь вот приятно удивлен.
Можно смотреть на вещи и оптимистичнее:
Если так много людей любят Сталина - это означает, что мир настолько переполнен любовью, что вот-вот и лопнет, нахрен.
На самом же деле такое внимание к этому дню, вероятно, объясняется проще:
день затянувшихся похорон
седьмой уж десяток лет
мы думаем: помер, пожалуй, он
вокруг поглядим - ан нет!