Ссылки для упрощенного доступа

Женский вопрос


Американские выборы непредсказуемы, и это лучшее, что о них можно сказать. Пока история движется неисповедимыми путями, она остается свободной. Об этом свидетельствуют первые, но далеко не окончательные победы неожиданных кандидатов не только у республиканцев, которые ищут управу на Трампа, но и у демократов, не знающих, как избавиться от Сандерса. Поскольку оба лидера вряд ли смогут победить на общеамериканских выборах, туго приходится и той, и другой партии. Но в лагере Хиллари Клинтон тактические проблемы осложняются еще и другим вопросом – женским.

Считалось, что центральной темой этих выборов будет преодоление второго барьера. Первый преодолел Обама. Если его победы на выборах стали историческим прорывом в расовых отношениях, то Хиллари претендует на историческую роль первого президента-женщины в США.

Пожалуй, второй барьер выше первого. Чернокожая Америка получила право голоса на полвека раньше, чем женская часть страны. Сейчас уже забыты причины этого опоздания, но о них стоит вспомнить. Дамам отказывали не потому, что считали их недостойными политики, а потому, что политику считали недостойной дам. Викторианская мораль ставила женщин на недосягаемую высоту. Им полагалось не только лелеять семью, но и смягчать нравы варваров-мужчин, вечно занятых войной и ее прямым продолжением – политикой.

– Вместо того, чтобы очеловечить борьбу партий, – говорили противники равноправия, – непосредственное участие в государственных делах придало бы женщинам мужские черты. Что неизбежно привело бы к социальным катаклизмам, от которых мир не сумеет оправиться.

Должны ли женщины поддерживать Хилари, лишь потому что она – одна из них?

Так думали не только мужчины, но и многие женщины, которые далеко не всегда восторгались выступавшими от их имени суфражистками. Особенно теми, кто бил витрины и дрался с полицией. Лишь после Первой мировой войны, когда женщины с успехом заменили воюющих мужчин, всеобщее избирательное право стало реальностью, а страхи его противников напрочь забылись.

Однако и сегодня женский вопрос, как показывает кампания Хиллари Клинтон, остается зубодробительным и взрывоопасным. В предвыборном контексте его можно сформулировать так: должны ли женщины поддерживать Хилари, лишь потому что она – одна из них?

– Да, – сказала Мадлен Олбрайт и добавила свою любимую шутку: – В аду есть особый угол для женщин, которые не вступаются друг за друга.

– Нет, – сказали молодые избирательницы Нью-Гэмпшира, проголосовавшие против Хиллари из расчета один к четырем.

Последних мне понять проще, чем первую. Эмансипация исключает стадный инстинкт. Стыдно голосовать за кандидата лишь потому, что он или она принадлежат к тому же полу, расе или вероисповеданию, что и избиратели. Суть равноправия в том, чтобы избавить личность от давления коллектива. Каждый из нас хочет быть собой, а не частью группы, в которую мы не сами себя включаем. Одно дело быть филателистом, а другое – “лицом кавказской национальности”.

С этим согласилась и сама Хиллари. Когда ее на дебатах спросили о потерянных голосах женщин, она ответила прямо:

– Я счастлива, что наша борьба за равноправие привела к успеху: американские женщины голосуют не за женщин, а за лучшего, по их мнению, кандидата.

Разумно? Вполне. Но эта позиция не исчерпывает вопрос. Равенство полов отнюдь не предполагает, что мужчины и впрямь не отличаются от женщин. Еще как! И если наука еще не умеет объяснить всех различий, то практика в этом преуспела, накопив опыт от матриархата до Маргарет Тэтчер.

В Европе уже давно женщины заседают не только в парламенте, но и в советах крупных компаний. Не боясь феминисток, воротилы большого бизнеса эксплуатируют специфически женские мозги, именно женскую интуицию и безусловно женский характер. Собственно, в этом, не переходя на личности, можно найти ответ на женский вопрос, который освежили нынешние выборы. Речь идет о том, готова ли Америка использовать могучий половой ресурс, предоставив женщине место в Белом доме. Хиллари, впрочем, в нем уже жила.

Александр Генис – нью-йоркский писатель и публицист, автор и ведущий программы Радио Свобода "Американский час – Поверх барьеров"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG