Еще недавно о русских немцах в Германии никто не говорил, они оставались вне зоны общественного внимания. Будучи аполитичными, не вмешивались в политические распри и дискуссии в стране. И хотя отдельные представители этой группы родившихся за пределами Германии немцев делали партийные карьеры и даже попадали в бундестаг, лидерами "своих" они не становились. Все изменилось после истории с мнимым изнасилованием мигрантами 13-летней Лизы из Берлина, чьи родители – выходцы из России. Хотя эта история в скором времени была разоблачена как фальшивка, тысячи русских немцев в январе и феврале приняли участие в акциях протеста против миграционной политики правительства.
О русских немцах в Германии впервые заговорили как о политическом факторе. Чего ждать от этой общины и почему среди ее представителей быстро распространяются симпатии к правым популистам? Ответ на эти вопросы вместе искали корреспондент Русской службы Радио Свобода в Германии Юрий Векслер и репортеры телепрограммы "Настоящее время" Дария Соловьева и Эльдар Али-заде.
Все началось с массовых сексуальных домогательств и ограблений женщин в новогоднюю ночь на кёльнском вокзале группами молодых мужчин, многие из которых были африканской и арабской внешности. Это происшествие дополнительно обострило и без того бурные дискуссии по вопросу о приеме беженцев. Вскоре на фоне этой истории появилась другая – о якобы имевших место похищении и групповом изнасиловании мигрантами 13-летней берлинской девочки Лизы из семьи российских переселенцев. К раскрутке этой истории была подключена вся мощь российской пропаганды. Русские немцы – сначала в Берлине, а затем и по всей Германии – вышли на акции протеста, привлекшие внимание журналистов и правопопулистских движений и партий, которые пытаются активизировать свою деятельность в преддверии выборов в нескольких федеральных землях.
23 января 700 русских немцев устроили в Берлине демонстрацию и митинг у резиденции канцлера. На следующий день демонстрации представителей этой общины прошли по всей Германии. Заметным в ходе этих акций был лозунг "Долой Меркель!", часто используемый антиисламским движением ПЕГИДА.
Накануне этого в социальных сетях анонимно, но массово распространялся следующий текст на русском языке (стиль и орфография оригинала сохранены):
"ВНИМАНИЕ! ЭТО ВОЙНА! ИЗНАСИЛОВАНА 13-ЛЕТНЯЯ ДЕВОЧКА В БЕРЛИНЕ. ПРОДАЖНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЁ ВЕРНЫЕ ПСЫ ПОЛИЦАИ ВСЯЧЕСКИ ПЫТАЮТСЯ ЗАМЫЛИТЬ ЭТОТ ФАКТ. ПРЕССА МОЛЧИТ УЖЕ НЕДЕЛЮ. В ВОСКРЕСЕНИЕ 24.01.2016 С 14.00-16.00 ВЫХОДИМ ВСЁ РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ НА ГЛАВНЫЕ ПЛОЩАДИ ИЛИ К РАТХАУЗАМ (здания муниципалитетов. – РС) ВСЕХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В ГЕРМАНИИ, ВСЕ ВМЕСТЕ, ОТ МАЛА ДО ВЕЛИКА, В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ. ТЕ КТО ПРОИГНОРИРУЕТ, ПУСТЬ СЧИТАЕТ ЭТО ИЗНАСИЛОВАНИЕ НА СВОЕЙ СОВЕСТИ. ЭТО ПЕРВЫЙ МИРНЫЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ ВЛАСТЯМ. МЫ СТОИМ НА САМОМ ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ, ЕСЛИ МЫ НЕ СПЛОТИМСЯ И НЕ ОТСТОИМ ГЕРМАНИЮ, ТО НАС ПЕРЕДАВЯТ, КАК КРЫС, КАЖДОГО ПО СВОИМ НОРАМ".
И хотя "Конвент российских немцев", на который указывали как на организатора акций, на своем сайте под названием "Сайт советских немцев" с адресом genosse.su (то есть товарищ.советскийсоюз) открещивался от этого призыва как от провокационного, ему последовали до 10 тысяч человек. Удивительно другое: после доказательных заявлений прокуратуры о том, что никакого похищения и изнасилования девочки не было, демонстрации не закончились. Они направлены против мигрантов с Ближнего Востока и из Африки, которые, как уверенно заявляют выходящие на демонстрации люди, "будут насиловать всех подряд".
Нас передавят как крыс, каждого по своим норам. Делайте перепост, чтобы все могли узнать
"Русские немцы" – название странное, определяющее социальную группу по языку общения, хотя многие из этих людей прибыли в Германию не из России, а из Казахстана, Киргизии, Украины и т.д. Пик переселения пришелся на начало 1990-х годов. Между 1992 и 1996 годами правительство ФРГ ввело регулирующие поток ограничения, в частности, квоту в 200 тысяч переселенцев в год, но все равно исход немцев из стран бывшего СССР продолжался. Сейчас их в Германии около 4 миллионов – неудивительно, что неожиданная публичная активность, проявленная этими людьми, вызвала множество вопросов и беспокойство в немецком обществе.
РЕПОРТАЖ ПЕРВЫЙ: КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ЛИЗА
Репортажи Дарии Соловьевой, Юрия Векслера и Эльдара Али-заде
Официальные мнения по поводу русских немцев были и остаются успокаивающими. Уполномоченный правительства ФРГ по делам переселенцев Хартмут Кошик заявил, что русские немцы интегрированы в жизнь Германии лучше других переехавших в страну, что многие из них помогают беженцам, а та часть русских немцев, которая вышла на улицы, – это незначительная маргинальная группа, около 10 тысяч человек. В правоте этого утверждения можно усомниться. 10 тысяч на 4 миллиона – вроде бы действительно немного. Но простые подсчеты показывают, что на демонстрации протеста "коренных" немцев против миграционной политики правительства при той же пропорции должны были бы выходить по 200 тысяч человек в день, а этого пока на наблюдается. Хотя, по данным опросов, политику кабинета Ангелы Меркель по приему беженцев не одобряют уже 80 процентов населения Германии – но в демонстрациях участвуют лишь считаные тысячи из них. Стало быть, дебютный выход русских немцев на улицы был не маргинальным, а вполне значительным.
История с якобы изнасилованной мигрантами девочкой как возбуждающий страсти фейк была позднее еще раз опробована теперь уже немецкими популистами – но и ее вскоре разоблачили как фальшивку. Что это было: вброс пропагандистской технологии, новые методы политической борьбы? Традиционный вопрос "Кому выгодно?" не обязательно должен вести сразу к Кремлю. Но многие комментаторы сходятся на том, что без Москвы здесь все же не обошлось. В прессе курсируют сообщения о якобы имеющей место финансовой поддержке Москвой антиисламистского движения ПЕГИДА и партии "Альтернатива для Германии", выступающей за выход Германии из евро и жесткое регулирование приема беженцев. Рейтинг этой партии, лидер которой Фрауке Петри недавно призвала к использованию оружия против беженцев на границах, по последним опросам, составляет 12 процентов. Это третье место по популярности после партий правительственной коалиции – ХДС/ХСС и СДПГ – и больше, чем у Левой партии, свободных демократов и "зеленых".
Где на этом пестром политическом фоне место "русских немцев"? Некоторых из них можно видеть на демонстрациях движения ПЕГИДА и "Альтернативы для Германии", есть и те, кто близок к неонацистским национал-демократам, но таких немного. На демонстрации в январе и феврале русские немцы выходили не под знаменами какой-либо политической силы, а от своего собственного имени. Насколько участники этих выступлений представляли всех своих соплеменников? На этот вопрос отвечает Александр Райзер, руководитель берлинского Объединения русских немцев Vision;
Но есть и те, кто по тем или иным причинам смотрят российские телеканалы, живо интересуются новостями из России, и вот эта категория, как мне представляется, наиболее подвержена воздействию российской пропаганды
– Нет такого понятия "русские немцы" в Германии. Это большой конгломерат различных групп. Есть молодые русские немцы, которые здесь пошли в свое время в школу, закончили ее и учатся в немецких вузах. Для них Россия – далекая страна, из которой приехали когда-то их родители. Сами они ассоциируют себя с Германией, здесь их Родина, здесь их жизнь. Есть категория более взрослых российских немцев, которые хорошо интегрированы в немецкое общество и практически не смотрят российское телевидение. Но есть и те, кто по тем или иным причинам смотрят российские телеканалы, живо интересуются новостями из России, и вот эта категория, как мне представляется, наиболее подвержена воздействию российской пропаганды. А еще существуют – как правило, в интернете – сообщества наших переселенцев, которым близка теория заговоров…
– Что этому противостоит?
– Существует много разного рода организаций российских немцев. Это объединения по интересам, с желанием достичь тех или иных целей. В основном это организации, занимающиеся интеграцией в немецкое общество. Самая старая – Землячество немцев из России, крупная организация, которая представлена филиалами во всех федеральных землях. Наша и многие подобные организации на местах, которые возникали с целью лучшей интеграции, предлагают соотечественникам курсы немецкого языка, проводят информационные мероприятия и экскурсии, рассказывают переселенцам об истории страны, куда они приехали жить. На наших мероприятиях можно узнать, например, о политическом устройстве и судебной системе Германии.
О "Конвенте российских немцев", который вывел людей на улицы в защиту Лизы, до сих пор практически ничего не было слышно. Он виртуально где-то существовал на просторах интернета. В реальности у этой организации нет ни адреса, ни помещения, где можно было бы увидеть функционеров, никаких реальных дел, скажем, каких-то курсов помощи соотечественникам. Время от времени мы слышали какие-то громкие заявления руководителей этого конвента. Но в декабре минувшего года я читал их отчет, из которого следовало, что конвент находится на грани самороспуска. И тут в январе им попался этот случай с Лизой, сделавший их курьезным образом чуть ли не представителями всех российских немцев, – говорит Александр Райзер.
РЕПОРТАЖ ВТОРОЙ: К КОМУ РЕВНУЕТ РУССКИЙ НЕМЕЦ
Лидер конвента Генрих Гроут недавно, уже после демонстраций, был изобличен журналом "Шпигель" как человек, в 1990-е годы тесно взаимодействовавший с российскими спецслужбами. Он и сам не скрывал своих связей с Москвой. Гроут и его представители летали в разгар истории с Лизой в Москву и лично информировали о ситуации министра иностранных дел Сергея Лаврова. Вмешательство Лаврова, упрекавшего немецкие власти в недостаточно активном расследовании "дела Лизы", удивило немецкую общественность и заставило многих говорить об информационной атаке на Германию. Извинений за беспочвенный, нарушавший дипломатические правила выпад, кстати, до сих пор не последовало. Когда съемочная группа "Настоящего времени" обратилась в посольство России в Берлине за комментарием, то получила отказ с мотивировкой, что "господин Лавров уже все сказал".
В статье Христиана Неефа в "Шпигеле" о Генрихе Гроуте есть немало интересных штрихов к его портрету. В 90-е годы Гроут пытался шантажировать правительство ФРГ. Тогда он еще жил в России, был сопредседателем организации "Возрождение" и выступал, в частности, за восстановление Республики немцев Поволжья. "Мы – немцы, и мы хотим, чтобы нас соответственно воспринимали", – писал тогда Гроут в адрес правительства ФРГ, которое платило ему как лидеру организации "Возрождение" жалованье. Тем не менее Гроут угрожал: если правительство ФРГ не будет в достаточной, по его мнению, степени заботиться o русских немцах, то "сотни тысяч уже живущих в ФРГ переселенцев проголосуют на выборах за правых экстремистов" или примут по его, Грота, команде решение переселиться в Аргентину, и тогда правительству Германии "придется платить Аргентине за каждую семью по 20 тысяч долларов". В 2002 году Генрих Гроут после нескольких скандалов в организации "Возрождение" переселился в ФРГ.
Кстати, как сами многие русские немцы, так и пишущие о них ошибочно полагают, что эту группу переселенцев приняли в ФРГ благодаря их этническому происхождению. Это не так: главным фактором приема было то, что немцы были в СССР преследуемой группой, которая подверглась насильственной депортации в 1940-е годы. Если бы не эта беда, то никаких прав на переселение в ФРГ у русских немцев не было бы, как нет их по закону у немцев, проживающих в различных регионах мира, в частности в Южной Африке и Латинской Америке.
Интегрированы ли в массе своей русские немцы в ФРГ? Большинство экспертов дают на этот вопрос положительный ответ. Но это не значит, что с этой группой населения не связаны определенные проблемы. А именно – страхи. Он, впрочем, сейчас характерен для многих немцев, не только переселенцев из бывшего СССР. Это страх перед разрушением привычного, стабильного образа жизни – в связи с мигрантским кризисом.
Один из высокопоставленных чиновников в Баварии сказал мне, что знаменитое заявление Ангелы Меркель "Мы справимся!", касающееся наплыва беженцев, большинство населения Германии давно уже воспринимает как наивное пожелание, а не как утверждение, имеющее общее с реальностью. Главный упрек к канцлеру, который приходится слышать очень часто, – в том, что Меркель не объясняет народу свои действия и решения. А там, где есть информационный вакуум, создается пространство, живительное для популизма. Именно так движение ПЕГИДА и партия "Альтернатива для Германии" заново открыли для себя русских немцев. За их голоса "Альтернатива" боролась до сих пор только в земле Бранденбург, а теперь будет делать это и на федеральном уровне.
РЕПОРТАЖ ТРЕТИЙ: "МЕЧТА ПУТИНА" ИЛИ КОМУ НУЖЕН ЗАХВАТ ГЕРМАНИИ
Весь протестный хор в Германии так или иначе колдует над одной задачей: свалить Ангелу Меркель. Многие пишут о том, что именно этого добивается и Москва, Путин: согласно этой точке зрения, без Меркель ему будет легче и впредь расшатывать Европейский союз. Однако, вне зависимости от того, уйдет ли нынешний канцлер в скором времени со своего поста или нет, беженцы и связанные с ними проблемы останутся. Главная проблема тут – не в нехватке средств или неповоротливости бюрократической системы Германии и всего Евросоюза. Проблема также в (не)способности тех или иных категорий беженцев к интеграции, в недостаточном стремлении уважать принятые в Германии нормы общежития. Именно в этих способностях части беженцев усомнились многие немцы после событий новогодней ночи в Кёльне.
Весь протестный хор в Германии так или иначе колдует над одной задачей: свалить Ангелу Меркель
Большинство жителей Германии по-прежнему решительно против того, чтобы мазать всех беженцев, а тем более всех мусульман, черной краской. Но глубину проблемы общество начинает сознавать. Неожиданно разумное слово в этом вопросе сказал бывший канцлер Герхард Шрёдер. (Неожиданно – потому, что дружба с Владимиром Путиным и работа в "Газпроме" изрядно подмочили репутацию этого политика). Шрёдер предложил принять программу работы с беженцами до 2020 года, в которой должны быть трезво и без самообмана названы все проблемы и задачи на уровне страны в целом, с ясностью в финансировании, с контролем за выполнением задач, с отслеживанием судьбы каждого въехавшего. В основе программы должен быть, по мнению экс-канцлера, новый закон об интеграции, который необходимо принять. Инициативу Шрёдера поддержало нынешнее руководство его партии – социал-демократов, входящих в правящую коалицию.
Если верить опросам, общественное мнение Германии по вопросу о беженцах выглядит парадоксально. 81 процент немцев считает, что правительство в должной мере не справляется с ситуацией. Рейтинг Ангелы Меркель, еще пару лет назад чрезвычайно популярной, теперь уже третий – после министра финансов Шойбле и министра иностранных дел Штайнмайера – и составляет 46 процентов, то есть ее работой довольно меньше половины населения. Теряет голоса и возглавляемая Меркель Христианско-демократическая партия. Но даже на этом фоне с формулой "Я нахожу правильным, что Германия принимает беженцев, пострадавших от войн" согласно 94 процента опрошенных немцев.
Очевидно, что в этих условиях особенно непросто будет найти себя русским немцам, которых, с одной стороны, провоцирует и подстрекает российская пропагандистская машина, а с другой – немецкие популисты всех мастей.