Нет никакой Сирии.
Нет никакого легитимного сирийского президента.
Нет и "сирийского народа", который сам должен решить свою судьбу и судьбу Сирии.
Есть территория, которую избрали местом выяснения своих отношений, твердости мускулов и крепости нервов Россия и Запад. При этом под "Западом" лучше понимать ЕС, НАТО, США, а также весь Ближний Восток и Балканы. Да практически всех нужно под этим понимать, за исключением, возможно, Китая и Индии.
Меня, сознаюсь честно, уже давно занимает вопрос: почему Сирия? Зачем Сирия? Что такого там произошло и происходит, что Россия туда влезла? Вы скажете – "Исламское государство"? Так и в Ираке "Исламское государство". И в Ливии. И в Ливане. И в Йемене.
Что такого случилось 30 сентября прошлого года, когда "президент Сирии" обратился к Москве с просьбой ввести в Сирию российскую боевую авиацию, и уже через два часа после этого Государственная дума и Совет Федерации дали добро на применение вооруженных сил за рубежом, а еще пару часов спустя эти самые вооруженные силы уже кого-то там в Сирии бомбили? То есть успели туда прибыть, освоиться, развернуться и начать?
Понятно, что президент Путин рассказал нам о том, что там, в Сирии, решается судьба России. Там наши национальные интересы. И что бомбим мы только точечно и только злодеев. И либо мы их там и сейчас, либо они нас завтра и здесь.
У меня много вопросов. Обозначать все – пустое дело. Но некоторые очень хочется обозначить. А вдруг они еще кого-то заставят думать?..
Острые вопросы вызвало у меня эпохальное обращение к нации президента Путина 22 февраля 2016 года по поводу Сирии. Как вы помните, В. В. Путин сообщил: он позвонил Б. Обаме и договорился о прекращении огня в Сирии. И оно начнется вот-вот – 27 февраля, с чем согласились американцы. Обращает на себя внимание: президент Путин сказал, что США и Россия будут с 27 февраля наносить удары только по "Исламскому государству" и другим террористам.
У меня вопрос к г-ну президенту: а до этого значит, не только по террористам Россия наносила удары? То есть что, права была сирийская оппозиция и мировая общественность, обвинявшие российскую авиацию в бомбежках всех без разбора, и в первую очередь в бомбежках противников Асада?
Еще один смешной вопрос у меня возник на следующий день, когда 23 февраля я отмечал свой профессиональный праздник. И так совпало, что именно в этот день "президент Сирии" выступил и заявил, что "сирийское руководство согласно с прекращением огня". Вам не смешно? У вас нет вопросов? У меня есть. Почему о прекращении огня в своей стране сообщает не "легитимное руководство" этой страны, не воюющая с ним оппозиция, а два посторонних дяди? Причем на американского дядю мне в данном случае наплевать. Меня больше интересует российский "дядя", который и сам, и устами своих подчиненных Лаврова и Чуркина рассказывает, что "судьбу Сирии должен решать только сам сирийский народ".
Они – те, кто в Кремле, в МИДе, в Министерстве обороны, – действительно держат всех нас за идиотов?
Представляете?.. Скажем, вот Чечня 1990-х годов. Война. И вдруг США и, скажем, Катар, объявляют: они приняли решение о прекращении огня в Чечне. И всех вовлеченных приглашают присоединиться. А на следующий день президент России заявляет, что он с этим согласен. Вы себе такое можете представить? А ведь то, что происходит сейчас вокруг Сирии, выглядит именно так, как описано выше...
А еще такой вопрос у меня: что произошло бы, если бы вдруг "сирийский народ" в лице Асада не согласился бы с прекращением огня, которое объявили в Сирии Россия и США? Тут я еще должен добавить, что президент Асад, согласившись с прекращением огня, тут же объявил о своем праве его не прекращать. Отвечать на провокации. Я вот почему-то думаю, что первый "ответ на провокацию" последует минут через 15 после вступления в силу этого самого договора о прекращении огня. Тем более что России и США еще предстоит согласовать, кого именно считать террористами. Я сомневаюсь, что согласуют...
И, кстати, еще у меня вопрос: кто и как на территории Сирии различает, в какой деревне сидят сегодня террористы, а в какой – "умеренная оппозиция"? А еще у меня был пару дней назад вопрос: зачем министр обороны Шойгу вдруг прилетел в Иран? О чем он говорил и какое личное послание от Путина он привез президенту Ирана? Ответ на этот вопрос я получил ровно в тот день, когда Путин объявил о прекращении огня в Сирии.
А все дело в том, что армия Асада в Сирии не воюет. Там ее по сути нет. Нет дураков, чтобы "за так" проливать кровь на войне с неизвестным исходом. Проще отправиться в Германию и получать 900 евро в месяц в качестве беженца. А воюют там за режим Асада иранская пехота и Стражи исламской революции. И российская авиация. И еще российские "инструкторы" и "советники". И еще "чеченские отпускники и добровольцы". Вот вам цитата: "Если мы не будем бороться с врагами на территории Сирии и Ирака, в будущем нам придется противостоять террористам у южных и западных границ нашей страны".
Вы думаете, я цитирую президента Путина, который объяснил нам цели российской войсковой операции в Сирии? Ошибаетесь. Вот эта цитата целиком: "Специальные подразделения Сухопутных войск Корпуса стражей исламской революции Ирана принимают участие в боях на территории Ирака и Сирии". Об этом заявил командующий наземными войсками Корпуса бригадный генерал Мохаммад Пакпур. Войска были направлены в зону боевых действий, чтобы предотвратить проявление экстремизма в отношении шиитских мусульманских святынь: "Если мы не будем бороться с врагами на территории Сирии и Ирака, в будущем нам придется противостоять террористам у южных и западных границ нашей страны".
А еще у меня вопрос возник: вот и в Москве, и в Дамаске говорят, что любое вторжение сухопутных войск (имеются в виду, конечно, Турция и Саудовская Аравия) на территорию Сирии будет агрессией, потому что оно нелегитимно. Потому что без просьбы президента Асада или без мандата ООН. Так вот, а иранский генерал, равно как и сирийский президент, про легитимность иранских войск в Сирии что-нибудь упоминал?.. Я вот не видел и не слышал...
А еще один совсем глупый вопрос, на этот раз про деньги. Сирийская операция, как говорят в Кремле, России практически ничего не стоит. Даже в условиях экономического кризиса и нехватки средств в бюджете. Даже с учетом того, что поставки вооружения и боеприпасов собственно Сирии осуществляются бесплатно – внешний долг этой страны составляет 60 миллиардов долларов, источников доходов нет, потери экономики за минувшие три года превысили 212 миллиардов долларов...
Так вот: "практически ничего", по разным оценкам (официальные данные засекречены), составляет 5-8 миллионов долларов в день. То есть в среднем 488 миллионов рублей в день, или 14 миллиардов 625 миллионов рублей в месяц.
В России, по данным Росстата, в системе государственной медицины работает около 700 тысяч врачей. То есть месяц войны в Сирии – это 20 тысяч рублей в месяц зарплаты каждого врача... Интересно, а сами врачи – они как, сильно поддерживают президента и войну?.. Или они просто не сильны в арифметике?.. Или так сильно боятся "Исламского государства"?..
Вот последний на данный момент вопрос. Они – те, кто в Кремле, в МИДе, в Министерстве обороны, – действительно держат всех нас за идиотов?
Владимир Бекиш – эксперт в сфере стратегической безопасности